Оглавление
О роли евреев в революциях Центр мистических идей иудаизма Яков Франк - барон Оффенбах - граф Сен-Жермен - граф КалиостроВ предыдущих главах было показано, что еврейская каббала играла важную роль в оккультных и антихристианских сектах с самого начала Христианской эры. Теперь пришло время выяснить, какую роль еврейское влияние сыграло в революциях. Задать подобный вопрос - значит навлечь на себя обвинение в "антисемитизме", однако еврейский писатель Бернар Лазар показал ложность этого обвинения:
"Это то, что отделяет беспристрастного историка от антисемита. Антисемит говорит: еврей является подготовителем, машинистом и главным инженером революций. Беспристрастный историк ограничивается изучением той роли, которую еврей, учитывая его дух, характер, природу его философии и религии, мог играть в революционных процессах и движениях." [455]
Сам Лазар, однако, высказывает мнение, что "претензия антисемитов, по-видимому, обоснована": еврей обладает революционным духом; сознательно или нет, он является агентом революции. Однако заявления антисемитов усложняют вопрос, поскольку они обвиняют евреев в том, что те являются причиной революций. Давайте посмотрим, чего стоит это обвинение. [456]
О роли евреев в революциях
В свете современных знаний было бы абсурдно приписывать евреям авторство заговора Катилины или Гракхов, крестьянского восстания Джека Стро и Уота Тайлера, восстания Джека Кейда, Жакереи во Франции, или крестьянских войн в Германии, хотя исторические исследования могут со временем привести к открытию определенных тайных влияний на указанные восстания, необязательно еврейских. Более того, помимо недовольства или других причин восстаний, революционный дух всегда существовал независимо от евреев. Во все времена и во всех странах были люди, рожденные для того, чтобы создавать проблемы, подобно летящим вверх искрам.
Тем не менее, нельзя игнорировать роль, которую евреи играли в современных революциях, причём, их влияние было двояким - финансовым и оккультным. В средние века евреи навлекали на себя упреки христианского мира как колдуны и процентщики, и в тех же ролях, только в более современных названиях "магов" и "ростовщиков", мы обнаруживаем их присутствие за кулисами революций начиная с XVII века. Везде, где можно было заработать деньги на социальных или политических потрясениях, богатые евреи оказывались на стороне победителей; и везде, где христианские народы обращались против собственных институтов, еврейские раввины, философы, профессора и оккультисты оказывали им поддержку. Не обязательно, чтобы евреи создавали эти движения, но они знали, как их использовать в своих целях.
Например, во время Английской революции (1640-60) мы находим евреев не среди железнобоких солдат Кромвеля или членов его Государственного совета, а среди предоставляющих деньги и информацию повстанцам, среди армейских подрядчиков, ростовщиков и шпионов, или, используя более благозвучный термин Люсьена Вольфа [*], "политических разведчиков" необычайной эффективности. Люсьен Вольф, ссылаясь на Антонио Карвахаля [*], "великого еврея Английской республики", объясняет, что "широкий диапазон его коммерческих сделок и его отношений с другими криптоевреями по всему миру обеспечили ему непревзойденное положение для получения информации о врагах республики." [457].
[*]
Люсьен Вольф (1857-1930) - английский публицист и еврейский общественный деятель: защитник еврейских прав, исследователь еврейской истории и организатор Еврейского исторического общества Англии. Написал три статьи для Энциклопедии Британика про антисемитизм, сионизм и о еврейском меценате Гирше.
[*]
Антонио Карвахаль (1590-1659) - португальско-еврейский торговец, который стал первым евреем, получившим право жить в Англии. Карвахаль предоставлял деньги парламенту, а также снабжал Кромвеля информацией о действиях роялистов в Голландии. Его агенты действовали в качестве разведчиков Кромвеля в Голландии и сообщали о роялистских сборах, финансах и шпионах, а также об отношениях между Карлом II и Испанией. Именно Карвахалю Кромвель дал гарантии для евреев остаться в Англии.
Очевидно, что "секретная служба" такого рода превращала евреев в грозную скрытую силу, тем более что само их существование часто было неизвестно окружающему населению. Эта предосторожность была необходима, потому что в то время в Англии не предполагалось существование евреев. В 1290 году король Эдуард I изгнал евреев, и в течение трех с половиной столетий они оставались в изгнании; криптоевреи или прибывшие из Испании марраны, ухитрялись, однако, остаться в стране, умело принимая окраску своего окружения. Люсьен Вольф отмечает, что еврейские религиозные службы регулярно проводились в тайной синагоге, но "на публике Карвахаль и его друзья следовали практике марранов, тайных евреев в Испании и Португалии, выдавая себя за католиков и регулярно посещая мессу в часовне испанского посольства." [458] Но когда война между Англией и Испанией сделала эту уловку нецелесообразной, марраны сбросили маску христианства и объявили себя последователями иудейской веры.
Как раз в этот период евреи полагали, что приближается мессианская эра, и им, по-видимому, пришло в голову, что Кромвель может подойти на роль мессии. В архивы Кембриджа были отправлены эмиссары, чтобы выяснить, имеет ли Кромвель еврейское происхождение [459]. Но поиски оказались безуспешными. Раввин-кабалист из Амстердама Менассия бен Исраэль [460] обратился к Кромвелю с петицией о возвращении евреев в Англию, в которой он искусно настаивал на возмездии, которое постигает тех, кто причиняет страдания народу Израиля, и на награде тех, кто "дорожит" ими. Эти аргументы не остались без внимания Кромвеля, который придерживался того же суеверия, и хотя он отклонил предложение евреев купить собор Святого Павла и Бодлианскую библиотеку, потому что считал предложенные ими 500 000 фунтов стерлингов недостаточными [461] , он приложил все усилия, чтобы добиться возвращения евреев в Англию. Однако в этом Кромвель столкнулся с яростным сопротивлением, и, похоже, евреям не разрешалось возвращаться в большом количестве или, по крайней мере, пользоваться всеми правами до тех пор, пока на престол не вступил Карл II, который заручился еврейской финансовой помощью [462]. Позже, в 1688 году, евреи Амстердама помогли своим кредитом военной экспедиции Вильгельма Оранского против Якова II, после чего Вильгельм привел с собой в Англию многих евреев. Таким образом, еврейский писатель может похвастаться тем, что Англией "правил монарх, который своей царской диадемой был обязан еврейскому золоту." [463]
Во всем этом невозможно проследить какой-либо последовательный политический план. Роль евреев, по-видимому, состояла не в том, чтобы последовательно поддерживать какое-либо дело, а в том, чтобы иметь опору в каждом лагере и поддерживать любое предприятие, которое давало шанс на прибыль. И все же к этим материальным мотивам примешивались их древние мессианские мечты. Любопытно отметить, что та же мессианская идея пронизывала уравнителей [*], мятежников республиканского Содружества (1649-60), которые в своей литературе часто использовали такие фразы, как "Отпусти Израиль", "Начинается восстановление Израиля". Джерард Уинстенли, один из двух лидеров уравнителей, обратился с посланием к "Двенадцати коленам Израиля, которые обрезаны сердцем и рассеяны среди народов Земли", и пообещал им "царя Давида, которого они ждали". Другой лидер уравнителей, Уильям Эверард, когда его вызвали к лорду Фэрфаксу в Уайтхолл (правительство), заявил что он "принадлежит к расе евреев". [464] Хотя уравнители были христианами, они подобно Баварским иллюминатам и Христианским социалистам два столетия спустя, утверждали, что Христос является автором их коммунистических и уравнительских доктрин: "Ибо Иисус Христос, Спаситель всех людей, является величайшим, первым и самым истинным Уравнителем". Говорят, что уравнители произошли от немецких анабаптистов; но профессор Клодио Жанне, цитируя документы немецких властей, показывает, что среди анабаптистов были евреи: "Они [евреи] были увлечены своей ненавистью к христианству и воображали, что их мечты о восстановлении царства Израиля осуществятся посреди пожара". [465]
[*]
Уравнители - радикальное крыло английских парламентаристов в эпоху Революции, обособившееся от более консервативных индепендентов в 1647 году. Уравнители были решительными противниками династии Стюартов и аристократии (в лице палаты лордов), выступали за создание республики, отстаивали идею народного суверенитета, ратовали за предоставление населению широких политических прав и свобод, в том числе проведение ежегодных выборов в Палату общин и предоставление избирательных прав всем свободным мужчинам, защищали неприкосновенность частной собственности.
К середине XVII века мистические идеи иудаизма проникли во все части Европы. Существовал ли в те времена какой-то каббалистический центр, из которого они исходили? Чтобы выяснить это обратим наши взоры на восток.
Центр мистических идей иудаизма
Начиная с XVI века большая часть еврейства обосновалась в Польше, где возникла череда чудотворцев, известных под именем цадики или "Бааль Шемы". Выражение "Бааль Шем" означает "Владыка Имени", оно зародилось в среде немецко-польских евреев и происходит из каббалистической веры в чудотворное использование священного и невыразимого Имени Иеговы, известное как Тетраграмматон.
Согласно каббалистической традиции, некоторые евреи, обладающие особой святостью или знанием, могли безнаказанно использовать невыразимое Имя Бога. Бааль Шемом называли того, кто приобрел эту силу и использовал ее для написания амулетов, вызова духов и создания лекарств от различных болезней. Польша и особенно Подолия, которая еще не была передана России, стали центром каббализма, где, следуя друг за другом, возникали необычные движения мистического рода. В 1666 году, когда всё еще ждали приближения мессианской эры, еврейский мир был потрясен внезапным появлением Шаббтая Цви, сына владельца мясной лавки из Смирны, который провозгласил себя обещанным мессией и собрал огромное число последователей не только среди евреев Палестины, Египта и Восточной Европы, но даже среди твердолобых евреев континентальных бирж [466]. Сэмюэл Пипс в своем дневнике упоминает о ставках, сделанных евреями Лондона на шансы, что "некий человек из Смирны" будет признан царем мира и истинным мессией [467].
Говорили, что Шабтай, который был опытным каббалистом и позволял себе произносить невыразимое Имя Иеговы, обладал чудесными силами, что его кожа источала изысканный аромат, что он постоянно совершал морские купания и находился в состоянии хронического экстаза. Претензии Шабтая, принявшего титул "Царя царей Земли", раскололи еврейство; многие раввины обрушились на него с проклятиями, а те, кто поверили в него, горько разочаровались, когда султан предложил ему доказать, что он мессия перед залпом отравленными стрел. В ответ Шабтай отрекся от иудейской веры и принял ислам. Однако его обращение в ислам не было истинным, поскольку "временами он играл роль набожного мусульманина и поносил иудаизм; в других случаях он вступал в отношения с евреями как их единоверец" [468]. Благодаря этому Шабтай сохранил верность как мусульманам, так и евреям. Раввинам, однако, удалось добиться его заключения в замке под Белградом, где он умер в 1676 году. [469]
Это прозаическое завершение карьеры мессии, однако, не погасило полностью энтузиазм его последователей и движение саббатианцев [*] продолжилось в следующем столетии. В Польше каббализм вспыхнул с новой силой. Возникли новые цадики и Бааль Шемы, самым известным из которых был Исраэль из Подолии, известный как Бааль Шем Тов (сокращённо Бешт), основавший в 1740 году свою секту хасидов.
[*]
Саббатианцы - последователи иудейского лжемессии Шаббтая Цви (1626-1676) и его еретического, гностического учения саббатианства. В XIX веке в борьбе против иудаизма саббатианцы примкнули к евреям-реформистам и иллюминатам и получили название "неосаббатианцев".
Бешт, выступая против фанатичного раввинизма и утверждая, что книга Зоар является его вдохновением, однако, не придерживался строго доктрины каббалы о том, что вселенная является эманацией Бога, но развил форму пантеизма, провозгласив, что вся вселенная является Богом, что даже зло существует в Боге, поскольку зло - не есть зло само по себе, а только в своем отношении к человеку; поэтому грех не имеет позитивного существования. [470] В результате последователи Бешта, называющие себя "новыми святыми" и насчитывающие не менее 40 000 человек, отбросили не только заповеди Талмуда, но и ограничения морали и даже приличия [471].
Другим Бааль Шемом того же периода был Гейльприн, он же Йоэль бен Ури из Сатанова, который, как и Бешт, совершал чудеса, используя Имя Бога, и собрал вокруг себя многих учеников, которые после смерти своего учителя "образовали группу шарлатанов, беззастенчиво эксплуатировавших доверчивость своих современников." [472]
Но самой важной из этих каббалистических групп была группа франкистов, которых иногда называют, "зоаритами" [*] или "просветленными" [473] из-за их приверженности к книге "Зоар", или "саббатианцами", по имени лжемессии Шабтая Цви, ересь которого "сохранили их тайные кружки, похожие на масонской организации". [474] Основателем этой секты был сведущий в каббале Яков Франк, который в 1755 году в Подолии собрал вокруг себя множество последователей и жил, подобно восточному паше, в великолепии и богатстве, источник которого до сих пор не известен.
[*]
Франкисты - члены секты польского еврея Якова Франка. Франкисты исповедуют саббатианскую ересь и являются ветвью саббатианства.
Преследование, которому Яков Франк подвергся со стороны раввинов, побудило католическое духовенство встать на его защиту, после чего Франк сдался на милость епископа Каминика и публично сжег Талмуд, заявив, что признает только книгу Зоар, которая, как он утверждал, признаёт учение о Троице. Зоариты лукаво "утверждали, что считают мессию одним из трех божеств [Троицы], но умолчали, что под мессией они подразумевают Шаббтая Цви." [475] Епископ был обманут этим маневром, и в 1759 году зоариты приняли христианство, включая самого Якова Франка, который взял имя Иосиф. "Однако вскоре неискренность франкистов стала очевидной, поскольку они заключали браки только между собой и относились к Франку с почтением, называя его святым учителем". [476] "Вскоре стало очевидно, что, приняв католическую веру, они на самом деле сохранили свой тайный иудаизм." [477] Более того, было обнаружено, что Франк пытался выдать себя в Турции за мусульманина; "Поэтому он был арестован в Варшаве и доставлен в церковный суд по обвинению в притворном обращении в христианство и распространении пагубной ереси." [478] В отличие от своего предшественника - отступника Шабтая Цви, Франк избежал безвременной кончины и после освобождения из тюрьмы продолжил охотиться на легковерных христиан, часто ездил в Вену со своей дочерью Евой, которой удалось обмануть эрцгерцогиню Австрии, благочестивую Марию Терезию. Но и здесь были "раскрыты сектантские планы Франка" [479] и он был вынужден покинуть Австрию. В конце концов он поселился в Оффенбахе и, поддерживаемый щедрыми субсидиями других евреев, вернулся к прежней роскошной жизни. [480]
[*]
Оффенбах является пригородом Франкфурта, который в XVII-XIX вв. был штаб-квартирой Ротшильдов и других еврейских богачей.
Франк передвигался в колеснице, запряженной благородными лошадьми, сопровождаемый охраной из десяти уланов в красной, сверкающий золотом униформе, с пиками в руках и гербами на фуражках, свитой из нескольких сотен красивых молодых евреев обоего пола и телегами, гружёными сокровищами. Последователи Франка считали его бессмертным, но в 1791 году он умер; его погребение было таким же пышным, как и его образ жизни - 800 человек следовали в процессии. [481]
Яков Франк - барон Оффенбах - граф Сен-Жермен - граф Калиостро
Невозможно изучать карьеру этих фокусников в Польше и Германии, не вспомнив об их коллегах во Франции. Фамильное сходство между "бароном фон Оффенбахом", "графом де Сен-Жерменом" и "графом де Калиостро" сразу бросается в глаза. Все они утверждали, что творят чудеса, все жили с необычайным великолепием за счет богатства, полученного из неизвестного источника, один из них определенно был евреем, двое других считались евреями, и все были известны как каббалисты. Более того, все трое провели много лет в Германии, именно в то время, когда Франк жил под именем "барона фон Оффенбаха" недалеко от Франкфурта. Калиостро был принят в Орден Строгого Соблюдения в подземной камере в нескольких милях от этого города. Ранее Калиостро бывал в Польше, откуда происходил Франк. Должны ли мы поверить, что все эти люди, столь странно похожие в своей карьере, жившие в одно и то же время и в одних и тех же местах, были совершенно не связаны между собой? Является ли простым совпадением, что эта группа еврейских кабалистов-чудотворцев существовала в Германии и Польше в тот самый момент, когда маги-кабалисты появились во Франции? Является ли снова совпадением, что Мартинес Паскуалли основал свою "каббалистическую секту" иллюминатов в 1754 году, а Яков Франк основал свою секту "зоаритов" (или иллюминированных) в 1755 году?
Более того, когда мы узнаем из еврейских источников, что у Бааль Шема Гейльприна было много учеников, "которые организовали группу шарлатанов, эксплуатировавших доверчивость своих современников", что у Бааль Шем Това и Якова Франка было много последователей, то несомненно, именно здесь нам следует искать происхождение тех таинственных магов, которые в то время распространились по Европе.
Нас могут спросить: "Каковы доказательства того, что кто-либо из этих Бааль Шемов или каббалистов был связан с масонскими или тайными обществами?" Ответ заключается в том, что самый важный Бааль Шем того времени, известный как "вождь всех евреев", как показывают документальные свидетельства, был инициатором масонства и находился в прямом контакте с лидерами тайных обществ. Если согласиться с тем, что невозможно доказать еврейское происхождение Сен-Жермена и Калиостро, то в случае "вождя всех евреев" мы имеем дело с вовлеченным в движение человеком, более важным, чем любой другой, национальность которого не вызывает никаких сомнений.
Продолжение главы 8 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию