Вчера ночью было очень грустно и тоскливо, и чтобы не оставаться наедине со своими внутренними кошками, решила посмотреть спектакль, вернее запись спектакля (да, знаю, что не то, но иногда другого не остается).
Когда-то рассказывала про «
Квартирник», который неожиданно стал вспоминаться все чаще и чаще. «Моя работа» - спектакль того же театра и авторства того же Петра Зубарева. «Квартирник», конечно, был вживую и очень неожиданен: неожиданно хорош, неожиданно о важном.
Здесь я уже знала, чего ждать. Ожидания оправдались. Спектакль очень светлый, искренний, настоящий. Настоящее - категория далекая от традиционных эстетических, но почему-то именно через нее мне постоянно хочется оценивать книги, фильмы, людей. Сама не могу подробно объяснить, что под этим понимаю. Настоящего очень мало, этим оно и ценно. Настоящее - почти высшая оценка.
Сложно сказать, что это театр или литература: потому что монолог, лирика, поэзия, которая неполна без музыки звучащей речи, но в которой главное смысл слов и их сочетаний.
Слов, выражающих очень простые, общеизвестные истины, которые без того «настоящего» казались бы банальными и избитыми. Но настоящие - они проникают куда-то внутрь тебя, заставляют не думать, жить ими, дышать в ритм.
Слов о разговоре с Богом, с «божественным», как прочитала в одном из интервью. Слов, которые уже стали частью этого разговора. Тем более, что весь спектакль представляет собой ни больше ни меньше монолог Бога. Такой монолог, который стремится стать диалогом, то ли оттого, что имеет явного адресата, то ли потому что внутри себя уже начинаешь отвечать, включаешься в беседу.
Мне кажется, зубаревские спектакли (по крайней мере, те два, которые я посмотрела) - это попытка показать, заставить почувствовать красоту мира, ежедневных вещей, которые стали настолько привычными, что мы перестали их замечать. «Видел?», «Вы видели?» - вопрос, который лейтмотивом проходит через оба спектакля. Видели ли закат? Звездное небо? Бога в глазах другого человека? Именно видели, а не смотрели. Да, видела - хочется ответить. А еще испытывала то непрерывное, как звездное небо, ощущение счастья и гармонии. Вновь вспомнила, как отыскать его внутри себя, как поднять глаза, вынуть затычки из ушей: увидеть небо, услышать то самое божественное. «Так почему же…» - хочется завершить пассаж цитатой из совсем другого текста. Я же говорю, истины общеизвестные и образы давно укоренившиеся в культуре и литературе.
И еще про один текст. Помните сон Николеньки Болконского о нитях, связывающих между собой человечество? Так вот, спектакль о них. О паутине ниток, веревок, канатов, созданных пауком-демиургом и оплетающих весь земной шар, соединяющих людей не только в пространстве, но и во времени.