Особенности советской культуры и искусств, часть 3

Nov 26, 2024 13:45

Начало / первая часть https://takoe-nebo.livejournal.com/955777.html

Очень популярный киноактер Георгий Жжёнов снимался во многих советских фильмах - «Берегись автомобиля», «Горячий снег», «Экипаж». Всего на счету актёра около сотни киноролей, в том числе в довоенных фильмах «Путевка в жизнь» и «Чапаев».
Беды Георгия Жжёнова начались с арестом в конце 1936 года его брата Бориса. «Бедный студент Ленинградского университета, Борис побоялся обморозить ноги в дикие холода декабря 1934-го и не пошел на похороны Кирова. Последовало немедленное отчисление, лишение прописки, затем арест и семилетний срок за «антисоветскую деятельность и террористические настроения». В 1943-м Борис, угодивший в угольные шахты Воркуты, умер от дистрофии.
Родных Жжёнова выслали в Казахстан. Георгий же, занятый в съемках фильма Сергея Герасимова «Комсомольск», заявил, что высылка незаконна и отправился со съемочной группой на Дальний Восток. Но июльской ночью 1938-го за ним пришли.
«На допросах, - вспоминал Жжёнов, - я стоял по семь суток, и если падал от изнеможения, то меня за волосы поднимали и опять ставили. Менялись следователи - один приходил на смену другому, а я все стою, стою. Они выбивали так из меня нужные им ответы». Пытки и издевательства сделали своё дело, Жжёнов подписал протокол обвинения. И хотя позже он отказался от показаний, но было уже поздно. Его приговорили к пяти годам колымских лагерей, а затем, решением Особого совещания, его срок был продлен еще почти на два года.

Актёр Юрий Белов. Режиссеры наперебой приглашали Юрия в свои картины, и вдруг всё закончилось в один миг. На какой-то вечеринке в 1960-х он обронил неосторожную фразу о руководстве страны. И уже через несколько дней его упрятали в психиатрическую лечебницу. После выписки его в кино почти перестали приглашать, ярлык нездорового человека накрепко прилип к нему.

Актёр Георгий Иванович Бурков, 1971 год: «Все мы - концлагерная самодеятельность. Очередь за пивом - антиправительственная демонстрация.»

Все самые лучшие советские фильмы созданы в "эпоху застоя", и все они так или иначе отражают всеобщее настроение экзистенциального тупика, и попыток либо вырваться из него в иную реальность, либо обрести смысл в бессмысленной и безысходной данности. В литературе это настроение как никому другому удалось выразить Сергею Довлатову, а в застойном кино оно "размазано" по всему массиву советской кинопродукции.

Интересно, что многие популярные сегодня советские фильмы спас от цензуры и уничтожения ГенСек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Это «Гараж» Рязанова, «Белорусский вокзал» Смирнова, «Белое солнце пустыни» Мотыля, «Пираты ХХ века» Дурова, «Джентльмены удачи» Серого, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука» Гайдая.

Музыка

Посадив в тюрьму исполнительницу русских песен Лидию Русланову, выкинув в эмиграцию русских гениев Фёдора Шаляпина и Сергея Рахманинова, большевики открыли дорогу бездарным мимикрирующим под простонародье личностям, таким как Лёня Утёсов (Ле́йзер Ио́сифович Вайсбе́йн).

Композитор С.Рахманинов: «При Николае II чувствовал себя свободнее, чем сейчас. Теперь слово «свобода» звучит как насмешка».
«Я не принадлежал к тем, кто слеп к действительности и снисходителен к смутным утопическим иллюзиям. Как только я ближе столкнулся с теми людьми, которые взяли в свои руки судьбу нашего народа и всей нашей страны, я с ужасающей ясностью увидел, что это начало конца - конца, который наполнит действительность ужасами. Анархия, царившая вокруг, безжалостное выкорчевывание всех основ искусства, бессмысленное уничтожение всех возможностей его восстановления не оставляли надежды на нормальную жизнь в России».

Вульгарность была одним из символов новой советской культуры, созданной для пролетариата, то есть самых низов общества, оборванцев и деклассированных элементов. "Революция низов" порождала своих новых кумиров и целые новые направления. "Блатняк" стал основным направлением общенародной музыки. И главным в нём стал приблатнённый одесский фраер Лёня Утёсов, он же Ле́йзер Ио́сифович Вайсбе́йн: https://takoe-nebo.livejournal.com/956190.html Можно сказать, что Лазарь был основателем советского блатняка, культуры уркаганов и уличной шпаны, придавшим ей сценический лоск и признанность в советском обществе.

При этом блатная культура в СССР была присуща даже таким персонажам, как вроде бы "детский" писатель Самуил Маршак, который являлся автором знаменитой фразы «Бог не фраер, он всё видит».

Русские песни, украденные коммунистами у Российской Империи

«Марш сталинских авиаторов» был слизан с боевой песни нацистских штурмовиков „Das Berliner Jungarbeierlied“ https://pioneer-lj.livejournal.com/1674770.html

"О героях былых времён", марш дроздовского полка. И «Из тайги дремучей» http://a-pesni.org/ww1/iz_tajgi.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/По_долинам_и_по_взгорьям

«Мы смело в бой пойдём за Русь Святую…» Узнаёте песню? Её пели соратники генерала Лавра Георгиевича Корнилова. https://youtu.be/Dlj6fhoL0jo
В 1910-е годы на слова Александра Васильевича Колчака «Белой акации гроздья душистые» М. Штейнбергом был написан романс. Во время Первой мировой войны появилась солдатская песня «Слыхали, деды, война началася…» После Революции 1917 года песня была переработана и появились два варианта: «Марш белой армии», более известный по словам «Смело мы в бой пойдем за Русь святую» («Слышали деды»)

«Вы жертвою пали в бою роковом» - это переделка, а ранее существовавшая песня на память английского генерала сэра Джона Мура «Не бил в барабан перед смутным полком». Сначала она звучала в виде романса.

«Там вдали за рекой загорались огни…» - родилась в годы Русско-японской войны, после рейда русской конницы на реке Ляохэ в тыл японской армии.
Песню переделал молодой комсомолец Кооль, по национальности эстонец, он служил при ЧК.
https://oboguev.livejournal.com/6325773.html

«Марш дальневосточных партизан» - Гиляровский написал текст песни в Первую мировую войну. Дроздовский полк переделал под себя в Гражданскую.

Песня «Журавли».
Дагестанский поэт, член Президиума Верховного Совета СССР, Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на родном языке, по-аварски, и тема журавлей была навеяна посещением расположенного в Хиросиме Мемориального парка мира и памятника японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме.
Стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» № 4 за 1968 год. Оно начиналось так:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей.

«На поле танки грохотали» - переделка старой донбасской песни «Молодой коногон», созданной в начале XX века, где рассказывается о гибели рабочего на шахте.

Полезные материалы

Выдающие советские писатели в едином порыве против "троцкистов" https://takoe-nebo.livejournal.com/797712.html

Как евреи создали советскому народу "русскую культуру" https://youtu.be/XjpRWCzdLtA

Своё, Российская Империя, мифы комми, советская культура, давайте разберёмся

Previous post Next post
Up