У людей, выросших в «первом в мире государстве рабочих и крестьян» фраза Жванецкого «
Мне в Париж по делу срочно !» до сих вызывает радостный смех. Молодняк, народившийся после «величайшей в 20-ом веке геополитической катастрофы» никак в толк не возьмёт - чего ржут ? над чем смеяться-то ?
Но москальское урководство работает над преодолением межпоколенческого разрыва. Возрождение коммунизма в православных декорациях идёт весьма успешно, и не исключено, что лет через несколько молодняк тоже научится смеяться над опусами Жванецкого.
А пока этого не произошло, все - в Париж !
Чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы....
Подготовка
Готовясь к поездке в Париж, не ограничивайтесь просмотром кинофильмов «Окно в Париж», «Париж, я люблю тебя», «13-ый район» или «Из Парижа с любовью». Прочитайте
книгу Жанны Агалаковой «Всё, что я знаю о Париже». Или хотя бы перелистайте её.
Книга выгодно отличается от обычных путеводителей, которые пишутся :
- либо нашими соотечественниками, плохо знающими Париж,
- либо парижскими аборигенами, плохо знающими наших соотечественников.
Агалакова же - россиянка, уже лет десять живущая в Париже и отлично знающая как парижские реалии, так и запросы едущих в Париж россиян.
Выбор сезона
Летом в Париже отвратительно жарко и чрезмерно людно. У публики отпуска да каникулы, и все норовят по-быстрому добежать до Лувра и заебошить лук на фоне Моны Лизы, а потом проделать то же самое у Нотр-Дам, у Эйфелевой башни и так далее. Повсюду дикие очереди, а отели дорожают раза в полтора-два.
Зимой в Париже стыло, мрачно и в целом довольно гадко. Примерно как в Питере в конце октября, только негров больше и вывески на латинице. А на хрена вам копия Питера, если имеется оригинал?
В Париж надо ехать весной или осенью - когда ещё/уже не жарко и туристов не слишком много. Я решил весной. Потому как осени ещё полгода ждать, и не понятно, какой она будет, осень эта....
Как добираться
Из Питера до Парижу есть прямые рейсы - и «Россией», и Air France. У Air France цены совсем живодёрские. У «России» - чуток погуманнее, но тоже непривлекательно. Да и страшно лететь самолётом «родной» компании, уж больно статистика нехороша.
По счастью, до Парижу возит ещё хренова туча европейских авиакомпаний, есть из чего выбрать. Я выбрал Finnair - на тот момент её рейс оказался самым дешёвым, а пересадка в Хельсинки - приемлемой по длительности. Кормёжка в Finnair - поганая, но не она была критерием выбора.
Даже если пользуетесь услугами турфирмы, заказывайте авиаперелёт сами - наверняка сумеете сэкономите ощутимую сумму.
Жильё
Если нет родственников и знакомых, придётся жить в отеле.
Я относительно часто катаюсь по Прибалтике, и привык, что в трёхзвёздном отеле вполне можно жить и даже пользоваться некоторым комфортом. В Париже всё не так.
Теснота, старая сантехника, протёртые ковры, обшарпанные стены. Никаких шведских столов ! - только «континентальные завтраки» : йогурт, пара булок, кусочек масла, кусочек сыра и стакан чая/кофе. За ощутимо бОльшие, нежели в Прибалтике, деньги.
Однако, 3-звёздный отель - далеко не худший вариант. Здесь, по крайней мере, регулярно убирают, меняют бельё и умеют улыбаться клиентам. О том, что творится в 2-звёздных и ниже, думать откровенно страшно.
Короче, помните : 3 звезды - это минимум, в котором ещё можно сохранить человеческое достоинство. А если возраст или понты не позволяют вам жить в курятнике, не экономьте -заказывайте 4-звёздный отель.
Еда
Франция - это не только архитектура, живопись, мода и парфюмерия. Это ещё и кухня. И если вы будете игнорировать достижения французской кулинарии, то лишите себя половины впечатлений, ради которых, собственно, и едете во Францию.
Еда в Париже - не дешёвая. Полноценный обед с вином и десертами вряд ли обойдётся вам дешевле 100 евро на двоих. Если минимизировать количество блюд (благо, порции обычно очень большие), отказаться от вина и обедать до вступления в силу вечерних наценок, возможно, удастся вбиться в 40 евро на двоих. Но это уже предел, ниже которого либо голод, либо Макдональдс, либо китайская забегаловка. Я, в общем-то, ничего не имею против китайской кухни, но согласитесь : странно, приехавши в Париж, питаться рисовой лапшой и свининой в карамельном соусе…
Помимо китайских забегаловок, есть ещё и арабские.
Но о своей продукции они сами пишут : ASS
Если с деньгами совсем туго, переходите на бутерброды - в конце концов, так поступает большинство аборигенов, вы-то чем хуже ? Отправляйтесь на рынок и затоваривайтесь сырами, паштетами, хлебом и вином. Можно, конечно, купить всё это в супермаркете (рынки работают не каждый день), но на рынке и выбор шире, и качество выше, и продавец может дать кой-какие рекомендации.
И хлеб, и вино, и паштеты - прекрасны. Но сыры - божественны.
Ксожалению, не только божественны, но и опасны. В отличие от тех сыров, которые продаются у нас и могут потребляться без ограничений, французские «плесневелые» сыры способны вызвать тяжелейшее отравление (см.
фильм «Французский поцелуй»). От них ещё никто не умер (кажется), но очень многие уже пострадали. Сам я, к счастью, в число страдальцев не попал, но потому только, что меня предупредила одна знакомая. Сама она предупреждена не была и испытала адскую мощь французских сыров на себе - двое суток беспамятства, прерываемого мучительной рвотой, неделя отходняка и несколько лет тотальной сырной непереносимости, когда тошнить начинает от одного вида сыра, не говоря уж о запахе и вкусе… Так что, будьте осторожны - не жадничайте.
Транспорт
Париж, как оказалось, - город маленький. Все достойные внимания места располагаются в радиусе 3 км от площади Согласия (это не считая района Дефанс, но я не уверен, что он достоин внимания). Поэтому лучше всего передвигаться пешком - торопиться всё равно некуда, а впечатлений на порядок больше. Если же вы торопитесь или погода поганая, или просто лень тащиться пехом с Монмартра на Монпарнас, следует воспользоваться метро.
Метро здесь - не «выставка достижений социализма», как в Москве и Питере, а средство передвижения. Никакого пафоса, никакой помпезности. Наверху - просто дырка в тротуаре с уходящей вниз лестницей (или эскалатором), внизу - платформы без излишеств.
Думаете, тут нет входа в метро ?
А он есть - чуть левее столбика с надписью RER
Путь наверх - выход со станции
Типичная подземная станция
Кое-где метро выходит на поверхность
Переход с надземной станции на подземную
Благодаря низкому уровню грунтовых вод и высокой прочности грунтов (преимущественно известняки) метро здесь проложено на очень небольшой глубине - метра 3-4. Поэтому расстояния невелики : кое-где, стоя на платформе одной станции, можно через туннель разглядеть платформу соседней. Как следствие, довольно трудно найти в городе точку, от которой до ближайшей станции было бы больше 200 метров.
Помимо обычного метро есть ещё RER (не знаю, как это расшифровывается). Это гибрид метро и пригородной электрички. Поезд выходит из одного пригорода, проходит под Парижем и заканчивает путь в другом пригороде с противоположной стороны города. Удобно для поездок в Версаль и Диснейленд, а также в аэропорты Орли и Шарль-де-Голль (если жалко денег на такси).
Если вы зависаете в Париже надолго, имеет смысл пользоваться велосипедом. Они тут сдаются в краткосрочную аренду - вносите депозит, получаете карточку и можете брать велосипеды на таких стоянках.
Взял, доехал до нужного места, оставил на ближайшей стоянке. Дневной тариф - 1 евро. Первые 30 минут - бесплатно, вторые - 1 евро, третьи - 2 евро. Начиная с четвёртого получаса - 4 евро за каждые 30 минут. Хитрые парижане едут минут 20-25, ставят велосипед на стоянку и тут же берут другой. Так и катаются, не платя ничего сверх дневного тарифа.
Кроме того, можно арендовать автомобильчик. Там сейчас разворачивается
широкомасштабный проект по наполнению города электромобилями.
Такое средство передвижения способно проехать без подзарядки больше 250 км и развивать скорость до 130 км/ч (в Париже ограничение - 50 км/час). Зарядки оборудованы прямо на улицах. Условий аренды не знаю.
Карты
Возможно, где-то в Париже водятся карты, адекватно отражающие действительность. Но до туристов они не доходят. Туристам вручают какое-то унылое говно, имеющее к действительности весьма условное отношение.
Например, карта утверждает, что Rue Halle и Rue Remi Dumoncel почти параллельны.
А таблички на доме показывают, что эти улицы пересекаются под прямым углом.
Согласно карте, на острове Ситэ имеется единственная станция метро Cite.
Вооружившись этим знанием, мы спустились по эскалатору, что напротив Нотр-Дам, и, побродив некоторое время по крысиным норам переходов, обнаружили, что находимся на станции St.Michel Notre-Dame, где пересекаются две линии RER, а метро нет и в помине.
В другой раз, начитавшись Агалаковой, решили в субботний день съездить на рынок, расположенный на авеню президента Вильсона (Avenue du Président Wilson). И выяснили, что такой улицы в Париже нет. Вернее, в Париже-то она есть, а вот на карте - увы… Пришлось напрячь портье, который качнул нужный фрагмент из Google Maps и выдал нам распечатку.
Чтобы не попадать в дурацкие ситуации, постарайтесь разжиться полноценной картой города (должны же они где-то быть !). Если не получится, планируйте маршруты заранее и скачивайте карты с Google Maps.
Публика
Публика расслабленна и доброжелательна. Когда я был в Париже в первый раз 16 лет назад, аборигены демонстративно отказывались говорить по-английски. Сейчас этого нет, но комфорту не прибавилось - подавляющее большинство охотно соглашается объясняться по-аглицки, но оказывается не в состоянии ничего ни понять, ни высказать. Даже в магазинах и ресторанах. Приходится использовать язык жестов.
ОЧЕНЬ много чёрных. Не тех, кого мы привыкли называть чёрными, а настоящих. На востоке, особенно от Северного вокзала в сторону аэропорта Шарль-де-Голль, белых почти нет, натуральная Нигерия. В центре белые доминируют. В западных районах чёрные если и попадаются, то только в местах скопления туристов - одни втюхивают иностранцам всякий сувенирный хлам, другие, в полицейской и армейской форме, охраняют общественный порядок. В рядах жандармерии (тамошний аналог нашего ОМОНа) чёрные замечены не были.
Забавная закономерность обнаруживается при наблюдении за персоналом блядских заведений на бульваре Клиши. Зазывалы - сплошь белые, а вышибалы - исключительно чёрные.
Муслимы, вопреки ожиданиям, встречаются довольно редко. Баб в намордниках нет совсем - действует соответствующий закон. Мужички с ваххабитскими бородами и тётки в хиджабах попадаются не чаще чем в Питере.
Довольно много бомжей. Как ни странно, это не классические клошары, оповещающие о себе густой вонью за десятки метров (таковой попался всего один), а чистые аккуратные ребята, сидящие по краям тротуаров и ненавязчиво клянчащие денежку. У всех имеются спальные мешки, у большинства - палатки, которые ставят где попало. Однако, пока они не мешают проходу и проезду, полиция их не трогает.
Нигра на Place de l'Opera - без палатки, но с пафосом
Тоже без палатки, но под крышей
У входа - сковородка для сбора пожертвований.
Чисто рантье - сам спит, а денежка капает
Дама не теряет времени зря - занимается самообразованием, читая журнал GLAMOUR
Очень много туристов. Резко доминируют косоглазые - китайцы и японцы. Вослед на за ними - русские и хохлы. Англосаксов, немцев и «прочих разных шведов» - всего ничего. Видать, не сезон.
Популярные туристические места плотно засижены черномазыми торговцами всяким сувенирным хламом (наиболее распространены миниатюрные Эйфелевы башни, насаженные на проволочные кольца и издающие при перемещении торговцев кандальный звон).
В былые времена торгаши были наглыми как обезьяны - преграждали дорогу, хватали за одежду и ломились в туристические автобусы, а при посылании нахер поднимали крик о расистских проявлениях. К счастью, за последние годы полиция провела широкую воспитательную работу, и теперь гуталиновые коробейники знают своё место. Они вежливы и неназойливы, а при появлении признаков агрессии со стороны «клиента» сразу разбегаются, звеня связками Эйфелевых башен.
Экскурсии
Везде, где только можно, ходите сами, в одиночестве. Никто не расскажет вам, когда был построен Нотр-Дам (вы прочитаете это в путеводителе), зато ничто не помешает выбрать собственный маршрут и сколько угодно растягивать его во времени.
Присоединяться к экскурсии имеет смысл лишь в случае, если добираться до нужного объекта самому либо слишком долго и дорого, либо вообще непонятно как. Сказанное относится, очевидно, к достопримечательностям, расположенным далеко за пределами Парижа. Наиболее известными из таковых являются аббатство Монт-Сен-Мишель и замки долины Луары. Даже в Версаль лучше ехать самостоятельно - он хоть и находится за пределами Парижа, добраться до него не сложно (RER, линия С, 40 минут езды от Нотр-Дам).
Далее в программе :
Лувр, Нотр-Дам, Монмартр