Печальная израильская статистика

Sep 09, 2010 22:42

Но сперва два слова об "очернении советской израильской действительности". Мне очень грустно писать то, о чем будет ниже. Потому что это не о том, о чем я часто пишу - о проблемах и косяках Израиля и о том, как в целом (пока) здоровый "организм" народа с ними борется (интересно и, увы, не удивительно, что мои хулители не видят именно этой, главной части - что это рассказ о тех израильтянах - евреях как правило - кто борется за правду и свободу и часто побеждает, об израильской демократии и об израильской прессе, делающих для этой победы так много).

Так вот, это о другом. О том, что привычный нам Израиль уходит, как песок из верхней чашки песочных часов, что уже дети нашего поколения его не увидят, а увидят совсем другую страну, не похожую ни на что, в чем любой из нас хотел бы жить, чему хотел бы радоваться или даже что ругать или критиковать.

Александр Этерман пересказал для не читающих на иврите, статью, основанную на материалах проф.Бен-Давида и приводящую статистику изменений в составе учащихся израильской начальной (мы бы сказали "средней" - до 7-8 класса включительно) школы.

Учащиеся евреи (точнее, их родители) могут выбрать школу (государственную или частную) одного из трех признаваемых государством типов:
-Ультрарелигиозные (ультраортодоксальные, "харедимные")
-Национально-религиозные
-Светские.

Этот выбор практически однозначно определяется "сектором", к которому принадлежит семья ребенка, и предопределяет (почти наверняка) "сектор", в который он попадет.

В газетной статье (на мой взгляд, совершенно некорректно) объединены в одну статистическую группу еврейские ультрарелигиозные школы (в которых учащиеся, как правило, не изучают никаких естественных и традиционных гуманитарных наук) и арабские школы - которые бывают разных типов, в том числе и вполне совместимые со светской системой высшего школьного и университетского образования.

В национально-религиозной школе светские предметы изучаются наряду с религиозной картиной мира. Кстати, бОльшая часть русскоязычного израильского ЖЖ принадлежит именно к этому сектору.

Наконец, светская школа преподает "научную картину мира", а кроме того "еврейские предметы" - своего рода ОПК на израильский лад.

Так вот, процент учащихся в школах разных типов менялся так:

Тип школы
1960
1980
2000
2008
2010
2040 (прогноз)

Ультрарелиг. и араб.
15
26
40
48
51
78

Светские
61
58
46
39
35
14

Нац.-религ.
24
18
14
13
14
8

Важно понимать, что эти цифры отражают не привлекательность школ разных типов, а численность детей соответствующего сектора населения (и самого этого сектора - чуть позже). Точнее, если между школами светского и национально-религиозного типа еще возможен до некоторой степени свободный выбор, то первая группа школ - однозначно определяется принадлежностью родителей к этнической или вероисповедной группе.

Какую поправку вносит учет арабского фактора? 51 процент школ, отнесенных в "Калькалисте" к 1 типу, на самом деле 27 процентов учатся в "харедимной" еврейской школе, а 24 - различных школах арабской общины. Эта цифра примерно соответствует доле арабов в населении, что означает - доля детей этой группы, во всяком случае, не будет расти.

Иными словами, в 2040 году численность детей, родители которых не хотят, чтобы те изучали математику, физику, географию, литературу, историю - и добились этого права от государства - составит больше половины страны и более 2/3 от еврейского ее населения.

Впрочем, я не думаю, что Страна просуществует до этого года - если этот сценарий реализуется:-(
Previous post Next post
Up