Начало
здесь, остальное по
тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».
7 июля 1986
1 ночи, что существенно, т.к. почта ещё не работает.
И поэтому - благодарю за поздравления, пожелания, а главное - добрую память!
Зверей пойду получать с 9 утра. [1]
Очень я уважаю ритуалы поедания, выпивания, кормления, ля-ля-ля во время этих блаженных часов (не минут!). Зашла как-то моя бывшая студентка, приехавшая из Риги к матери на побывку, так мы с ней позавтракали, потом, не отходя от стола, пообедали, до ужина дело не дошло, я побежала в театр.
А так бы можно было и поужинать...
Опять же вспомнила давнишний засест по поводу Вашего дня рождения... [2]
А Скиба хоть спит, если не ест? [3]
Насчёт Ленинграда - это пример того, как создаются мифы Древней Греции. Написала им (сумским родичам), что поскольку очень приглашают в Ленинград, то когда у них отпуск и не хотят ли они посетить Северную Пальмиру. Из чего вышел миф о моём пребывании в этом чудном городе, где десять лет тому назад в это же время мы стояли во всех очередях во все места по два-три часа (от Эрмитажа до сортира).
Такое насыщение культурой меня как-то уже не вдохновляет. Провожала племянницу, как зашла в душный, парильный вагон - нет, что-то и двигаться никуда не захотелось.
Что касается национальных воспитательных воплей, как сказал поэт, «о коих не сужу, затем, что к ним принадлежу». Только «понимаю плавать», но не плаваю...
Поэтому оценила художества Вашего племянника, который на Вас, как понимаю, написал-нарисовал злую сатиру. Его же написания - это просто другая мера, он не сможет не быть грамотным. Гены - это страшная вещь! [4]
Тут сегодня, вернее вчера, пришла одна дама, редактор, которая взялась, просто по наиву, позаниматься с девицей-восьмиклассницей, которой диктант надо писать в медучилище на вступительных экзаменах.
Эта дама рассказывала такие «ужасы», как 20 ошибок, полное неумение запомнить и изложить правило, неспособность прочесть без спотыкания на каждом слове текст, называние приставки частью речи и тэ дэ... Мы же с её мужем (преподавателем университета) хмыкали, и грустно смотрели, и слушали эти вопли неофита-учителя, мы ведь все эти достижения нашей школы лицезреем не на учениках 8 класса, а на студентах вуза. Так что вопить уже и сил нет.
Об Ильине: понимаю Ваше неприятие, но и знаю, что именно такой (подобный плюс/минус) путь - один из самых плодотворных. Мой опыт общения со старшеклассниками, посещавшими школу юных филологов (!), тоже говорит в пользу нравственных акцентов, но не эстетических. Которые становятся доступными на более высокой ступени развития. Хотя я и понимаю, что издержки могут быть большими, но всё равно так лучше, чем выписывать эпитеты, всё-таки читатель воспитывается. Ильина, опять же, не видела... [5]
А в театр я бежала на «Князя Игоря».
Пришла домой вся взбутете́ненная, вся в кусках этой оперы, которые всю ночь и последующие три дня сидели во мне и не желали покидать. И не потому, чтобы сам спектакль этот был таким хорошим. Нет. Не хочу говорить об обычном оперном воляпюке - эти костюмы, эти жесты, эта массовка... Бог с ними! Наверное всё-таки произведение искусства - это иероглиф.
Его, конечно, можно написать с большей или меньшей мерой мастерства, но содержание этого иероглифа, чувства, которые он возбудит, - в воспринимающем этот иероглиф, а не собственно в самом иероглифе. Вот до какого идеализма я дошла! Музыка «Игоря» наложилась не на сценическую мишуру, а на моё личное ощущение природы Новгорода-Северского и Путивля, всей той дороги, чтения древних текстов... И произошло от этого некое мгновенное дуновение времени. Того, страшно далёкого, но не чужого. Вот и хожу очумелая, старый - что малый, нельзя слишком много впечатлений, выбивает. [6]
В 6 Юности чудный мемуар автора «Пластилиновой вороны», а в 6 Сельской молодёжи не менее чудный рассказ А. Германа о своих фильмах.
«Бал» второй раз тоже не пошла смотреть, хотя он неделю целую шёл рядом, в «Заре».
Какие Нью-Васюки вырисовываются в связи с молодёжным центром!.. Даже страшно подумать, чтоб не сглазить... Тьфу-тьфу через левое плечо, постучала по дереву. [7]
В последнем «Творчестве» вычитала, как в «загнивающем» организуют работу с детьми в музеях, начиная с детсадовского возраста. Не забудьте о таком виде эстетического воспитания со своими будущими творцами - детьми.
На «Обломе» и у меня запершило в горле, хотя и глянула только кусочек, а надо бы весь было ещё раз... А стихотворения Вашей приятельницы мне нравятся больше таллинского, хотя оно тоже хорошее.
Ох! Вспомнила дарение Хорольским книги, отдарение обратно, всю глуховскую эпопею, где Серков, по-моему, всё-таки был ни к чему, разве для оттенка Кривопишиной... Та картина явно требовала другого действующего лица, он как-то был не в масть обществу. [8]
В Калининграде сегодня было + 30 ° при 95 % влажности, можно очуметь, все пребывают в состоянии разваренных кур, сейчас, ночью, стало хорошо, дышим, но 95 есть 95, даже при прохладе.
Вообще же пора ложиться, а то аппетит разыгрывается, а съедено с вечера всё, а готовить в 2 ночи что-то неохота...
Съезд писателей прочли? [9]
Всяких кушаний Вам и доброго чтива!
Будьте здоровы!
Роспись
Примечания
1. В следующем письме Галина Васильевна хвалит зверей - кота и собаку, но я не помню, то ли мы со Скибой высылали какие-то покупные мягкие игрушки, то ли я сшила их (не уверена, что я в это время всё ещё занималась «творческим рукоделием»).
2. В прим. 4 к письму Галины Васильевны от
22 июня 1983 года я описываю нашу вторую поездку к ней в Калининград, совпавшую сначала с днём рождения Г. В. (9 июля), а потом и моим (20-го), и в том числе и оба «засеста» (с первого мы, оказав посильную помощь в подготовке, благородно удалились, чтобы не мешать гостям, и явились только к концу праздника, а на втором были без посторонних, кроме ближайшей подруги Галины Васильевны - Ирины Владимировны).
3. Что такое Скибин «климат», рассказывается там же.
4. Возможно, я описывала
случай, очень сильно повлиявший на моё восприятие маленьких детей, - рассказав Галине Васильевне, как маленький мой племянник Серёжа научил меня ещё сильнее уважать личность в ребёнке.
(Я и без того практически не использовала метод «национальных воплей» по отношению к Серёже, а уж с тех пор и подавно.)
5. Что я писала тогда, конечно, уже не вспомнить, но вот я специально поискала в инете передачи примерно того времени, и могу сказать, что именно вызвало (и по-прежнему вызывает) неприятие: эффект театральности и наигранности, повышенной эмоциональности, доходящей до экзальтации:
https://www.net-film.ru/film-62110Думаю, если бы Галина Васильевна своими глазами увидела ту передачу, она бы со мной согласилась, - в ней самой напрочь не было ни экзальтации, ни «подстройки» под аудиторию, ни наигранной восторженности.
6. Новгород-Северский «
перепахал» нас всех: это действительно было путешествие во времени, настолько хорошо сохранилась старинная инфраструктура города, да и уклад жизни, и конечно же природа... Галина Васильевна неоднократно вспоминала о том нашем походе в письмах и при встречах, а открыла она его первая - в самом первом письме от
21 июня 1982 года она писала мне:
«В пятницу съездила в Новгород-Северский. Опоздавши на оба автобуса, туда и обратно, но сподобилась. Слайды бы - очень даже. Но всё равно надо просто самому всё это вбирать в себя. Не дома, не камни, не города; природа и язык только могут дать сопричастность. Читаю “Повесть временных лет”».
Здесь можно глянуть
фотографии из той поездки, сделанные моим «косоглазым» фотоаппаратом «Киев», тут я рассказываю о том, как я
соблазняла древнего русича, - и там же вид на Десну и город с высокого холма:
А в
одном из писем Галина Васильевна гениально передаёт то, как она воспринимает древнерусский язык:
«Мне пришёл 10 т. Словаря древнерусского, обчитываю слова, т.е. не столь толкования, как примеры. Исключительно возвращает слово к его первооснове, первозданности.
Вдруг слетает шелуха, какие-то семантические шумы, и начинает звучать смысл.
Тот, который ещё пахнет деревом, смолой, мокрой землёй, а не асфальтом, бензинным угаром и магнитофонно-теле-радиоголосами.
Представляю умиление обитателя 2583 года по поводу нашего “трепло” и “общнуться”...».
7. Не помогло (
прим. 3).
8. Хорольский подарил мне вот эту книгу с такой дарственной надписью...
...а потом решил, что «такая корова нужна самому», и попытался вернуть себе подаренное, я собиралась вернуть, но то ли Кривопишина «усовестила», то ли сам он «усовестился» (а Галине Васильевне то ли я, то ли Лена Кривопишина об этом «инциденте» успели рассказать). Так или иначе - книга, как видите, осталась у меня. Но она и правда даже сейчас представляет большую ценность, а уж тогда! Так что я «дарителя» и его «муки сомнений» понимаю и не осуждаю, ему она тоже очень бы пригодилась в работе.
Наша поездка в Глухов описана в моём первом примечании к первому же письму Галины Васильевны - разовому, от
21 июня 1982 года, поскольку Галина Васильевна ещё не уехала тогда обратно в Калининград, а всего лишь была председателем ГЭК (государственной экзаменационной комиссии) в Глуховском пединституте, а В. В. Хорольский - рядовым членом ГЭКа, у Хорольского «писала» (моими руками) дипломную по Йетсу в сопоставлении с Блоком Кривопишина, пребывавшая в «сетях любви» к «вышеупомянутому» «лишнему персонажу» Серкову, - которого, кстати, я не запомнила (того факта, что он тоже приезжал с нами). И не поверила бы, если бы своими глазами не прочитала это сейчас в письме Галины Васильевны. И отдельно (только вдвоём) они приезжать не могли, потому что ГВ через день вернулась в Сумы. Он и правда был лишним в той «картине», ни по каким параметрам не совпадая ни с Леной, ни с нами, ни тем более с Галиной Васильевной.
...И вот только сейчас я заметила (глянув на дарственную надпись), что «акт дарения» книги случился при Галине Васильевне! Мы ведь приезжали в Глухов именно 29.VI.1982!
9. Прочла - поскольку в следующем письме Галина Васильевна пишет, что согласна с моим отзывом (конечно же негативным).
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.