Оглавление
Мистерии Еврейская каббала Пришествие ИскупителяВосток - колыбель тайных обществ. Для какой бы цели они ни использовались, вдохновение и методы большинства из тех таинственных обществ, которые сыграли столь важную роль за кулисами мировой истории, исходили из стран, где разыгрывались первые акты великой человеческой драмы - Египта, Вавилона, Сирии и Персии. Восточный мистицизм, с одной стороны, и восточная страсть к интригам - с другой, сформировали системы, которые впоследствии были перенесены на Запад со столь потрясающими и далеко идущими последствиями.
При изучении тайных обществ мы должны исследовать две линии:
1. Общества, окутывающие себя тайной ради достижения эзотерических знаний,
2. Тех, кто использует тайну и секретность для скрытых и, как правило, политических целей.
Однако эзотеризм представляет собой двойственный аспект. Здесь, как и в любой фазе земной жизни, есть "две стороны медали" - свет и тьма, Рай и Ад человеческого разума. Поиск скрытых знаний может закончиться или посвящением в божественные истины или в темные и отвратительные культы. Кто знает, с какими силами он может вступить в контакт? Поэтому посвящение, которое ведет к использованию духовных сил, добрых или злых, способно либо поднять человека на большие высоты, либо унизить его до таких глубин, которых он никогда бы не достиг, оставаясь на чисто физическом плане. Когда люди объединяются в ассоциации, создается коллективная сила, которая может оказывать огромное влияние на окружающий мир. Отсюда важность тайных обществ.
Скажем раз и навсегда: тайные общества не всегда создавались для злых целей. Напротив, многие из них возникли из высших устремлений человеческого разума познать вечные истины. Зло, возникающее из таких систем, обычно заключается в извращении принципов, которые когда-то были чистыми и святыми. Если я и не углубляюсь в эту тему, то лишь потому, что ей уже посвящена обширная литература, так что здесь ее нужно затронуть лишь вкратце.
Так вот, с древнейших времен существовали группы посвященных или мудрецов, утверждавших, что они владеют эзотерическими доктринами, известными как мистерии, недоступные пониманию простых людей, относящиеся к появлению и концу человека, жизни после смерти и природе Бога или богов. Именно этот атрибут составляет существенное отличие посвященных древнего мира от великих учителей религий, с которыми современные оккультисты пытаются их смешать. В то время как религиозные лидеры, такие как Будда и Мухаммед, стремились к божественному знанию, чтобы передать его миру, посвященные считали, что не следует открывать профанам священные тайны. Хотя желание пройти духовное посвящение может проистекать из высшего устремления, удовлетворение этого желания зачастую приводило к духовному высокомерию и отвратительной тирании, поэтому неофит подвергался страшным испытаниям, физическим и психическим пыткам, иногда заканчивающимся смертью.
Мистерии
Согласно теории, распространенной в оккультных и масонских кругах, определенные идеи были общими для всех наиболее важных мистерий, образуя непрерывную традицию, передаваемую через сменяющие друг друга группы посвященных разных эпох и стран. Среди этих идей, как говорят, была концепция единства Бога. В то время как для масс считалось целесообразным проповедовать политеизм, поскольку лишь так массы могли постичь множественные аспекты Божественного, сами посвященные верили в существование единого Высшего Существа, Создателя Вселенной, пронизывающего всё и управляющего всем. Огюст Ле Плонжон, пытавшийся доказать родство священных мистерий майя и египтян, халдеев и греков, утверждал, что "идея единственного и всемогущего Божества, сотворившего все сущее, по-видимому, была универсальной верой в ранние века у всех народов, достигших высокого уровня цивилизации. Этого учения придерживались египетские жрецы". [11] Тот же автор далее говорит, что "учение о Верховном Божестве, состоящем из трех частей, отличных друг от друга, но образующих одно, было распространено среди цивилизованных народов Америки, Азии и египтян", и что жрецы и ученые мужи и Египта, Халдеи, Индии или Китая "хранили его в глубокой тайне, передавая его лишь немногим избранным из посвященных в священные мистерии". [12] Эта точка зрения была высказана многими другими авторами, но ей не хватает исторических доказательств.
Факт существования монотеизма в Египте до Моисея несомненен. Адольф Эрман утверждает, что "даже в ранние времена образованный класс" считал, что все божества египетской религии идентичны, и что "жрецы не закрывали глаза на это учение, но стремились постичь идею единого Бога, разделенного на разные сущности в поэзии и мифах.... Однако у жрецов не хватило мужества сделать последний шаг - покончить с теми различиями, которые они объявили несущественными, и поклоняться единому Богу под одним именем". [13] Фараону Аменхотепу IV, известному как Эхнатон, было предоставлено право открыто провозгласить эту доктрину перед народом. Профессор Брестед описал хвалебные гимны Богу Солнца, которые Эхнатон написал на стенах гробниц-часовен Амарны:
"Они показывают нам простоту и красоту веры молодого царя в единого Бога. Он пришел к убеждению, что один Бог создал не только всех низших существ, но и все человеческие расы, как египтян, так и инородцев. Более того, царь увидел в своем Боге доброго Отца, который своей добротой поддерживает всех своих созданий.... Во всем человеческом развитии, за которым мы наблюдали на протяжении тысячелетий, никому прежде не приходилось видеть такое видение великого Отца всех." [14]
Возможно, причина, по которой Эхнатона позже назвали "еретиком", заключается в том, что он нарушил кодекс жреческой иерархии, раскрыв тайную доктрину профанам. Возможно, фараон был вынужден подавить духовенство, которое, пытаясь сохранить своё исключительное положение, скрывало от людей то, что он считал истиной.
Самым ранним европейским центром мистерий, по-видимому, была Греция, где Элевсинские мистерии существовали в очень ранние времена. Пифагор, родившийся на Самосе около 582 года до н. э., провел несколько лет в Египте, где был посвящен в Тайны Исиды. Говорят, что после возвращения в Грецию Пифагор был посвящен в Элевсинские мистерии и безуспешно пытался основать тайное общество на Самосе; затем он отправился в Кротону в Италии, где собрал вокруг себя большое количество учеников и, наконец, основал свою секту. Секта включала два класса посвященных. Первый класс допускался только к экзотерическим доктринам учителя, с которым им не разрешалось разговаривать до истечения пятилетнего испытательного срока. Второй класс состоял из настоящих посвященных, которым были раскрыты все тайны эзотерических доктрин. Этот курс обучения, даваемый, по обычаю египтян, с помощью образов и символов, начинался с геометрии, в которой Пифагор стал знатоком во время пребывания в Египте, и заканчивался заумным рассуждениями о переселении душ и природе Бога, который был представлен концепцией Универсального Разума, распространенного во всех вещах. Секта Пифагора входит в рамки этой книги как предшественник тайных обществ, образовавшихся позже в Западной Европе. Ранняя масонская традиция прослеживает происхождение масонства частично от Пифагора, который, как говорят, путешествовал по Англии, и есть некоторые основания полагать, что его геометрические идеи вошли в систему действующих гильдий каменщиков [guilds of masons].
Еврейская каббала [15]
Согласно Фабру д'Оливе, Моисей, "познавший всю мудрость египтян", почерпнул из Египетских мистерий часть устной традиции, которая передавалась через лидеров израильтян [16]. Многие еврейские писатели считают, что устная традиция, отличающаяся от письменного слова Пятикнижия, происходит от Моисея; позже она была записана в Талмуде и Каббале. [17]
Первая форма Талмуда, называемая Мишна, появилась примерно во II или III веке; немного позже был добавлен комментарий под названием Гемара. Эти две работы составляют Иерусалимский талмуд, который был пересмотрен в III-V веках. Это более позднее издание, названое Вавилонским талмудом, используется в настоящее время.
Талмуд в основном касается повседневных дел - законов купли-продажи, заключения договоров, внешних религиозных обрядов, о которых даются самые подробные сведения. Как выразился еврейский писатель:
"самые странные раввинские измышления излагаются во множестве томов с тончайшей диалектикой, а самые абсурдные вопросы обсуждаются с величайшими интеллектуальными усилиями; сколько белых волос может быть у красной коровы, чтобы её можно было называть красной; какие кожные струпья требуют того или иного очищения; можно ли убить вошь или блоху в субботу - первое разрешено, в то время как второе является смертным грехом; как убивать животное с шеи или с хвоста; что вначале должен надеть первосвященник рубашку или штаны; может ли брат бездетного мужчины, обязанный по закону жениться на вдове, быть освобождённым от этого обязательства, если он упадет с крыши и увязнет в грязи?" [18]
Но именно в Каббале (еврейское слово, означающее "получение") можно найти умозрительные и философские или, скорее, теософские учения Израиля. Они содержатся в двух книгах, "Сефер Йецира" и Зоар.
"Сефер Йецира", или "Книга творения" описывается Альфредом Эдерсхаймом как "монолог Авраама, в котором тот, путем созерцания всего, что вокруг него, приходит к выводу о единстве Бога" [19]. Но поскольку этот процесс осуществляется путем расстановки Божественных Эманаций под названием Десять Сфирот и путем перестановки букв и цифр еврейского алфавита, то это, конечно, не донесёт такой идеи до ума непосвященного в каббалистические системы. "Сефер Йецира", по общему признанию, является чрезвычайно малоизвестным произведением [20] и почти наверняка чрезвычайно древним. Поль Вуллио в своем исчерпывающем труде о Каббале, [21], говорит, что "Сефер Йецира" датируется в диапазоне от VI века до Рождества Христова и до X века нашей эры, но она безусловно старше Талмуда, который описывает, как раввины изучают эту книгу в магических целях [22]. "Сефер Йецира" упоминается в Коране под названием "Книга Авраама" [23].
Гораздо большее значение для изучения каббалистической философии имеет многотомное собрание, известное как "Сефер Зоар", "Книга сияния", или просто Зоар. Согласно книге Зоар, тайны мудрости были даны Богом в форме книги, переданной ангелом Разиэлем Адаму, когда тот находился в Эдемском саду. От Адама книга перешла к Сету, затем к Еноху, Ною, Аврааму, а наконец к Моисею, одному из ее главных выразителей [24]. Другие еврейские писатели, однако, заявляют, что Моисей впервые получил её на горе Синай и передал семидесяти старейшинам, которые передали ее Давиду и Соломону, затем Ездре и Неемии и, наконец, раввинам ранней христианской эры. [25]
До этого времени Зоар оставался чисто устной традицией, и впервые, как говорят, был записан учениками Шимона бар Йохая. В Талмуде говорится, что в течение двенадцати лет раввин Шимон и его сын Элиэзер скрывались в пещере, где, сидя по шею в песке, размышляли о священном законе и часто посещались пророком Илией [26]. Таким образом, продолжает еврейская легенда, великая книга Зоар была составлена и передана для написания сыну раввина Элиэзера, раввину Абба. [27]
Первой датой появления Зоар, как известно, является конец XIII века, когда она была записана испанским евреем Моше де Леоном, который, по словам доктора Гинзбурга, сказал, что обнаружил и воспроизвел оригинальный документ Шимона бар Йохая; однако его жена и дочь заявили, что все это он сочинил сам [28]. Что из этого правда? Мнения евреев по этому вопросу сильно разделились, одни утверждают, что Зоар является сравнительно современной работой Моше де Леона, другие - что она относится к глубокой древности. Поль Вуллио, который сопоставляет эти взгляды на пятидесяти страницах своей книге, показывает, что, хотя название Зоар могло и возникнуть у Моше де Леона, воплощенные в ней идеи были намного старше XIII века. Каким образом, спрашивает он, раввины средневековья могли быть введены в заблуждение, приняв за древний документ современное произведение? [29]
Очевидно, что Зоар не был сочинением Моше де Леона, но был составлен им различных документов, датируемых очень ранними временами. Более того, как объясняет Вуллио, те, кто отрицают древность Зоар, составляют группу антикаббалистов во главе с Генрихом Грецем, цель которых - доказать, что каббала противоречит ортодоксальному иудаизму. Теодор Райнах заходит так далеко, что объявляет каббалу "тонким ядом, который проник в вены иудаизма и полностью заразил его"; Соломон Райнах называет каббалу "одним из худших заблуждений человеческого ума" [30]. Эту точку зрения многие изучающие каббалу вряд ли станут оспаривать, но сказать, что она чужда иудаизму, - это другое дело. Дело в том, что основные идеи Зоар находят подтверждение в Талмуде. Как отмечает Еврейская энциклопедия, "Каббала, в действительности, не противоречит Талмуду", и "многие талмудические евреи поддержали и внесли свой вклад в неё" [31]. Адольф Франк, не колеблясь, описывает каббалу как "сердце и жизнь иудаизма" [32]. "Большинство самых выдающихся раввинов XVII и XVIII веков твердо верили в святость Зоар и непогрешимость его учения." [33]
Поэтому вопрос о древности каббалы, на самом деле, во многом зависит от названий. То, что мистическая традиция существовала среди евреев с глубокой древности, вряд ли кто будет отрицать [34]; поэтому, как замечает Вуллио, "вопрос только в том, чтобы знать, в какой момент еврейский мистицизм стал называться каббалой [35]". Эдерсхайм утверждает, что:
"Нельзя отрицать, что уже во времена Иисуса Христа существовало множество доктрин и умозрений, которые тщательно скрывались от масс. Их не открывали даже рядовым ученым, опасаясь привести их к еретическим идеям. Этот вид учения носил название каббала, и, как указывает это слово (каббала, получать, передавать), представлял духовные традиции, передаваемые с самых ранних веков, хотя и смешанные со временем с нечистыми или чуждыми элементами. [36]
Является ли Каббала, как утверждает Гужено де Муссо, наследием более древним, чем еврейская раса, ведущим происхождение от первых патриархов мира? [37] Мы должны признать, что эту гипотезу невозможно доказать, однако она пользуется такой популярностью у изучающих оккультные традиции, что ее нельзя игнорировать. Сама еврейская каббала поддерживает эту гипотезу, прослеживая свое происхождение от патриархов - Адама, Ноя, Еноха и Авраама, - которые жили до появления евреев. Элифас Леви, принимая эту генеалогию, рассказывает, что "священная Каббала" была традицией потомков Сифа, принесенная из Халдеи Авраамом, который был "наследником тайн Еноха и отцом посвящения в Израиле" [38].
Согласно этой теории, которую поддерживает американский масон Альберт Макки [39], помимо Божественной Каббалы потомков Сета существовала ещё магическая Каббала потомков Каина, которая дошла до сабиев, звездопоклонников Халдеи, знатоков астрологии и некромантии. Колдовство, как мы знаем, практиковали хананеи Палестины до вторжения израильтян. В Египте, Индии и Греции также были свои предсказатели и прорицатели. Несмотря на проклятия против магии и колдовства в законе Моисея, евреи, пренебрегли этими предупреждениями, подхватили заразу и смешали унаследованную ими священную традицию с магическими идеями, частично заимствованными у других народов, частично придуманными ими самими. В то же время спекулятивная сторона еврейской каббалы заимствована из учений персидских магов, неоплатоников [40] и неопифагорейцев. Таким образом, есть некоторое оправдание для утверждения антикаббалистов о том, что современная каббала не имеет чисто еврейского происхождения.
Гужено де Муссо, глубоко изучивший оккультизм, утверждает, что существовало две кабалы: древняя священная традиция, переданная от первых патриархов человечества; и злая кабала, в которой эта священная традиция была смешана раввинами с варварскими суевериями, объединенными с их собственными представлениями и отмеченными их печатью [41]. Эта точка зрения также находит выражение в замечательной работе еврея, принявшего христианство, Давида Драха:
"Современная каббала, которую мы отличаем от древней и истинной каббалы, это ложная, достойная осуждения и осуждаемая Святым Престолом работа раввинов, которые также фальсифицировали и извратили талмудическую традицию. Специалисты прослеживают её происхождение вплоть до Моисея, признавая при этом, что содержащиеся в ней основные истины, стали известны благодаря откровениям первых патриархов мира." [42]
Далее Драх цитирует заявление Сикста Сиенского, другого обращенного еврея и доминиканца, защищаемого Пием V:
"Поскольку указом Священной Римской инквизиции все книги, относящиеся к каббале, недавно были осуждены, нужно знать, что каббала двойная: одна истинная, другая ложная. Истинная и благочестивая - та, которая разъясняет тайны святого закона в соответствии с принципом анагогии (т. е. образным толкованием). Поэтому Церковь никогда не осуждала эту каббалу. Ложная и нечестивая каббала - это лживая разновидность еврейской традиции, полная бесчисленного тщеславия и лжи, мало отличающаяся от некромантии.Такого рода суеверия, неправильно названные каббалой, Церковь в течение последних нескольких лет заслуженно осуждала." [43]
Современная еврейская каббала представляет двойной аспект - теоретический и практический; первый связан с теософическими рассуждениями, второй - с магическими практиками. В рамках этой книги невозможно изложить каббалистическую теософию с ее необычными представлениями о сфирот, атрибутах и функциях добрых и злых ангелов, рассуждениях о природе демонов и подробностях проявления Бога под именем "Древнейший из Древних", из головы которого исходит свет, питающий 400 000 миров. "Длина его лица от макушки головы составляет триста семьдесят раз по десять тысяч миров. Он называется 'Длинный Лик', ибо таково имя Древнего из Древних". [44] Описание только волос и бороды этого гигантского лика занимает большое место в трактате Зоар "Идра Раба". [45]
Согласно Каббале, каждая буква Священного Писания содержит тайну, которую могут разгадать только посвященные [46]. С помощью этой системы толкования отрывки из Ветхого Завета обретают неожиданную трактовку. Так, Зоар объясняет, что Ной на всю жизнь остался хромым из-за укуса льва в ковчеге [47], приключения пророка Ионы внутри кита описаны с необычайным богатством воображения [48], в то время как прекрасная история пророка Елисея и женщины Шуннамит изображена в гротескной манере. [49]
В практической Каббале этот метод "расшифровки" сводится к теургической или магической системе и осуществляется посредством мистического расположения цифр и букв, произнесения непроизносимого Имени [Бога], использования амулетов и талисманов или духовных соединений, содержащих определенные оккультные свойства.
Все эти идеи восходят к очень древним культам, и даже искусство творить чуда с помощью Божественного Имени, которое после присвоения каббалы евреями стало особой практикой еврейских чудотворцев, по-видимому, возникло в Халдее. [50] Также нельзя считать, что теория "избранного народа", лежащая в основе талмудических и каббалистических писаний, имеет чисто еврейское происхождение; древние египтяне также считали себя "особым народом, особо любимым богами". [51] Но в руках евреев эта вера стала претензией на исключительное пользование Божественной милостью. Согласно Зоар, "все израильтяне имеют долю в будущем мире" [52], и по прибытии туда не будут переданы, подобно гоям (неевреям), в руки ангела Думы и отправлены в Ад [53]. Гоям даже отказано в человеческих качествах. Поэтому Зоар объясняет, что фраза их Писания "Иегова Элохим создал человека" означает, что Он создал Израиль [54]. Раввинистический трактат XVII века "Эмек а-Мелех" отмечает: "Наши раввины сказали: Вы, евреи называетесь людьми благодаря нешаме (святой душе), полученной от Бога. Но народы мира не называются людьми, потому что у них нет нешамы, а только нефеш (душа, управляющая физ. телом), полученная от Адама Велиала, злого и ненужного человека, называемого Саммаэль или Верховный Дьявол." [55]
В соответствии с этим исключительным отношением к остальному человечеству, мессианская идея, составляющая доминирующую тему Каббалы, призвана служить чисто еврейским интересам. Однако по своему происхождению эта идея, возможно, также не была еврейской. Верующие в древнюю тайную традицию, общую для других народов, помимо евреев, говорят, что часть этой традиции связана с прошлым Золотым веком, когда не существовало зла и человек был свободен от забот. Золотой век закончился падением человека и утратой этого примитивного счастья, а затем, полученные с Небес откровения, предсказали пришествие Искупителя, который спасёт мир и восстановит Золотой век. По словам Драха:
"Традиция Человека-Бога, который станет учителем и освободителем падшего человеческого рода, постоянно проповедовалась среди всех просвещенных народов земли. Эта старое и непоколебимое мнение, - как говорит Светоний. Оно существовало во все времена и во всех местах." [56]
Далее Драх цитирует свидетельства путешественника по Востоку Константина Вольнея:
"Священные и мифологические традиции прежних времен распространили по всей Азии веру в великого Посредника, который должен прийти, в будущего Спасителя, Царя, Бога, Завоевателя и Законодателя, который вернет Золотой век избавит людей от империи зла." [57]
Все, что можно с какой-либо степенью уверенности сказать в отношении этой веры, так это то, что она действительно существовала как среди зороастрийцев Персии, так и среди евреев. Бартелеми д'Эрбело, цитируя Абульфараджа, сообщает, что за пятьсот лет до Рождества Христова вождь зороастрийцев Зердашт предсказал приход Мессии, при рождении которого появится звезда. Он также сказал своим ученикам, что Мессия родится у девственницы. Что они будут первыми, кто услышит о Нем, и что они должны принести Ему дары. [58]
Драх считает, что этой традиции учили в древней синагоге, объясняя таким образом слова святого Павла о том, что евреям "были переданы пророчества Бога" [60]:
"Это устное учение, каким является каббала, имело целью самые возвышенные истины веры, которые оно связывало с обещанным Искупителем. Это основа всей системы древней традиции." [61]
Далее Драх утверждает, что часть этой традиции составляло учение о Троице:
"Тот, кто ознакомился с тем, чему учили учителя древней синагоги, особенно жившие до пришествия Спасителя, знает, что Троица в одном Боге была истиной, признаваемой ими с древнейших времен." [62]
Поль Вуллио указывает, что Грец допускает существование этой идеи в книге Зоар: "Она [Зоар] даже учит определенным доктринам, которые казались благоприятными для христианского догмата о Троице!" И еще: "Бесспорно, что в Зоар содержатся намеки на веру в Троицу и Воплощение" [63]. Вуллио добавляет: "Идея Троицы, следовательно, должна играть важную роль в Каббале, поскольку можно утверждать, что характерной чертой Зоар и её особой концепции является её привязанность к принципу Троицы." [64], и далее цитирует Эдерсхайма, который говорит, что "большая часть объяснения, данного в трудах каббалистов, удивительным образом напоминает высшие истины христианства". [65]
Таким образом, похоже, что некоторые остатки древней тайной традиции сохранились в каббале. Еврейская энциклопедия, возможно непреднамеренно, поддерживает это мнение, поскольку, высмеивая христианских каббалистов XVI века за утверждение, что каббала содержала следы христианства, она говорит, что то, что в каббале кажется христианским, является лишь древней эзотерической доктриной [66]. Итак, здесь мы имеем свидетельство современных еврейских ученых о том, что древняя тайная традиция находилась в гармонии с христианским учением. Но в учении более поздней синагоги философия ранних мудрецов была сужена, чтобы соответствовать исключительной системе еврейской иерархии, и древняя надежда на Искупителя, который должен вернуть человечество к потерянному состоянию блаженства, была трансформирована в идею спасения только евреев [67] под предводительством торжествующего и даже мстительного Мессии [68]. Именно эту мессианскую мечту, увековеченную в современной Каббале, девятнадцать столетий назад нарушило пришествие Христа на землю.
Пришествие Искупителя
Дело в том, что многие христианские доктрины, такие как концепция Троицы, чудесное рождение и убийство Божества, имели место в более ранних религиях и часто использовались в качестве аргумента, чтобы показать, что история Христа была просто новой версией различных древних легенд, например, легенд об Аттисе, Адонисе или Осирисе, и что, следовательно, христианская религия основана на мифе. Ответ на этот вопрос состоит в том, что существование Христа на Земле - это исторический факт, который никогда не отрицал ни один серьезный авторитет. Попытки таких писателей, как Дрюс и Дж. М. Робертсон, создать теорию "Мифа о Христе", которые находят отклик в высказываниях социалистических ораторов [69], были встречены такой сильной критикой, что не нуждались в дальнейшем опровержении. Сэр Джеймс Фрейзер, которого невозможно обвинить в фанатичной ортодоксии, отмечает в связи с этим:
"Сомнения, высказанные в отношении исторической реальности Иисуса, на мой взгляд, не заслуживают серьезного внимания.... Превращать основателя христианства в миф, как это сделали бы некоторые, вряд ли менее абсурдно, чем делать то же самое в отношении Мухаммеда, Лютера и Кальвина." [70]
"Разве тот факт, что определенные обстоятельства жизни Христа были предсказаны более ранними религиями", - замечает Элифас Леви: "не указывает на то, что древние обладали интуицией христианских мистерий?" [71]
"Поэтому для тех, кто придерживался древней традиции, Христос явился исполнением пророчества, древнего как мир. Так мудрецы, увидев Его звезду на Востоке, возрадовались великой радостью и пришли издалека поклониться Младенцу Вифлеема. Во Христе они приветствовали не только Того, Кто родился царем иудейским, но и Спасителя всего человеческого рода." [72]
В свете этой великой надежды та чудесная ночь в Вифлееме предстает во всем своем величии. На протяжении веков провидцы ожидали пришествия Искупителя, и вот! Он был здесь. Однако не сильным в Израиле, первосвященникам и книжникам было объявлено о Его рождении, но смиренным пастухам, сторожившим свои стада по ночам. Эти люди простой веры, услышав от ангелов "благую весть великой радости" о том, что родился Спаситель, Христос Господь, поспешили увидеть младенца, лежащего в яслях, и вернулись, прославляя и восхваляя Бога. Так и благочестивым в Израиле, Симеону и пророчице Анне, это великое событие явилось во вселенском значении, и Симеон, уходя с миром, знал, что его глаза видели спасение, которое должно было стать "светом, освещающим язычников", а также славой народа Израиля.
Но у евреев, в чьих руках древняя традиция была обращена исключительно к их собственной выгоде, у раввинов, которые считали себя единственными хранителями этой традиции, способ ее исполнения вызывал отвращение. Вместо блистательного Мессии, которого они должны были представить народу, Спаситель родился среди народа и был доставлен в Иерусалим, чтобы быть представленным Господу. Более того, Спаситель, который со временем передал Свое Божественное послание бедным и смиренным, объявил, что Его Царство не от мира сего. Это было то, что имела в виду Мария, когда говорила, что Бог "рассеял гордых в воображении их сердец", что Он "низложил сильных с их мест и возвысил смиренных и кротких". Поэтому Христос был вдвойне ненавистен еврейским иерархам. Он нападал на привилегию расы, к которой они принадлежали, распахнув двери всему человечеству. Он нападал на привилегию касты, к которой они принадлежали, открыв священные доктрины профанам и разрушив их притязания на исключительное знание.
Продолжение главы 1 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию