Тамплиеры. Неста Вебстер, Тайные общества и подрывные движения, глава 3а.

Dec 20, 2020 00:51

Оглавление
Интриги тамплиеров на Ближнем Востоке
Судебные процессы над тамплиерами
Опровержение невиновности тамплиеров
Тамплиеры, как предшественники современной финансовой автократии

Интриги тамплиеров на Ближнем Востоке
В 1118 году - через девятнадцать лет после того, как первый крестовый поход закончился поражением мусульман, захватом Антиохии и Иерусалима и назначением Готфрида Бульонского королем Иерусалима, группа из девяти французских дворян во главе с Гуго де Пейном и Годфруа де Сент-Омером [*] основала орден для защиты паломников к Гробу Господню. Балдуин II, который в этот момент унаследовал иерусалимский престол, подарил им здание недалеко от Храма Соломона - отсюда и их название "рыцари-храмовники" или тамплиеры. В 1128 году Орден тамплиеров был утвержден католическим Советом Труа и папой римским, а святой Бернард разработал правило, согласно которому тамплиеры были связаны обетами бедности, целомудрия и послушания.

[*] Готфрид Бульонский (1060-1100) - граф Бульонский, герцог Нижней Лотарингии. Один из предводителей 1-го крестового похода 1096-99 на Восток. После захвата Иерусалима был провозглашён правителем Иерусалимского королевства (1099), вместо королевского титула принял титул барона и "Защитника Гроба Господня".
Гуго де Пейн (1070-1136) - шампанский рыцарь, первый великий магистр Ордена тамплиеров (1119-36).
Годфруа де Сент-Омер - фламандский рыцарь; один из основателей Ордена тамплиеров.
Балдуин II Иерусалимский (1075-1131) - король Иерусалима с 1118 года.

Хотя тамплиеры отличились многими доблестными поступками, требование, что они жили исключительно на милостыню, привело к таким огромным пожертвованиям, что, отказавшись от своего обета бедности, они распространились по всей Европе и к концу XII века стали богатым и могущественным обществом. Девиз Ордена, начертанный на их знамени: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу", был забыт, ибо, когда их вера остыла, они предались гордыне и хвастовству. Вот, что пишет масонский писатель XVIII века:

"Война, которая для большего числа добросовестных воинов была источником усталости, потерь и бед, стала для них (тамплиеров) возможностью для добычи и возвышения. Если они и отличились несколькими блестящими действиями, их мотивы вскоре перестали быть предметом сомнений, было замечено, что они обогащаются даже за счет союзников, увеличивают своё состояние за счет новых владений и проявляют высокомерие до такой степени, что соперничают в пышности и величии с принцами. Всё это вынудило отказаться от их помощи против врагов веры, как свидетельствует история Саладина, и вступить в союз с ужасным и кровожадным принцем принцем ассасинов по имени Старец Горы." [137]

Однако истинность последнего обвинения остается под вопросом. Во всяком случае, какое-то время тамплиеры воевали с ассасинами. Когда в 1152 году ассасины убили Раймонда, графа де Триполи, тамплиеры вторглись на их территорию и заставили их подписать договор, по которому они должны были платить ежегодную дань в размере 12 000 золотых монет в искупление за преступление. Несколько лет спустя Старец Горы послал посла к королю Иерусалима Амори, чтобы сказать ему конфиденциально, что если тамплиеры отменят дань, то он и его последователи примут христианскую веру. Амори согласился, одновременно предложив компенсацию тамплиерам, но кто-то из тамплиеров убил посла. Когда Великого магистра тамплиеров попросили о возмещении ущерба, он возложил вину на злого одноглазого рыцаря по имени Готье де Майснил [138].

Очевидно, что отношения между тамплиерами и ассасинами поначалу были далеки от дружеских; тем не менее, позднее между ними было достигнуто понимание. Как по обвинению тамплиеров в убийстве посла, так и по обвинению в их предательстве христианских армий можно процитировать беспристрастный взгляд доктора Фредрика Басселла:

"Когда в 1149 году император Конрад III потерпел поражение под Дамаском, тамплиеры, по-видимому, заключили тайное соглашение с гарнизоном этого города; в 1154 году они, как сообщается, продали за 60 000 золотых царевича Египта, пожелавшего стать христианином; его вернули домой, чтобы он погиб от рук своей фанатичной семьи. В 1166 году король Иерусалима Амори повесил двенадцать членов Ордена тамплиеров за сдачу крепости Нуреддину."

Далее Басселл говорит, что нельзя оспаривать то, что у тамплиеров были "долгие и важные дела" с ассасинами, "и поэтому их подозревали (не без оснований) в том, что они впитали заповеди ассасинов и следовали их принципам". [139]

Судебные процессы над тамплиерами
К концу XIII века тамплиеров подозревало не только духовенство, но и широкая общественность. "Среди простых людей", - признает французский историк Гийом Молле, - "ходили смутные слухи. Они говорили об алчности и бессовестности рыцарей, об их гордыне и жадности. Их надменная наглость вошла в поговорку. Им приписывали склонность к пьянству; уже тогда в ходу была поговорка 'пить, как тамплиер'. Старое немецкое слово 'темпльхаус' означало дом дурной славы". [140]

Эти слухи достигли Климента V еще до его восшествия на папский престол в 1305 году [141], и в том же году он вызвал Великого магистра Ордена Жака де Моле, чтобы тот вернулся во Францию с острова Кипр, где он собирал силы, чтобы отомстить недавние поражения христианских армий.

Де Моле прибыл во Францию с шестьюдесятью рыцарями-тамплиерами и 150 000 золотых флоринов, а также с большим количеством серебра, которое Орден накопил на Востоке. [142]

Папа приступил к расследованию обвинений в "отступничестве от Бога, отвратительном идолопоклонстве, омерзительном пороке и многих ересях", о которых ему "тайно сообщили". Процитирую его собственные слова:

"Кажется маловероятным и неправдоподобным, чтобы люди такой религиозности, которые, как считалось, часто проливали свою кровь и подвергали себя смертельной опасности во имя Христа, которые проявили столь великие и многочисленные признаки преданности как в служении Богу, так и в постах, и в других религиозных обрядах, смогли настолько забыть о своем спасении, чтобы делать это. Мы не желаем выслушиваться подобного рода измышления." [143]

Король Франции Филипп Красивый, который до сих пор был другом тамплиеров, теперь встревожился и призвал папу принять меры против них; но прежде чем папа смог узнать больше об этом деле, король взял закон в свои руки и 13 октября 1307 года арестовал всех тамплиеров, находившихся во Франции. Затем инквизитор Франции выдвинул против них следующие обвинения, по которым они были допрошены:

1. Церемония посвящения в Орден сопровождается оскорблением креста, отрицанием Христа и грубыми непристойностями.
2. Поклонение идолу, которого они считают образом истинного Бога.
3. Пропуск слов освящения в мессе.
4. Право давать отпущение грехов, которое мирские вожди присвоили себе.
5. Дозволение неестественного порока.

Во всех этих гнусностях огромное количество рыцарей, включая Жака де Моле, признались почти в тех же выражениях. Они сказали, что при вступлении в Орден им показывали крест с фигурой Христа и спрашивали, верят ли они в Него, и когда они отвечали "да", им говорили, что это неправильно [144], потому что Он не был Богом, Он был лжепророком [145]. Некоторые добавляли, что затем им показывали идола или бородатую голову, которой велели поклониться [146]; один добавил, что голова имела столь "ужасный вид, что ему казалось, что это лицо какого-то дьявола, и что всякий раз, когда он её видел, его охватывал такой страх, что он едва мог смотреть на неё без дрожи". [147] Все, кто сознался, заявили, что им было приказано плюнуть на распятие, и очень многие из них получили предписание совершать непристойности и заниматься противоестественным пороком. Некоторые говорили, что за отказ выполнять эти приказы им угрожали тюрьмой и даже пожизненным заключением; некоторые говорили, что их заключили в тюрьму [148]; один заявил, что его запугивали, хватали за горло и угрожали смертью. [149]

Поскольку некоторые из этих признаний были сделаны под пытками, более важно рассмотреть доказательства, представленные папским судом над рыцарями, где пытки не применялись.

После того как тамплиеры были арестованы королём Филиппом Красивым, папа Климент V, глубоко возмущенный вмешательством короля в дела Ордена, находившегося под юрисдикцией папы, написал Филиппу протест в самых сильных выражениях, призывая его освободить рыцарей. Ни суд, ни признания рыцарей, ни гневные упреки короля не смогли убедить папу поверить в их вину [150]. Но по мере того, как вокруг тамплиеров нарастал скандал, папа согласился принять на частной аудиенции "некоего рыцаря Ордена, очень знатного и пользующегося в Ордене немалым уважением", который засвидетельствовал о мерзостях, имевших место при приеме братьев, о плевках на крест и других незаконных и неприличных вещах. [151]

Затем папа решил допросить в Пуатье 72 французских тамплиера, чтобы выяснить, могут ли они подтвердить признания, сделанные ими перед инквизитором в Париже. На этом допросе без пыток и давления в присутствии самого папы рыцари заявили под присягой, что они расскажут "полную и чистую правду". Затем они дали признательные показания, которые были записаны в их присутствии, и, после того как их зачитали им вслух, они добровольно всё подтвердили. [152]

Кроме того, был проведен допрос великого магистра Жака де Моле и наставников Ордена в присутствии "трех кардиналов, четырех государственных нотариусов и других уважаемых людей". Эти свидетели, говорится в официальном отчете, "поклялись рукой на Божьем Евангелии", что:

"Они хотят обо всем вышесказанном сказать чистую правду, они, по отдельности, свободно и без какого-либо принуждения, признались, среди прочего, в отрицании Христа и плевках на крест, во время приёма в Орден таплиеров. Некоторые из них, в такой же форме, а именно, с отрицанием Христа и плевками на крест, принимали других братьев в Орден. Некоторые из них также признались в других ужасных и отвратительных вещах, о которых мы умолчим... Кроме того, они сообщили, что их признания в еретической порочности, сделанные недавно перед инквизитором (Парижа), были правдой.

Их признания были записанным и подтверждены. Рыцари затем преклонили колени и, проливая много слез, попросили отпущение грехов, и получили его." [153]

Папа по-прежнему отказывался принимать меры против Ордена только лишь потому, что магистр и братья "тяжко согрешили". Было решено провести папскую комиссию в Париже. Первое заседание состоялось в ноябре 1309 года, когда Великий магистр и 231 рыцарь были вызваны к папским комиссарам. "Это расследование", - говорит историк Жюль Мишле, - "проводилось медленно, с большим вниманием и мягкостью архиепископом и несколькими епископами." [154]. Но, хотя ряд рыцарей, включая Великого магистра, теперь отказались от своих признаний, снова последовали некоторые осуждающие признания.

В рамках этой книги невозможно описать многочисленные судебные процессы над тамплиерами, происходившие в разных странах, например, в Италии, где не применялись пытки и допускались богохульства [155], или в Германии, где применялись пытки, но не было сделано никаких признаний и приговор был вынесен в пользу Ордена. Однако некоторые подробности, касающиеся судебного процесса в Англии, могут представлять интерес.

Обычно считалось, что в Англии пытки не применялись из-за гуманности Эдуарда II, который сначала категорически отказывался выслушивать какие-либо обвинения в адрес Ордена [156]. 10 декабря 1307 года он написал папе следующие слова:

"Поскольку упомянутые магистр или братья, постоянные в чистоте католической веры, часто получали от нас и от всего нашего королевства похвалу, как за их жизнь, так и за их нравственность, мы не можем поверить в подобные подозрительные истории, пока не узнаем об этом больше..

Поэтому мы от всей души сожалеем о страданиях и потерях магистра и братьев, которые они терпят в результате этого позора, и мы с большой любовью молим Вашу святость, что, принимая во внимание благосклонность, соответствующую доброму характеру магистра и братьев, вы сможете с большей снисходительностью отнестись к оскорблениям, клевете и обвинениям со стороны некоторых завистливых и злонамеренных людей; до тех пор, пока указанные обвинения, вменяемые им, не будут предъявлены вам или вашим представителям в законном порядке и не будут более полно доказаны." [157]

Эдуард II также написал в тех же выражениях королям Португалии, Кастилии, Арагона и Сицилии. Но два года спустя, после того как Климент V сам выслушал признание членов Ордена, была издана папская булла, в которой говорилось, что "невыразимые злодеяния и отвратительные преступления печально известной ереси" теперь "стали известны всем", Эдуарда II уговорили арестовать тамплиеров и назначить их допрос. Согласно мистеру Е. Д. Каслу, чей интересный трактат мы здесь цитируем (Судебное разбирательство против тамплиеров во Франции и Англии за ересь), король запретил применять пытки, в результате чего рыцари отвергли все обвинения; но позже, как говорят, он позволил себя переубедить, и "пытки, по-видимому, применялись один или два раза" [158], в результате чего три рыцаря признались во всем и получили отпущение грехов [159]. Однако в Саутуорке "значительное число братьев признали, что их обвиняли в преступлениях отрицания Христа и плевания на крест, они не сказали, что виновны, но что они не могут очиститься, и поэтому они отреклись от этой и других ересей." [160] Показания против Ордена были даны также сторонними свидетелями, которые рассказали те же истории о запугивании на церемонии приема [161]. Во всяком случае, результат расследования не был в целом удовлетворительным, и поэтому тамплиеры были окончательно подавлены в Англии, как и везде, Венским собором в 1312 году.

Во Франции были приняты более строгие меры, и 12 мая 1310 года 54 рыцаря, отказавшиеся от своих признаний, были сожжены на костре как "еретики рецидивисты". Четыре года спустя, 14 марта 1314 года, Великого магистр Жака де Моле постигла та же участь.

Опровержение невиновности тамплиеров
Как бы мы ни осуждали варварство приговора тамплиерам, равно как и предшествовавшие ему жестокости, - это не причина, по которой мы должны признавать притязание Ордена на благородное мученичество, выдвинутое историками, поддерживающих их дело. Характер Ордена тамплиеров нельзя реабилитировать осуждением поведения короля и папы. Тем не менее, именно эти аргументы обычно используют защитникам Ордена. Вот два основных утверждения, на которых они основывают свою защиту:

1. Признания рыцарей были сделаны под пытками, поэтому они должны считаться недействительными;
2. Дело против тамплиеров было заговором, согласованным между королем и папой с целью завладения их богатствами.

Давайте рассмотрим эти утверждения по очереди.

Во-первых, как мы видели, не все признания были сделаны под пытками. При этом, никто не оспаривает утверждение Мишле о том, что расследование в Папской комиссии в Париже, на котором ряд рыцарей подтвердили признания, было проведено без какого-либо давления. Кроме того, тот факт, что признания сделаны под пытками, не обязательно лишает их силы как доказательств. Участник Порохового заговора Гай Фоукс также признался под пытками, но никто не говорит, что история Порохового заговора была мифом. Пытки, как бы мы их ни осуждали, часто оказывались единственным способом вынудить заговорщика дать показания; человек, связанный ужасными клятвами и боящийся мести своих товарищей по заговору, не поддастся убеждению, а только силе. Таким образом, если некоторых тамплиеров пытали или запугивали применением пыток, не следует забывать, что террор осуществлялся обеими сторонами. Мало кто станет отрицать, что тамплиеры были связаны клятвой хранить тайну, так что, с одной стороны, им угрожала месть Ордена, если они выдадут его секреты, а с другой - пытки, если они откажутся признаться. Так они оказались между молотом и наковальней. Это не было делом против мягкого и безобидного Ордена, столкнувшегося с жестоким обращением властей, но делом, когда жертвы ужасной автократии попали в руки другой автократии.

Более того, кажутся ли признания рыцарей измышлениями, какие могут придумать люди под пытками? Трудно поверить, что подробные описания церемонии посвящения, данные людьми разных стран, очень похожие друг на друга, могут быть выдумкой. Если бы жертвы были вынуждены выдумывать, они, несомненно, противоречили бы друг другу, признаваясь в совершении всевозможных диких и фантастических обрядов, чтобы удовлетворить требования следователей. Но нет, каждый из них, более или менее полно, описывает одну и ту же церемонию, с характерными штрихами, указывающими на личность говорящего, и в основном все истории совпадают.

Другое утверждение о том, что дело против тамплиеров было сфабриковано королем и папой с целью получения их богатства, полностью опровергается фактами. Франц Функ-Брентано, последний французский историк средневековой Франции, выражая неверие в виновность тамплиеров, характеризует это утверждение как "ребяческое". "Филипп Красивый", - пишет Функ-Брентано, - "никогда не был понят; с самого начала люди были несправедливы к нему. Этот молодой принц был одним из величайших королей и самых благородных персонажей в истории". [162]

Не заходя так далеко в оценке, тем не менее, следует уделить изложению фактов Функ-Брентано внимание, которое оно заслуживает. Филиппа Красивого обвиняли в том, что он чеканил низкопробную монету; на самом деле он приказал добавить в состав монет медь в качестве необходимой меры после войны с Англией [163], где качество монет также снизилось. Это было сделано открыто, и качество монет было восстановлено при первой возможности. Сугубо национальная политика Филиппа, выраженная в нападении на лангобардов, изгнании евреев и подавлении тамплиеров, какими бы прискорбными методами она ни проводилась, принесла Франции огромные выгоды. Функ-Брентано наглядно описал процветание Франции в начале XIV века - рост населения, процветание сельского хозяйства и промышленности. "В Провансе и Лангедоке можно встретить свинопасов, владевших виноградниками и простых пастухов, владевших городскими домами". [164]

Отношение Филиппа Красивого к тамплиерам следует рассматривать в свете подавление любых групп, мешавших процветанию Франции. Его действия не были произволом; он "действовал", - говорит Фанк-Брентано, "обращаясь к народу. От его имени канцлер Ногаре обратился к парижанам в саду дворца (13 октября 1307 г.). Народные собрания были созваны по всей Франции." [165]; "Парламент Тура почти единогласно объявил тамплиеров достойными смерти. Парижский университет подтвердил решение суда и достоверность признаний." [166] Даже если предположить, что эти органы руководствовались тем же раболепием, которое приписывают папе, как мы можем объяснить тот факт, что суд над Орденом не вызвал сопротивления среди далеко не послушных жителей Парижа? Если бы тамплиеры действительно, как они утверждали, вели благородную и честную жизнь, посвятив себя заботе о бедных, можно было бы с уверенностью ожидать, что за их арестом последуют народные восстания. Но, похоже, никаких признаков этого не было.

Что касается папы, мы уже видели, что с самого начала он проявил крайнее нежелание осуждать Орден, и нет никаких удовлетворительных объяснений перемене его отношения, кроме того, что он хотел угодить королю. Что касается его собственных интересов, то очевидно, что он ничего не выигрывал, обнародовав миру скандал, который должен был навлечь позор на Католическую церковь. Его жалобы на этот счет в знаменитой булле [167] ясно показывают, что он осознавал эту опасность и поэтому желал любой ценой оправдать обвиняемых рыцарей и получить доказательства в их пользу. Но после того, как тамплиеры признались в его присутствии, он был вынужден отказаться от их защиты [168]. Однако нам говорят, что он сделал это из-за подлого согласия с пожеланиями Филиппа Красивого.

Таким образом, Филипп Красивый представлен как главный злодей пьесы, в течение семи долгих лет преследовавший безупречный Орден, от которого он неоднократно получал денежные займы - исключительно с целью присвоения их богатства. Однако мы обнаруживаем, что собственность тамплиеров не была присвоена королем, а была передана им католическому ордену Святого Иоанна Иерусалимского. (Орден госпитальеров, нынешний Мальтийский орден)

Какова судьба имущества тамплиеров? Филипп Красивый решил передать его госпитальерам. Климент V утверждает, что приказы короля по этому поводу были выполнены. Даже владения тамплиеров в Париже до кануна Французской революции оставались собственностью ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Королевская казна взяла лишь определенные суммы на судебные издержки. Они были огромны. [169]

Однако эти факты никоим образом не обескураживают противников Филиппа. Но если отбросить всякую мораль как простой вопрос политики, мог ли король лишить себя своих самых ценных финансовых сторонников и пойти на огромные расходы, чтобы привлечь к суду тамплиеров, не убедившись сначала, что он выиграет от этого дела? Другими словами, мог бы он убить курицу, несущую золотые яйца, без гарантии, что тело курицы останется в его владении? Если, как нам говорят, папа подавил Орден, чтобы угодить королю, почему он должен был мешать королю в достижении цели, которую имел в виду король? Разве мы не можем ожидать возмущенных протестов от Филиппа по поводу того, что его лишили добычи, ради которой он столько трудился? Напротив, мы находим, что он полностью согласен с папой по этому поводу. В ноябре 1309 года Климент V четко заявил, что "Филипп, прославленный король Франции", которому были сообщены факты, касающиеся тамплиеров, "не был побуждаем алчностью, поскольку не пожелал оставить или присвоить себе какую-либо часть имущества тамплиеров, но щедро и преданно передал их нам и Церкви для управления." [170]

Таким образом рушится теория о богатстве тамплиеров, из-за которого они, якобы, были подавлены, теория, которая при рассмотрении оказалась построенной на мотивах не подтверждённых фактами. Король действовал из алчности, папа из подобострастия, а тамплиеры сознались из страха перед пытками - на этих гипотезах основывают свои аргументы защитники Ордена.

Тамплиеры, как предшественники современной финансовой автократии
Истина, вероятно, в том, что если у короля и была какая-то дополнительная причина для подавления тамплиеров, то это не зависть к их богатству, а страх перед огромной властью, которую это богатство давало. Орден даже осмелился бросить вызов королю, отказавшись платить налоги. Фактически Орден превратился в "империю внутри империи", угрожающую не только королевской власти, но и всей социальной системе [171]. Важный свет на ситуацию проливает Функ-Брентано в следующем отрывке:

"Поскольку у тамплиеров были офисы во всех странах, они выполняли функции международных банков нашего времени; они были знакомы с письмами об обмене, ордерами, подлежащими оплате по предъявлению, они устанавливали дивиденды и ренты на вложенный капитал, авансировали средства, предоставляли кредиты, контролировали частные счета, брали на себя обязательства по повышению налогов для светских и церковных сеньоров." [172]

Благодаря своему мастерству в этих вопросах - приобретенному, возможно, у александрийских евреев, с которыми они, должно быть, имели дела на Востоке, - тамплиеры стали "международными финансистами" и "международными капиталистами" своего времени. Если бы они не были подавлены, все зло, которое сегодня осуждается социалистами как специфическое для системы, которую они называют "капитализмом" - тресты, монополии и картели, - по всей вероятности, возникло бы уже в XIV веке и в гораздо худшем виде, чем сегодня, поскольку не существовало законодательства по защите общества в целом. Феодальная система, как понимали Маркс и Энгельс, была главным препятствием для эксплуатации общества финансовой автократией. [173]

Более того, отнюдь не исключено, что такой порядок вещей привёл бы насильственному свержению французской монархии и, по сути, всех монархий. Тамплиеры, "эти ужасные заговорщики", как говорит Элифас Леви [*], "угрожали всему миру огромной революцией". [174]

[*] Элифас Леви - псевдоним, настоящее имя - Альфонс-Луи Констан (1810-1875) - французский эзотерик, автор книг о магии, каббале, алхимии и оккультизме. Начинал с карьеры в Католической церкви, но в возрасте 26 лет отказался от этого. В возрасте 40 лет начал исповедовать оккультные знания, став известным церемониальным магом. Он выразил свою независимость, покинув масонскую ложу "Великий Восток", которая скатилась к атеизму и утратила знание об изначальных значениях символов и ритуалов.

Продолжение главы 3
Список литературы (1-436)
Список литературы (437-872)
К Содержанию

тайные общества

Previous post Next post
Up