часть 1 Лувр
Ясное дело, куда ж идти в Париже, как не в Лувр. Обычно люди как безумные мчатся к Моне Лизе и торопливо фотографируют сначала её, а потом себя на её фоне. Типа, приобщаются к прекрасному.
Потом несколько менее энергично топают к статуе Ники Самофракийской (это такая
древнегреческая мраморная баба - с крыльями, но без рук и головы) и проделываю те же процедуры рядом с ней. А после, получив всё, к чему стремились, бесцельно слоняются по залам, нигде особо не задерживаясь. Производители экскурсий подстраиваются под запросы массового потребителя и соответствующим образом выстраивают маршрут и хронометраж, напрочь игнорируя всё, что располагается в стороне от кратчайшего пути к Моне Лизе.
Меж тем, помимо европейской живописи, Лувр располагает обширными собраниями древностей, коллекциями скульптуры и графики, предметов искусства стран ислама, собраниями артефактов из Африки, Океании и доколумбовой Америки и ещё много чего. Чтобы хотя бы бегло осмотреть всю экспозицию музея потребуется не меньше недели.
Если же нет времени и/или желания тратить на Лувр больше одного дня, посетите хотя бы отделы древностей. Встретите уйму старых знакомых.
Вавилонский (вернее, аккадский) жрец Эбих Иль, увековеченный Виктором Пелевиным в романе «Generation П»
Злобный демон Пазузу, вытащенный из небытия Вильямом Блетти, автором «Экзорсиста»
Ассирийский крылатый бык, чьи «одноплеменники» сыграли краткую, но чрезвычайно драматическую роль в фильме «Правдивая ложь» (ежели кто забыл, напоминаю : таких бычков использовали злые муслимы для контрабанды в США ядерных боеголовок, закупленных в "бывшей советской республике Казахстан")
Дружелюбные лица с крышек египетских саркофагов. Встречаются во многих фильмах об оживших мумиях и прочей чертовщине.
Человеческих мумий в экспозиции нет - хранятся где-то в запасниках, но от публики сокрыты. Зато есть мумия крокодила, напоминающая недонакачанную надувную игрушку.
Впрочем, даже в таком состоянии этот крокодил имеет гораздо более кондиционный вид, нежели его вяленые собратья, которых показывают в египетском храме Ком-Омбо.
Много картинок и скульптурных изображений павианов. В отличие от павиана на моей аватаре, тутошние представлены со всеми своими причиндалами
Долго искал знаменитый Розеттский камень. Уставши искать, обратился к даме-смотрителю - где ? «В Лондоне» - ответила она. Оказывается, британцы отжали его у франков ещё в 1801-ом, после разгрома французского экспедиционного корпуса в Египте.
Все знают большую стеклянную пирамиду, внутри которой находится центральный вход в Лувр (есть ещё с полдюжины второстепенных входов-выходов, но ими пользуются только аборигены, да и то не все). Гораздо менее известна вторая - перевёрнутая - пирамида, расположенная в середине газона на полпути между первой пирамидой и триумфальной аркой на площади Карусель. Сверху она вообще не видна, а под землёй открывается во всей красе.
Вокруг пирамиды - куча сувенирных лавчонок и огромный магазин Apple с выставочным залом. Справа (если смотреть со стороны Лувра) - проход на станцию метро Palais Royal Musee du Louvre. Его время от времени перекрывают, причём вполне по-россиянски - без каких-либо предварительных уведомлений.
О прочих чудесах Лувра можно прочитать в бесчисленных справочниках и путеводителях. Добавлю только, что помимо постоянной экспозиции там регулярно устраиваются всяки-разны выставки. Если решите их посетить, обращайте внимание на время работы этих выставок, так как обычно оно не совпадает со временем работы Лувра. Специально вас никто предупреждать не будет, и вы имеете хороший шанс, заплатив лишние 4-5 евро, оказаться перед закрытыми дверями.
Нотр-Дам
Читали «
Мечеть Парижской богоматери» ? Так поторопитесь к собору Норт-Дам, пока он ещё не стал мечетью Аль-Франкони. А добравшись до собора, наоборот - не спешите. Потому как, если будете спешить, ваше путешествие сюда окажется совершенно напрасным - вы попросту не увидите того, за чем стоило идти.
Фасад собора есть не что иное, как огромный каменный комикс, и это ничуть не преувеличение. Строительство вели в 12-13 веках, когда грамотных было всего ничего. А вести пропаганду и агитацию среди безграмотных приходилось посредством объёмных картинок. Вот таких :
Вот сцена Страшного Суда. Согласно Писанию, каждый, оказавшийся пред Судом, оценивается специфическим образом - производится взвешивание благих дел и грехов, совершённых им при жизни. В зависимости от того, что перевесит, кандидат отправляется на Небеса или отфутболивается в Преисподнюю. Каменная картина изображает процесс взвешивания : пока Ангел щёлкает клювом, бесовское отродье втихаря нажимает на нужную чашу весов.
Сцены истязания грешников. Тогдашние мастера явно знали толк в мучительстве.
Оцените экспрессию ! - это вам не вялое садо-мазо современного порна.
Святые покровители города Парижа. Деятель, держащий в руках собственную голову, - святой Дионисий, рассказ о котором чуть позже.
Аллегорическое изображение Синагоги.
Глаза закрыты обвившейся змеёй, изображающей Древнего Змия, закрывшего иудеям глаза и не позволившего им опознать Мессию, когда тот явился.
Возле ног - упавшая корона, символизирующая утерянную славу иудейской религии (слава, ясное дело, перешла к католичеству).
Обычно для более точной идентификации Синагоги, соответствующую фигуру изображают со скрижалями Завета или свитком Торы в руках. Здесь же, как ни странно, какие-то невнятные дощечки.
Должно быть, тогдашние католики были столь круты, что без всякой Торы понимали, кто тут Синагога.
Собор является местом хранения величайшей святыни христианского мира - Тернового венца Спасителя. В 1238-ом году король Франции Луи 9-ый выкупил его у тогдашнего византийского императора за сумму, составившую годовой доход королевства. Некоторые источники утверждают, что в качестве бонуса к венцу прилагались гвозди, коими Спаситель был приколочен к кресту, однако полной ясности в данном вопросе нет.
История эта, услышанная от экскурсовода, породила вихрь воспоминаний. Во-первых, сразу вспомнились терновые венцы, которыми вовсю торгуют в Иерусалиме, Ярдените и прочих библейских местах.
Их шипы выглядят вполне аутентично, но впечатление безнадёжно портит наклейка на обратной стороне упаковки : Made in Hong Kong.
Следом в памяти выплыли слова одного из главных героев романа «Имя розы» : «Обломков креста я перевидал очень много и в самых разных церквах. Если все они подлинные, значит, нашего Господа терзали не на двух скрещенных бревнах, а на целом заборе…»
Вспомнил я и чеканную фразу товарища Суслова, главного идеологического шамана брежневской эпохи : «Мы на идеологии не экономим». И подумалось, что развитой социализм определённо имел некоторые преимущества перед недоразвитым феодализмом: уж на что уродами были коммунистические правители, но слить на идеологию ВЕСЬ годовой бюджет страны они всё же не решались.
Помимо вышеизложенного, Луи 9-ый запрессовал местных иудеев (приказал конфисковать и сжечь все экземпляры Талмуда), организовал два крестовых похода (7-ой и 8-ой) и помер от дизентерии в ходе последнего из них. После этого тогдашние идеологические шаманы объявили его святым. Именем Святого Луи назван соседний с Ситэ остров и мост между ними.
Обычно публика ограничивается фотографированием фасада Нотр-Дам и беглым осмотром его внутренностей. Этого, конечно, недостаточно. Приходите сюда без всяких экскурсий, неспешно изучите внутреннее убранство, поднимитесь на колокольню и обязательно обойдите кругом - с боков и задней части он не менее интересен, чем с фасада.
Вид на Нотр-Дам сбоку - со стороны квартала Сен-Мишель.
Вид сзади
Если захотите увековечить себя на фоне Нотр-Дам, лучше всего сделать это на мосту Pont de l'Archevêché (Епархиальный мост).
Как видим, страсть украшать перила мостов замками - явление вполне интернациональное. Что интересно, зайдя на Google Maps и разглядывая этот мост посредством функции Images, вы обнаружите, что на перилах - ни единого замка. Из чего следует, что либо обычай сей появился буквально на днях, либо замки с перил регулярно срезают (надо полагать, чтобы мост не обрушился).
Пресловутые "химеры Нотр-Дам", столь трогательно изображённые в мультике "Горбун из Нотр-Дам", - в действительности голимый новодел : их установили лишь в конце 19-го века, в ходе последнего (на сегодняшний день) капитального ремонта. Зато горгульи - настоящие, средневековые.
В отличие от прочих - звероподобных - созданий, последняя горгулья вполне человекообразна. Молва утверждает, что архитектор таким хитрым манером изувековечил свою тёщу. Молодец, чё...
В последний вечер перед отъездом на родину, рекомендую бросить на Париж прощальный взгляд. И правильней всего, по-моему, чтобы этот взгляд был устремлён именно на Нотр-Дам.
На острове Сен-Луи, возле самого моста Сен-Луи есть ресторан Le Flore en l’Ile. Заходите туда, заказывайте порцию божественного мороженого «Бертийон» (Berthillon) и, обосновавшись у окна, наслаждайтесь видом.
Монмартр
Монмартр означает «гора мучеников». Назван так в память о первом епископе Парижа Дионисии (по-французски Denis). У него были какие-то трения с римской администрацией, и дело кончилось тем, что ему отрезали голову. Вместо того, чтобы тихо скончаться, как сделал бы на его месте любой другой, Денис взял отрезанную голову под мышку и ушёл в сторону 130-метрового холма к северу от города. Это произвело такое впечатление на публику, что Дениса тут же провозгласили святым, а указанный холм получил известное нам название. Через некоторое время тем же именем был назван и городской район, прилегающий к холму.
Славен Монматрт в первую очередь базиликой Сакре-Кёр (Святого Сердца), стоящей на самой вершине холма, а во вторую - весёлыми кварталами, раскинувшимися вдоль бульвара Клиши у его подножия.
Подняться на холм можно пешком или воспользовавшись туристическим трамвайчиком (не знаю, как правильнее обозвать это средство передвижения, состоящее из электромобиля с тремя вагонами, человек на 10 каждый). Но трамвайчик ездит лишь по дорогам, а нас интересовали знаменитые лестницы Монмартра. Поэтому мы пошли пешком.
Мёртвые и живые : на переднем плане - склепы кладбища Монмартр, на заднем - жилые дома.
Лестницы Монмартра
Фиалка Монмартра.
Поначалу я решил, что это торговка цветами и разной сувенирной мелочью.
Но тут же выяснилось, что её бизнес более изощрён : она бодро наяривает на гармошке, собирая мелочь, а сильно заинтересовавшимся предлагает сидюки со своими записями.
На мой нетолерантный взгляд, выглядит гораздо лучше негритосов с охапками масеньких Эйфелевых башенок.
Колокольня собора Сакре-Кёр
Собор сзади
Собор спереди
Фасад украшен двумя великолепными конными статуями.
Слева - Луи Святой, которого узнаём по пресловутому терновому венцу в левой руке.
Почему король, организовавший два крестовых похода, держит меч остриём вниз, решительно непонятно.
Справа - Святая Жанна из Арка (Жанна д'Арк).
Опознавательные знаки, позволяющие понять, что это именно она, отсутствуют. Приходится довериться справочникам.
Собор, как это принято во Франции, изукрашен разномастными горгульями.
К сожалению, фотографировать внутри собора нам не позволили - шла служба. Однако, смею заверить, что изнутри собор не менее впечатляющ, чем снаружи. Изумительны фрески на потолке и стенах - несмотря на явно модернистский стиль, они производят сильное впечатление.
Непременно зайдите внутрь. Учтите только, что там регулярно собирают пожертвования, и если вы не кинете пару евро - жалко станет или, допустим, западло католиков спонсировать - выглядеть будете не лучшим образом.
Спустившись с холма, вы непременно выйдете на бульвар Рошешуар или бульвар Клиши.
Бульвар Рошешуар ничем особо не интересен. А бульвар Клиши знаменит высочайшей в Париже (а, возможно, и в мире) концентрацией секс-заведений - от секс-шопов до Музея Эротики.
Как темнеет, повсюду начинают клубиться проститутки различных расцветок и различных степеней изношенности. Белые, чёрные, жёлтые, мулатки и метиски, на любой вкус и на любой кошелёк : в кафе - поприличнее, на улице - поотстойнее. Нельзя сказать, что они стоят плотными рядами, однако глаз то и дело цепляется за маячащих там и тут особ совершенно недвусмысленного вида.
Кроме того, улицы вокруг бульвара Клиши отличаются тем, что там в любое время суток найдётся место, где можно поесть (как утверждают знатоки, для Парижа это ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ редкость). К примеру, на площади Пигаль есть небольшой магазинчик, чуть не круглосуточно торгующий всякими закусонами : слева от входа - восточные сладости, по центру - разные хлеба, включая, разумеется, знаменитые парижские багеты, а справа - фастфуд, типа картошки-фри и разных кебабов. Каждый вечер, возвращаясь из своих странствий по городу и его окрестностям, мы затоваривались там сластями для чаепитий. Случалось это ближе к 11, и я каждый раз недоумевал - для чего держать открытым "третий отдел" ? неужто в сей поздний час существует спрос на жареную картошку ?
А как-то раз мы зашли в магазинчик совсем поздно, сильно после полуночи - кажется, из "Мулен Руж" возвращались - и я увидал, что спрос-таки есть : за столиком, бодро уписывая шаверму, сидела несколько потёртая ночная бабочка. У ночной смены был обеденный перерыв.
В общем, если во время пребывания в Париже вам захочется кого-нибудь трахнуть, а потом выпить и закусить (или наоборот - сначала выпить и закусить, а уж потом трахнуть), отправляйтесь на Пляс-Пигаль. Жизненный принцип тутошних обитателей можно выразить одним словом - "Всегда !" - и вы непременно найдёте искомое.
Далее в программе :
Париж
снизу и
сверху