Желание побывать на Кавказе у меня появилось уже давно, но всё как говориться "руки" не доходили. Работа затягивает, рутина засасывает, время не находится, возможность не представляется. Кроме того, было дикое желание попутешествовать автостопом, опыта которого не было и некий страх перед неизведанностью так же оттягивал это путешествие на непонятный срок. Но было бы желание, а возможности найдутся! Когда ты чего то по настоящему хочешь, то вся вселенная тебе в этом помогает - приблизительно так писал в одной из своей книг Пауло Коэльо. И вот однажды, сила движущая вселенной, направила меня на сайт украинского путешественника Андрея Мельниченко. Имеющийся у него список "боевых заслуг перед отечеством", убеждал меня в том, что это именно тот попутчик который мне нужен. Встретившись, мы скорректировали маршрут и даты путешествия, после чего, спустя какое то время, мы отправились в путь.
Транспорт Киев - Пирятин(маршрутка) - 50 UAH Пирятин - Баку(автостоп) - 0 UAH Баку - Газах(поезд,плацкарт) - 7 AZN Газах - Грузинская граница(маршрутка) - 2 AZN Локальные маршрутки в Армении и Грузии - 20-50 UAH Так например участок Ереван-Тбилиси проезжается на трёх маршрутках. Ереван-Ванадзор-граница с Грузией-Тбилиси. От самой границы маршруток в Тбилиси нет. Они ходят из Садахло. Это в нескольких км. от границы. До Садахло, либо такси, либо автостоп. Ереван - Степанакерт(автобус) - 5000 AMD Тбилиси-Батуми(поезд,плацкарт) - 15 GEL Сайт Грузинской ж.д. Хопа - Стамбул(автобус) - 30-40$ точно не помню. От Грузино-Турецкой границы в Хопу доехал двумя маршрутками. Первая довезла меня в Камалпача и от туда сразу же пересел в маршрутку до Хопы. Стоило это всё 5 TRY Стамбул - Харьков(самолёт) - 500 UAH авиакомпания Pegasus Airlines Харьков - Киев(поезд,хюндай) - 290 UAH Сайт Украинской ж.д.
Жильё В палатке - 2 ночи Магас - на вписке - 1 ночь Автобус (Азербайджанская граница - Баку) - 1 ночь Поезд (Баку - Газах) - 1 ночь Ереван (на вписке) - 1 ночь Степанакерт - 5000 AMD(гест) - 1 ночь Ереван - 5000 AMD (Theatre Hostel) - 3 ночи Тбилиси - 10 GEL (Hostel Georgia) - 2 ночи Поезд (Тбилиси - Батуми) - 1 ночь Батуми - 10 GEL(в частном секторе) - 3 ночи Автобус (Хопа - Стамбул) - 1 ночь Стамбул - 14 EUR(Piya Hostel) - 4 ночи
Бюджет 4800 UAH
Путешествие
Старт у нас был запланирован на 5 июня. В 10.00 мы встретились на станции метро Бориспольская, что в начале бориспольской трассы, откуда и начали свой путь. Моя пунктуальность меня подвела и я на час опоздал. Должны были стартовать в 9.00. Но так как я с утра до упаковывал свой рюкзак и был с жуткого бодуна, то опоздал. В метро мне даже поплохело настолько, что думал выйти на ближайшей станции и вернуться домой чтобы прийти в себя. А вечером сесть на ночной поезд до Харькова и оттуда продолжить путешествие. К счастью Вселенная не позволила разрушить наши планы и буквально через 10 минут мне полегчало. Всё это время, Андрей терпеливо меня ждал на остановке. За что ему большущее спасибо.
Выезжать из Киева мы решили на маршрутке, потому что уж очень плохие позиции по бориспольской трассе на выезде из столицы. Заплатив водителю по 50 грн. мы отправились в Пирятин. Вообще проезд стоил 60 грн. но рассказав кто мы и что мы, водитель сделал нам скидку 10 грн. каждому. Так началось моё путешествие длинной более 7000 км. Всю дорогу в маршрутке, я тихо-мирно спал. Эти несколько часов пути, мне явно пошли на пользу и в Пирятине я себя почувствовал уже живым человеком. Настроение улучшалось. Мы вышли на позицию. Довольно плохое и неудобное место, но самое лучшее из имевшихся. За неделю до Евро, в Украине наступил бум строительства дорог. Там мы застопили первую машину, которая провезла нас первые 20 км. К слову, в машине был пассажир, друг у которого автостопщик. Благодаря этому нас и подвезли. Вселенная нам помогает. Далее, минут через 10, застопили "Ладу" аж до Харькова. Я сел назад и "продрых" до самого Харькова. Высадились мы у ближайшего метро и отправились перекусить в первый попавшийся дворик. Там у местного парня выяснили, что нам нужно доехать до станции метро "Пролетарская" а оттуда несколько остановок на троллейбусе что бы оказаться на нужном выезде из города. За КПП мы застопили машину до Чугуева, где нас уже потихоньку заставала ночь. Палатку разбили на берегу реки "Северский Донец". Итого: первые 370 км. автостопом, первая ночь в палатке.
1. Наш дом.
фото взято с andreytravel.net
Утром встали довольно рано. Хотя чувствовал себя абсолютно выспавшимся и отдохнувшим. Искупались в речке. Позавтракали оставшимся провиантом и отправились дальше. Сегодня мы планировали проехать остаток Украины и добраться как минимум до Ростова. Прошли немного по трассе и стали стопить на выезде с заправки. До развилки на Купянск, поехали порознь. Расстояние всего 8 км. Решили, что таким образом быстрее выберемся к лучшей позиции для автостопа. Я уехал первым, на застопленой Андреем машине и дожидался его его уже там. Вскоре появился и Андрей. Так после вчерашних теоретических занятий, сегодня мне предстояло приступить к практическим их воплощениям. Чем я собственно и принялся заниматься под чётким наблюдением "наставника." После не долгих попыток, я всё же застопил свою первую машину. Проехали мы на ней 40 км. Автостоп был вроде как и не плохой, но локальный. Дальше чем на 40 км. никто не вёз. Медленно, но уверено мы доехали до города Изюм, где отобедали в местном кафе, название которого полностью передавало наше средство передвижения. Название это - "автостоп".
Прикупивши себе по готовому обеду на базарчике за углом, мы отправились дальше. До Славянска нас подвозил азербайджанский водитель "Газели", живущий в Украине. Узнав что мы едем в Баку, у него рот просто перестал закрываться. Все 40 км. которые он нас подвозил, не переставая рассказывал про Азербайджан. А напоследок оставил телефон своего брата живущего в Баку. Так на всякий как говориться пожарный. А в память о нас, у него остался Андрея атлас автодорог, который он случайно забыл в машине. Далее добрались до Артёмовска и там застряли не на шутку.
Два с половиной часа мы не могли оттуда никак уехать. Пока мы там торчали, я съел все чипсы из соседнего ларька, аж целую пачку. После которых у меня началась не детская, извините, срачка. За это время остановилось всего две машины. Первый оказался деньгопросом, а второй француз, который мог забрать только одного. Тут я понял, что сегодня не только не добраться до Ростова, а как бы вообще в Артёмовске не остаться.
Но тут я вспомнил, что если чего то по настоящему хочешь, то вся вселенная в этом помогает. Не изменяя традициям сегодняшнего дня, Вселенная нам помогла фурой до Дебальцево, провезшая нас 50 км. Не успел я вылезти из кабины, как Андрей застопил до границы "Зил". Вселенная нам помогала. Мы ехали в кабине и травили какие то байки. Чем ближе мы подъезжали к границе, тем чаще я вспоминал чипсы съеденные ещё в Артёмовске.
Быстро пройдя паспортный конторль, я побежал в туалет, типа сортира. Срок годности чипсов подошёл к концу, а сами чипсы выходили к толчку. Пока я там расслаблялся, к Андрею даже подошли погранцы и поинтересовались, всё ли там со мной в порядке? А то давненько уже они меня не видели, и по отцовски запереживали.
Не задолго до нашего приезда, в этих краях прошёл сильный ливень. Настолько сильный, что на заправке возле которой мы поставили палатку, пропала вода. Пока Андрей в грязи ставил наш "дом", я бегал по кустам вспоминая чипсы. И вот окончательно измазавшись и закинувшись сорбексом, я лёг спать. Утром свернувши свой "лагерь" и позавтракав оставшимися со вчера варениками, продолжили свой путь.
4. Спальник, который никак не влезает в свой маленький мешочек
Пока я в последний раз отдавал дань чипсам, Андрей застопил "жигули" до ближайшего от границы города Новошахтинск. Водителем оказался пожилой мужчина, с не лёгкими отношениями в семье, но с очень добрым сердцем. Изливший душу, высадил нас на обочине у дороги и пожелал счастливого пути. Там же нам встретился вчерашний "Зил" подвозивший нас до границы.
На очередной локальной машине, мы добрались до трассы Москва-Баку или как её в народе называют "Бакинка". Здесь в полной мере ощущается Россия во всей своей красе. А именно широкая как и вся "матушка" русская дорога. Не видя ни конца ни края, мы брели по "Бакинке" через мост в поисках подходящей позиции. Как вдруг, прямо посреди моста сама застопилась "Газель" с молодым парнем за рулём. Остановился он метрах в ста от нас, так что мы и непоняли что это нам и продолжали лениво передвигать ногами. Наконец вразумив что он ждёт нас, через несколько секунд мы уже сидели в кабине, делясь своими планами на ближайшее будущее. А он в свою очередь нам сказал, что правильно сделали одев яркие, оранжевые футболки. Видно издалека. Так же добавил, что будь мы в чём то сером например или чёрном, то не обратил бы внимания и поехал бы дальше. Решив прокатить нас с "ветерком" на скорости 120 км./ч. никто и не заметил что лопнуло заднее правое колесо. Даже не знаю сколько проехали на ободе. Немного не доехав до Ростова, вынуждены были попрощаться.
Мы попрощались и сразу же застопили "тойоту" с правым рулём подвезшую нас до поворота на Батайск. Вселенная в тот день нам улыбалась во все свои 32. Только было начинался дождь, как сразу же застопилась фура до Армавира. Водитель Сергей, рассказал нам, что всегда подвозит автостопщиков. Что раньше была движуха автостопа, а сейчас мало кто так ездит. Раньше много нарко-курьеров таким образом перевозили "зелье". И блюстители порядка естественно шманали и машины и водителей и стопщиков в поисках нарко-трафика. Сергей уже проехал тысячу км. перед тем как нас подобрал. И это чувствовалось в его желании поговорить. Ну а нам что, трындеть не мешки ворочать. Так мы преодолели ещё около 300 км.
В Армавире подкупили немного еды в дорогу и традиционно отобедали в местном кафе. Пользуясь гостеприимством работниц кафе, мы воспользовались отдельно стоящим, но цивилизованным туалетом, что бы побриться.
Вышли на трассу. Погода портилась. Начинался дождь. Но мы помним про Вселенную и стопим "Сааб" с французскими номерами. Водитель, по имени Альберт едет в Ингушетию, в город Магас. И естественно берёт нас с собой. Хоть мы ещё не на Кавказе, но кавказское гостеприимство я уже начал в полной мере ощущать прямо в машине. Со мной такое было впервые. Незнакомый человек не просто бесплатно подвозит, но ещё и приглашает к себе домой на ночлег. Дескать, ужином накормлю, спать уложу, а с утра поедете дальше. Я начинаю понимать, что не только Вселенная помогает, но и мир, не без добрых людей. Относись к людям так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе. Можно конечно слегка удивиться, но всё люди братья. На Кавказе об этом давно всем известно. Никогда не задумывались, почему у кавказцев обращение к незнакомцу брат? Потому что так оно и есть. Впрочем я уже что то отвлёкся.
В Магас мы приехали поздно ночью. По пути к дому заскочили в магазин купить немного еды на ужин, конечно платить за неё Альберт нам не позволил. Дома его уже ждали друзья. Вообще этот дом они называют "фазендой" и принадлежит он ихнему другу, который живёт сейчас в Германии, а они тут просто тусуются, так сказать культурно проводят время. Сели за стол. Ужин скромный, но по кавказки радушный. Голодным уйти не позволят. Они рассказывали нам о своих обычаях и традициях. Так я например узнал, что мужчинам в тех местах, в шортах ходить не положено. Хоть и на "не кавказцев" это не распространяется, но шансы на автостоп уменьшаются, потому что нельзя быть перед не знакомой женщиной в шортах. Рассказывали о войне с осетинами из-за территориальных споров. Конфликт, по моему, был спровоцирован русскими, но они их врагами не считают. А только исключительно кремль. Вообще милые ребята. Ингуш всегда ждёт гостя и всегда рад гостю. Поблагодарив за гостеприимство и пожелав спокойной ночи, я пошёл в соседнюю комнату спать. За день оставили позади 815 км.
Прислушавшись ко вчерашнему совету наших кавказских друзей относительно мужчин, шорт и незнакомых женщин, не взирая на жару, мы одели джинсы и весь день парились в них. Что делать? Традиции нужно чтить. Особенно на Кавказе. Альберт вывез нас на последнее Ингушское КПП, за которым уже начиналась Чечня. Мы прошли через блок-посты и оказались в оной. Ну здравствуй Чечня. столько всего о тебе слышал. Вот и появилась у меня возможность для себя либо подтвердить, либо опровергнуть все те слухи, что ходят о тебе в Украинских, а ещё больше в Российских СМИ.
Кстати при входе в Чечню, рюкзаки у нас никто не шмонал и вообще никто ничего не спрашивал. Идут себе два парня с рюкзаками, да и пусть идут. Добро пожаловать.
Первая наша машина оказалась локальной, километров на 15. Пока их проезжали, успели повидать два военных вертолёта. Присутствие в регионе военных, вооружённых людей, дело обычное и внимание на это никто не обращает. Гораздо большее внимание там привлекали мы. Простые два украинских хлопца с рюкзаками на плечах. Чем собственно и привлекли внимание водителя нас подвозившего. Он естественно приглашал в гости на чай, но мы вынужденны были вежливо отказаться.
Далее мы "привлекли" к себе "Мерседес" с водителем по имени Хасан. С ним и провели почти весь день. Вселенная продолжала улыбаться, а кавказское гостеприимство усиливаться. Да ещё и с такой силой, что порой становилось довольно не удобно. Общаясь с Хасаном, мы выяснили что он тренер по самбо и дзюдо сборной Чеченской Республики. Команда его, выступает сегодня на соревнованиях в Дагестане, в городе Махачкала. Куда он собственно и направлялся. Он выяснил, что мы едем в Баку и посещение Грозного в наши планы не входит. С таким развитием событий, он категорически был не согласен. Быстро в телефонном режиме подкорректировав свои планы, Хасан повёз нас в Грозный на обзорную экскурсию.
Столица Чечни - это очень красивый и современный город. После двух "чеченских компаний" полностью отстроен и реставрирован. Впрочем это можно сказать не только о Грозном, а и обо всей республике. Проехав весь участок Чечни проходивший по нашему маршруту, следов войны почти не увидел. Лишь однажды видел дом со следами обстрела. И это было исключение. Чечня самая развитая и современная республика Северного Кавказа, не смотря на всё своё трагическое прошлое. Сейчас сюда вкладывается очень много денег. Финансируются наверное все отрасли, какие могут только быть. Строится всё. Такая показательная республика. Как рассказывал нам Хасан, все иностранные делигации высшего уровня приезжающие в Россию, первым делом едут в Чечню. Как в самый неспокойный регион. На что им российские власти говорят: "Смотрите, они вообще здесь живут, как у Бога за пазухой. У них тут всё хорошо. Это они просто зажрались."
В Грозном, Хасан нам хотел показать всё, а во времени мы были ограничены. Так кругом бегом, посетили наиболее интересные места. Гостеприимству Хасана, не было предела. Чувствуя какую то неловкость из за этого, я даже было сказал: "Вы уж извините, что свалились Вам, как снег на голову, да ещё и морочим её." На что он ответил: "Нет. Наоборот, это мне приятно, что могу показать какая Чечня на самом деле. И какой на самом деле Чеченский народ." Вовсе не убийцы-террористы, жаждущие вырезать у кого то сердце. Последнее предложение, это я уже от себя написал, так для сравнения.
После экскурсии, пошли в кафе пообедать. На вопрос - а там дорого? Прозвучал ответ - а там я угощаю.
После обеда, мы поехали домой к Хасану в город Аргун. Ему нужно было туда ненадолго заскочить по каким то своим делам. В доме нас приветствовали как дорогих гостей,а именно прижав голову к плечу и обняв за спину. Нам был предложен душ, чай, интернет. Пользуясь возможностью, воспользовался и тем и другим и третьим. От настойчивого предложения по обедать, вежливо, тактично отказался, так как еда просто бы не влезла.
Чистые и сытые мы поехали дальше, всё ближе и ближе приближаясь к нашей первой цели. Пока мы ехали в Махачкалу, Хасан рассказал нам о том, что во время первой Чеченской войны 1994-1996 г. он воевал против русских. Участвовал в разных военных операциях. Не очень любит об этом вспоминать, но нам всё же немного рассказал. После первой Чеченской компании, оружие в руки решил больше не брать. А во время второй, 1999-2000 г. был дважды взят в плен русскими солдатами. Неоднократно подвергался пыткам. Ему и ломали кости, и били током, обливали холодной водой на морозе. Выбивали признание убийства каких то там русских солдат. В конце концов, Хасана выкупили из плена родственники, за астрономическую по тем временам и местам сумму 18 тыс. дол. США.
Хасан, как и Альберт с его друзьями, советовали нам на Кавказе вести себя сдержанно, официально. Ни в коем случае не нарушать местных традиций и обычаев. Отказываться от помощи, гостеприимства, следует весьма тактично, приводя убедительную для этого причину, что бы ни кого не обидеть. Доехавши до Махачкалы, мы попрощались с Хасаном, пожав друг другу руки и обнявшись на прощание. Благодаря ему, мы узнали немного Чечню изнутри, как говориться. И у меня остались самые приятные о ней воспоминания.
Дагестан разительно отличается от Чечни. Шум, грязь, беспорядок и хаос - таким я увидел Дагестан, такое у меня сложилось мнение в первые минуты пребывания там. Андрей сказал, что очень похоже на Албанию. Я хоть там пока что и не был, но именно такой себе её представлял и представляю до сих пор. Дагестан мы прошли транзитом, нигде не останавливаясь. А саму Махачкалу - объехали по объездной. Дело шло к вечеру, а до Баку оставалось ещё 400 км. а до Азербайджанской границы - около 200 км. Мы для себя решили, что ночевать сегодня будем в Азербайджане, во что бы то ни стало.
Как и везде на Кавказе, автостоп здесь хороший. Дольше 15 мин. не стояли. Весь Дагестанский участок прошли довольно быстро. Связано наверное это ещё и стем, что меньше 100 км./ч. ездить здесь вообще не принято. Признак дурного тона. Так же как и соблюдать правила дорожного движения. Подъезжая на очередной машине, чуть не сбили барана. Там даже есть какой то местный закон, запрещающий сбивать баранов до какого то времени. А может это водитель так пошутил, сам придумав такой закон. Как то остановилась машина, водитель которой сказал: "это в России автостоп, а здесь Дагестан, здесь за бензин платить нужно!" - естественно он был вежливо послан. Ещё один водитель угощал "травой". Ну и традиционно для Кавказа, был водитель, который настойчиво приглашал нас к себе домой. Мол, отдохнёте, поедите, переночуете, а завтра отвезу на это же место. Снова пришлось вежливо отказаться, так как время поджимало и ночевать сегодня хотели уже в Азербайджане. После чего, он чуть ли не в месте с нами стопил следующую машину. Последняя подвозившая в Дагестане машина, что бы доставить нас на границу, проехала лишние 15 км. Спасибо ему и всем остальным подвозившим нас на этом участке пути.
На Российско-Азербайджанской границе, традиционно для Дагестана царил полный хаос и беспорядок. Добрались мы туда уже затемно. В добавок ко всему, ещё и был закрыт пеший погран. переход. Закрыт на ремонт и только с Российской стороны. "Бусик" перевозивший всех желающих через границу, стоил 600 рублей. Посчитав, что это дорого, мы пошли проситься в стоящие в очереди машины перевезти нас через границу. После не долгих просьб, "Вселенная" и всё такое, нас взял на борт автобус. Ехал он в Баку за челноками и ехал абсолютно пустой. Вот так мы не только уже ночевали в Азербайджане, но при этом ещё и ехали.
Несколько слов, о том, как проходиться Российско-Азербайджанская граница. Открываются ворота. Туда моментально начинает "ломиться" весь транспорт стоящий в очереди. Работает принцип, кто успел, тот успел. Затем очередь за штампами с Российской стороны. Автобус подвёз нас к Азербайджанской стороне и сказал дальше идти пешком и ждать его уже у ворот на той стороне. Длинный коридор и очередь за штампом с Азербайджанской стороны. Но сперва очередь в дверь, которую открывают для очереди за штампом. Как это происходит? Открывается дверь и "погранец" выборочно показывает на людей, кому повезло попасть внутрь. Мы оказались среди этих "везунчиков." Хочу сказать, что приехав на границу поздно вечером, как мы. Имейте в виду, что есть шанс в этот вечер её не перейти.
Ну а мы, успешно миновав все таможенные преграды, в час ночи, разместившись каждый на четырёх сиденьях двинулись дальше в Баку. Кинув спальник под голову и по удобней устроившись я закрыл глаза и наслаждался впечатлениями полученными за последние четыре дня. Проснулся я уже в Баку.
Северный Кавказ, оставил о себе самые положительные воспоминания. Все республики этого региона, это как разные, маленькие отдельные государства. Имеющие свои обычаи и традиции. Свои взгляды и принципы. Политическое виденье, а так же разную степень финансового и экономического благополучия. Конечно узнать в полной мере Ингушетию и Чечню у нас не получилось в виду ограничения во времени. Но какое то поверхностное мнение всё же сложилось. В чём точно все республики одинаковы, так это в гостеприимстве. А гостеприимство ихнее не имеет границ.