"Смотрю на реакции людей и все больше
укрепляюсь в одной мысли - больше всего современные люди, особенно молодёжь, боятся потерять чувство именно беззаботности.
Годами мы смотрели фильмы (американским тут пальма первенства), где в лёгких романтических комедиях нам показывали яркие картинки с жизнями разных людей. Да, у них есть повседневные заботы, рабочие процессы, дела сердечные и прочие атрибуты жизни частного человека. Но этим все и ограничивается, за редким исключением. Повседневная жизнь, более-менее приятные хлопоты." Ольга Бонч-Осмоловская.
"Даже забота о животных, глобальном потеплении, каком-то довольно абстрактном для обывателя терроризме (где он, что он, зачем он - это все довольно туманно, но ясно, что с этим надо кому-то бороться, я плачу налоги, - боритесь, пожалуйста), права женщин и прочие вещи - это ведь тоже уже часть массовой культуры, ты присоединяешься к большому имеющемуся движению, за тебя уже придуманы слоганы, цели и задачи деятельности. Остаётся только подписаться под той или иной инициативой и вывесить красивую картинку в сторис инсты.
Все это совпало для меня в одном образе, вы ж не поверите, Евы Эльфи. Да-да, российской порноактрисы, которая в патриотические паблики попала недавно из-за участия в видеоблоге зятя Шойгу) Я запарилась и почитала про неё (не спрашивайте зачем, читаю разное, познаю мир)
Она оказывается ведь тоже «цельная личность» нового поколения. Не только порноактриса! Ещё и дизайнер одежды, видеоблогер, эксперт, ведёт здоровый образ жизни и думает о вечном, живет конечно уже в Калифорнии) Создала линейку одежды «sex love peace games» с основными концертами своей «философии». Посмотрела я на видео, где она все это рассказывает… И поняла, ведь
многие мои студенты, уверена, скажут: «блин, какая она
мудрая, успешная и смелая». И веселая, в видеоигры вон играет. На неё 3 млн чел. подписано, так что она инфлюенсер, если што))
И за всем этим та самая беззаботность. Ничего, кроме неё.
А что такое беззаботность? Это когда ты живешь, не задумываясь о завтрашнем дне, потому что завтра будет то же, что и вчера - дела, работа, отдых, встречи, - обычная жизнь, короче. Подписка на нетфликсе, круассаны в Париже. Дела-то все материальные. Сон.
А когда начинаешь спрашивать, а почему война началась, с кем мы воюем, что будет если мы проиграем, зачем побеждать, кто там воюет, как видишь будущее родины, что вообще такое Родина и тд и тп… Ох, головушка начинает болеть, ох думать-то не хочется, ох почему я, лучше в видеоигры играть, глядишь пронесёт! Отсидимся, отоспимся. Ева Эльфи всем объяснит, что нужно друг друга любить, и войны сразу везде прекратятся.
В сухом остатке: если дают возможность всех любить и играть в видеоигры, о другом просто и думать не хочется, да и не нужно, все же будет хорошо. Ня) Беззаботность)".
Владимир Олейник. Это болезнь, которую
называли Anaesthesia dolorosa. В 20-м веке - деперсонализацией. Александр Сокуров калькировал с латыни - «Скорбное бесчувствие». Болезнь, которая приживается и инкубируется в среде интеллигенции. Особенно креативно-творческой. Ее исследовали Ибсен, Чехов, Шоу… Последний даже дал развернутое описание истории этой болезни в «Доме, где разбиваются сердца».
Основная проблема пациента - отношение с действительностью. Он её боится. Он боится себя в ней. Боится своих действий. И, как ребенок прячет глаза в ладошки, прячется в иллюзии. Или за спины других. В результате бегства от действительности, ответственности, субъектности этих начитанных, вежливых, этикетных людей действительность (власть) оказывается в руках «ворюг». Или «кровопийц». Или тех и других одновременно.
nchudova: Власти РФ не заявляли себя как сообщество высокоморальных граждан. Призывы к гуманизму, осуждение жестокости в расправе с политическими противниками, требование покаяния от граждан за преступления, совершённые и совершаемые властями от лица всего общества, - это коммуникативная практика именно правозащитников и либеральной интеллигенции. Но в данном случае "что-то пошло не так", в результате мнение этой общественной группы перестало быть значимым уже по любым вопросам. Если определение "возвращения Крыма" как "аннексии" ещё лежало в плоскости политики и либеральная оппозиция ещё сохранялась на периферии общественной жизни, то молчание 3 мая обнулило любые их попытки морального влияния.
Александр Тюрин. Одесская трагедия наглядно
продемонстрировала причинно-следственную связь:
Культ потребительства - русофобский либерализм - фашизм, полное освобождение от "химеры, именуемой совестью", вселение бесов.
Не осталось остатков совести не только у «новых одесситов», явившихся из-под Львова, но и у всех, кто хочет кружевные трусики, хамон, пармезан, яхту и виллу за счет чужих жизней, за счет потрошения русской цивилизации - у постсоветской либеральной интеллигенции, приобщающей нас к «западным ценностям».
После Одессы стали безмерно отвратительны все разговоры, вся писанина наших либералов и олибераленных о совести, стыде, терпимости, гуманизме и антифашизме. И о свободе. Это всё маска. Их «свобода» происходит от «свобод» англосаксонских колонизаторов и немецких фашистов - свободы работорговли, пиратства, выдаивания колоний, свободы расчеловечивать тех, кого надо ограбить и убить.
После Одессы стало ясно, что подобное массовое убийство может быть повторено и в любом другом месте на территории экс-СССР, где данная идеология вполне себе в фаворе, ежедневно транслируясь сотнями интернет-каналов, крупными СМИ, на вузовских кафедрах, в том числе и в Российской Федерации, в том же Питере или Екатеринбурге. Только на месте украинских националистов будут какие-нибудь новые ингерманландцы, возродившиеся кенигсбергцы или истинные уральцы. Они будут выедать Россию изнутри, а Западу только останется освежевать добычу.
Я уверен, что если бы русские не восстали бы на Донбассе - а именно после Одесской Хатыни восстание обрело мощь - то зараза либерально-потребительской идеология, оснастившаяся зубами и клыками, стала бы отхватывать куски и от остальной России. Именно к этому вело приобщение к "общечеловеческим ценностям" и забвение основ и устоев своей великой северной русской цивилизации.
oldsparrow: Есть у меня знакомый. Лет 10 тому назад, еще ребенком, побывал в штатах. Сейчас ему 24, заканчивает вуз и голубая мечта - уехать в сияющий град на холме. Говорит - ты не представляешь, как там люди живут, не то, что здесь, я своими глазами видел. Я - ты видел туристический голивуд, дисней-ленд и отель. Он - не только, мы в гостях были, там такой дом, а в морозилке всегда ведро мороженного стоит. Я - у твоих родителей двухэтажный дом, две машины и никто тебе не мешает поставить в морозилку ведро с мороженным. Он - ты не понимаешь. Я - ну да, конечно. Там стена не пробиваемая из годблесамерике, навальный борется с коррупцией и его за это посадили, никто на нас не нападал, Путин хочет восстановить СССР, украинцы хотели быть свободными и жить как европейцы, он айтишник, уедет в силиконовую долину и заживет.
И если бы не крайний эгоизм, себя он очень любит и бережет, то он бы запросто пошел закладывать взрывчатку под ЛЭП.
tessey: Годблессамерика уже не торт. Одно дело США времён Френка Синатры, Рейгана и полетов на луну - другое дело нынешние.
Несколько лет назад одна видная дама, представительница европейского театра
заявила: «Красивый человек на сцене - это фашизм». Вот так просто, на голубом глазу. Красивый человек на сцене - это фашизм, а фашизм опасен. Красивый человек в кино - опасен. Красивый человек в жизни - опасен. Человек должен быть безобразен, мерзок и жалок - так видят бесы. Таким они хотят видеть мир.
И вот так, под знаменами «фашизма» они и уничтожают все красивое, честное, благородное в нашем мире. Они хотят для нас только больное, жалкое, нежизнеспособное. Почему? Зачем? Потому что «человек есть то, что он ест». Затем, чтобы и мы стали жалкими, больными, нежизнеспособными. Что бы мы стали наркоманами, отщепенцами, бродягами, чтобы возненавидели своих предков, свою страну, своих сограждан. Чтобы прокляли, в конце концов, самих себя, чтобы, наконец, умерли, и - уступили им свое жизненное пространство. Всё не так сложно в этом мире; всё, на самом деле, достаточно просто. Очень просто. (с)
trita: Модная британская группа London Grammar, с немного пугающей (меня) солисткой Ханной Рид, в прошлом годе записала песню America. Не Рамштайн, конечно, но по настроению очень похожа на «Губдай Америка» нашего Наутилуса середины 80-х, в обоих случаях мораль басни в потере иллюзии, при том иллюзии не абы какой, а глобальной, из серии «хорошо там где нас нет», а потом оказывается что «плохо» это не состояние местности, это состояние нас, ну и куда после этого эмигрировать.
В клипе песня поётся на фоне призраков ушедшего беспечного обывательского благополучия в канонической забегаловке, где можно «хорошо посидеть», заточить оладьев с кленовым сиропом и попить кофею. Девушки, должно быть, ужасно любят такие штуки.
But all of our time chasing America
But she never had a home for me
All of our time chasing a dream
A dream that meant nothing to me
«Американская мечта ничего не значит для меня» - разве это не современное искусство? London Grammar, если вспомнить ещё их песню «Hell to the liars», представляют поколение творческих молодых людей, которым в качестве «волны» досталась только меланхолия наблюдателей за декадансом цивилизации. Некогда молодая статуя Свободы сегодня обратилась в ботексную старуху, в руке у которой не факел Свет Миру, а рожок мороженного с шоколадной крошкой, который она протягивает Картошке Джо - freedom-зомби, главе и лидеру свободного мира, мира свободного от ума.
sergeyhudiev. Неомарксистския идеи более всего живы отнюдь не в среде пролетариев, которые часто настроены весьма консервативно, а среди молодых выходцев из привилегированных семей, которые учатся в дорогих колледжах и ни разу в жизни не пересекали заводской проходной - как, впрочем, и сам Карл Маркс. Под влиянием своих учителей (и товарищей-студентов) они проникаются классовой ненавистью к своим богатым родителям, которые оплачивают их обучение.
Фридрих Ницше. "Человечество, возможно, на середине своего пути, в среднюю эпоху своего существования, подходит к подлинной своей цели ближе, чем в конце. Силы, которые, к примеру, вызывают к жизни искусство, могут прямо-таки перевестись; наслаждение ложью, неточностью, символикой, опьянением, экстазом может стать презренным. Мало того, как только жизнь будет упорядочена в совершенном государстве, настоящее перестанет предоставлять стимулы для выдумки, и лишь отсталые люди станут жаждать поэтических небывальщин. Тогда уж они, конечно, будут с тоскою всматриваться в прошлое, во времена несовершенного государства, полуварварского общества - в наши времена".
Nicolás Gómez Dávila. Пессимисты предсказывают будущее среди развалин. Однако оптимистические пророки ужасают пророчествами о городе будущего, в усовершенствованных муравейниках которого живут подлость и скука.
Вадим Ольшевский. И человек разумный и ChatGPT
пишут тексты, пользуясь совершенно разными алгоритмами. У них совершенно разные модели текста. У человека разумного слова имеют лексическое значение. Смысл. И слова увязываются в предложения по смыслу. Предложения увязываются в тексты по смыслу. Эту модель мы будем в дальнейшем называть смысловой.
Chat GPT исходит из совершенно иной модели текста, в этой модели смысл не играет значительной роли. Если упрощенно, то ChatGPT анализирует огромное количество текстов на заданную тему, и изучает статистические закономерности порядка слов. И он выдает наиболее вероятное слово. Это, конечно, огромное упрощение, но суть примерно такова. Эту модель мы будем в дальнейшем называть лингвистической.
Сейчас, в самом начале искусственного интеллекта, машинного обучения, нейросетей, нас поразило высокое качество текстов, выдаваемых ChatGPT. Смысла там изначально не планировалось, но, оказывается, и лингвистическая модель вполне способна выдать текст, в котором мы видим смысл. И это нам сегодня кажется неожиданным, мы к этому еще не успели привыкнуть.
Традиционная школьная модель образования была смысловой. Школьникам давался учебник, который они изучали. Разбирались в смысле. И, изучив ту или иную область знания, они делали осмысленные выводы. Потом появились педагогическая теории о том, что сегодня люди сталкиваются с огромным потоком информации и всего не выучишь. А не лучше ли научить школьников, не изучая предмета, не понимая смысла, тем не менее написать эссе на заданную тему? Школьники пороются в интернете, прочтут парочку сайтов, и скомпилируют свое эссе на основе прочитанного. Но ведь именно так и работает ChatGPT. То есть, современная школа воспитывает новый вид человека, который можно назвать Homo GPT.
Alexey Shirshov. Вербализм, описанный Пиаже в ходе наблюдений за детьми и школой. И да, ты можешь противостоять ему только показывая связь между текстом и реальностью.
Андрей Парибок. Нейросеть
комбинирует. Но комбинирование - не разумное мышление, а активность рассудка. Уже раньше стало ясно, что в комбинировании компьютер человека может обогнать. Речь о шахматах. Вероятно, что даровитые шахматисты не комбинируют, а усматривают но их усмотрение оказалось возможным подменить комбинированием с огромной скоростью.
Так что ИИ - это механический рассудок. Поставить задачу сделать ИИ разумным разработчики (пока) не могут, потому что не знают философии и не понимают различия рассудка и разума
Andrey Manomay. Обработка огромных баз данных по заранее установленным человеком алгоритмам и параметрам для все более лучшего (machine learning) решения частных задач - это не мышление. И ничего иного нейросети и т.п. не могут. Даже подавляющее большинство людей не способны к мышлению, выдавая за него рассудочную деятельность и воспроизводство и комбинирование ранее усвоенных чужих конструктов ) Чего уж говорить про какие-то машины )
Maxim Fomin. Забывают, что в основе всей кибернетики (и ИИ продукта ея) лежит машина Тьюринга. Человеческому разуму же свойственно наличие "квантового скачка" - неформального перехода из одного в другое. Понятно, что это проявляется далеко не у всех и не всегда, большинству в жизни вообще достаточно таблицы умножения. но это не отменяет самого наличия.
nchudova: Русская культура предоставляет целый набор средств совладания со страхом смерти, перспективой обнищания, даже с негаратнированностью победы в войне. "Двум смертям не бывать, одной не миновать" и "у Бога все живы" это же не только у православных, это все религии обеспечивают, даже советский атеизм (на еврейский манер - продолжиться в детях и в светлом будущем своего народа). "В тесноте, да не в обиде", "будет день, будет пища", "не хлебом единым" и проч. позволяет не так бояться утраты достатка, а примеры святых и об утрате социального статуса позволяют не сильно беспокоиться. И существующая память "о татаро-монгольском иге" (это то немногое, что твёрдо усваивается в школе, независимо от строя, текущей политики и вкусов учителей) позволяет даже поражения не бояться - не мы, так наши потомки на Куликово поле выйдем и на Угре постоим. Вот это, кстати, обеспечило выживаемость крымчан - они не верили, что "вот это всё" навсегда, впихивали детям старые учебники истории и говорили - "Ну вот после Куликовской битвы ещё 100 лет пришлось терпеть, но дождались. И мы дождёмся".
В этом плане "европеизированный" современный человек куда менее психологически устойчив, ему сложнее справляться как с экзистенциальной тревогой (отсюда и необходимость психотерапии как "спасательного круга" для масс), так и со страхом неудачи (личной и групповой).
AlexCarrier. В истории множество
примеров, когда в какой-нибудь битве солдаты из последних сил держат брод, например. Стоят и держат. И казалось бы, что с этого брода толку, зачем за него умирать стоять. Но потом, методом послезнания, мы выясняем, что именно на этом броде решалась судьба сражения. И всё большое сражение неподалеку - просто массовка, где куча раненых-убитых. Но ИСХОД битвы решался тут. И именно тут противник захлебнулся. А значит, все его успехи на поле боя полностью обесценились в одном маленьком эпизоде. Где чуть-чуть не хватило. Но всё таки не хватило. Не дотянул. Не смог. Монетка судьбы упала на ребро, покрутилась задумчиво и свалилась на нужную сторону.
Так бывает. И это не редкость. Вообще-то это скорее правило, чем исключение.
Сейчас этот брод - наши мозги. Психологическая устойчивость. И мы безнадежно проигрываем. Ведем тяжелые бои в окружении. С фронта наступают, а в тылу нас поливают огнем наши деятели всех сортов и расцветок. И ура-патриоты, которым все по кайфу и они любую дрянь оправдают. И депрессивные безнадежники, для которых всё пропало ещё в 2014 году. И государство в лицее его равнодушных тупых представителей. Все против нас.
Но пошли они все к черту. Терция умирает, но не сдается. Потому что "простите, сир, но это - испанская пехота". Независимо от того, что мы там "поняли" за последние полтора года.
buyaner: Учёный, озабоченный (только) тем, будут ли его помнить, - не учёный. Можно сказать и так - он учёный в той мере, в какой он этим не озабочен. Это из той же оперы, что и стремление к счастью: как только оно становится самоцелью, пиши пропало.
Андрей Парибок. В эпоху классического модерна хорошая философия была междисциплинарна по отношению к наукам: физике, биологии, математике и др. А теперь она для того, чтобы быть основательной, должна быть междисциплинарной в более объемлющем и ответственном смысле: между науками вообще, (как "точными", так и "общественными). а равно и инженерным делом, обыденностью и историей. Да и религией (трансценденцией).
Искусство - предмет отдельной философской дисциплины, эстетики.
Aleksandr Shelepenkin. Если мудрость философии ввиду способности видеть всё, как есть, отсечёт продукт "животного" интеллекта и фантазий, практически мало что останется от достижений человеческой мысли))
az118: Ломаться, и не только в науке,
начало еще в 70-х.
тут нечто гораздо более глубокое - тайна красоты и силы, и загадка уродства и бессилия и как первое перетекает во второе - в боди-позитив и трансгендерность.
Юнга люблю, но тайну красоты он не открыл, ибо она глубже даже коллективного бессознательного, в недрах самого бытия. В античности красота - атрибут Космоса как гармоничного Единства многообразия от покоя и движения. В Средневековье простота была атрибутом Бога-Творца, а красота - Мира как Его Творения. Иван Ефремов пытался понимать красоту как целесообразность, но она шире целесообразности.
а Сабина Хоссенфельдер намекает нам - теор.физика в тупике (справедливо), потому что физики ищут красоту там, где ее нет, ибо красота - субъективная заморочка патриархальных мужиков, которым нужные красивые девки, а наука должна искать объективную истину, примеров коей служат боди-позитив и трансгендерность.
и это тоже надо полюбить!
штука в том, что все успехи физики за 300 лет как раз от красоты.
Эмми Нётер - немецкая математик-женщина начала прошлого века, автор теоремы Нётер о том, что законы сохранения импульса - следствие симметрии пространства, а сохранения энергии - следствие симметрии времени .
Красота как основание устойчивого единства многообразия явлений, т.е. как сущность сущностей и начало Мира - как Природа, дающуя путь и закон всему, которая проявляется в особенном как его особенная природа - основа его особого постоянства в его изменениях.
Красота полной луны на звездном небе над лесом и озером, или тихих рассветов и закатов, красота вечернего дождя на ярко освещенных проспектах, или прибрежного морского шторма, полета хищного истребителя и покоя грациозной лани...
Красота уравнений, музыки, танца и поэзии.
_meskalito_: Красота - это наш внутренний компас, ориентир на будущее - кого выбирать нам лично чтобы наше потомство было здоровым умным и правильным.
Мы же не думаем о здоровье когда выбираем партнера или про ум или вообще - мы ориентируемся на то что называем внутренним ощущением красоты.
Таким образом - красота это свернутое и еще не реализованное будущее и у нас есть возможность выбрать и реализовать этот конкретный вариант будущего через это ощущение.
Его невозможно формализовать или как то зафиксировать - он очень чуткий и динамичный.
Посмотрите людей 40-50-60-70-80х и в каждый период было свое ощущение правильной красоты... а сейчас оно уже другое...
И таким образом изменяя это ощущение красоты Природа (или Бог или Мироздание - все равно как называть это) ведут нас в будущее...
В этот момент сторонники случайной эволюции и естественного отбора должны начать биться в падучей...))) Но мы идем дальше.
И вот получается что именно ощущение красоты подсказывает какое будущее мы можем создать сами для себя - и у нас в этом есть выбор - есть свободная воля когда среди множества возможных партнеров выбираем только нескольких в течение жизни а некоторые выбирают одного и счастливы.
И она и внешняя и внутреняя - человеческая и психологическая красота.
bouzyges: Кратко - для меня хорошее кино по-набоковски имеет дело с истиной через красоту (а, например, не с истиной через добро, не это там самое важное). Влияет это как всякая более высшая реальность со своими собственными горами и провалами влияет на более низшую.
Примеры - да, "Бегущий по лезвию" хороший пример, но их относительно много, речь скорее не о влиянии (кроме инициирующего, назовем это так) какого-то конкретного фильма.
"Джокер" пример другого. Доминирующий современный (со "Звездных войн") подвид кино противостоит истине-через-красоту как может, и он попросту про добро. Массовое кино (комиксы те же) про добро, фестивальное и "артхаусное" кино обычно про анти-добро. Там мало как истины, так и красоты. Соответственно, если хорошо сделано (редко) - тоже, надо думать, влияет сверху вниз, тоже со своими вершинами и провалами.
inland_drive: Я видел человека, интонации которого были как непереваренные кусочки Дудя. Напор, ритм, интонации были усвоены из ютуба. Вот, кино вводит штампы (оформляет поведение и способы восприятия, действия) на этом уровне: телесного поведения, мимики, динамики в пределах кадра. Слово скорее штампует мысль, логику, смыслы, а не мимику и пр.
sh_e_k: Смешно видеть, что как умные и образованные бессомнительно уверены, что идеология это нечто стоящее, раз часто обвиняют, что у кого-то это отсутствует. Забавная уверенность.
Предполагаю в основе этой уверенности лежат две заковыки.
Первая в том, что умные видят, как легко прикрывать идеологией любые действия. То есть то, что в нормальном обществе могло вызвать недоуменные вопросы и негативную реакцию, в идеологизированном обществе проходит без запинки.
Можно например посмотреть на популярную идею уничтожения российского режима. Вопросы о цене и будущем даже не ставятся, ведь это творится во имя справедливости и демократии.
То есть глупо не использовать удобное. Кто не использует недостаточно умен. То есть недостаточно развит.
Вторая заковыка в том, что все эти тупики. Все эти идеологии и измы весьма сложны и заковыристы. То есть не всякий тупик идеально устроен именно для тебя, можешь проскочить и не заметить, например из-за недостатка знаний или ума. А другой окажется слишком прост и заметен. И это все конечно подмечают умные и образованные и принимают это за вертикаль развития. То есть эти тупики они расценивают как лесенку развития. Развития ума и образованности. Чем выше забрался тем более развит. В их сознании отсутствует человеческое и поэтому нет понимания человеческого пути, для которого идеологии и измы однозначно тупики. И где странно считать один тупик предпочтительней другого.
propatriamori: Легко заметить, как выросло в последнее время число текстов с заголовками, в которых присутствует "в условиях неопределенности", "стратегии преодоления неопределенности", и проч. Этот интерес к неопределенности был бы более оправдан, если бы не был таким внезапным - пожалуй, человек, всегда существует в условиях неопределенности. Не столь давно это отмечал, в частности, Нассим Талеб в своей книге про лебедей, а задолго до него и в другой связи - один хорошо известный русским читателям литературный персонаж, сказавший, что человек бывает внезапно смертен. Если неопределенность так страшна, и основная задача у нас стоит так, что надо как-то быстро попасть из неопределенности в полную определенность, то, по здравому размышлению, персонаж как раз про это и говорит: в определенность человек попадает однажды, часто внезапно, и после с ним уже ничего неопределенного произойти не сможет. Но сложно сказать, всем ли это подходит, стратегия ли это, и кто тут тогда стратег.
creator74: "Лекции по философии истории" Гегеля. Древние государства основывались на языческой религии, которая заставляла из воспринимать как "воплощение Бога на земле". изначально там был "только один свободен", но постепенно они эволюционировали к греческому полису (который, кстати, во времена гомеровских вождей представлял собой точно такую же восточную деспотию), в котором родилась "прекрасная индивидуальность", отождествлявшая в себе субъективную свободу с объективной нравственностью. Но это был краткий миг, а затем свобода разрушила это "живое произведение искусства", что привело к созданию империй, сначала эллинистических, потом римской, которые снова приковали языческое сознание к фигуре "живого бога", императора, лишив свободу её конкретного содержания и сведя к абстрактному принципу права civis romanus. Что, в свою очередь порождало невыносимое для этого сознания страдание, от коего его излечило христианство, "религия Истины" отвязавшее его от объективных форм государства и предоставившее выход в создании внутри себя идеального мира, соответствующего небесному царству. Так и возникло "франкское государство", которое изначально не подчиняло религию, а наоборот, было подчинено вселенской Церкви. Вот это духовное господство и позволило субъективной свободе создавать собственные, новы формы политических систем, которых не было в древности. Ну и так далее. Вот это - учение Гегеля, дальше он там показывает, как это средневековое сознание переходит с необходимостью от христианской ортодоксии к "просвещению", из чего рождается "абсолютная свобода", являющаяся лишь "фурией уничтожения", и как из этого рождается требование духовного примирения, осуществляющего синтез.