После первого моего участия в Париж-Эльзасе два года назад я не писала полноценного отчета с описанием трассы и экскурсом в историю (а писала только
это и
вот это), так что попытаюсь сделать это сейчас. А о своем участии двухнедельной давности, наверно, напишу попозже.
Париж-Эльзас (который в разные годы назывался Страсбург-Париж, Париж-Страсбург, Париж-Кольмар) - это самые длинные соревнования по ходьбе в мире. Проводятся они с 1926 года за исключением периода 1938-48 и нескольких отдельных лет, а женщин туда стали пускать с 1988 г. Дистанции меняются, но у мужчин это всегда больше 400 км, а у женщин - больше 300. В этом г оду было соответственно 425 и 319. Самый длинный мужской Париж-Кольмар был в 1952 г. (552 км), а женский - в 1989 г. (376 км).
<Старт ходьбы Париж-Страсбург в 1932 г. с пл.Республики>
Говорят, что француженка Клодин Анксионна как-то в начале 2000-х годов решила пройти мужскую дистанцию Кольмара: так ей было интересней, и призовые там были выше. И успешно прошла, и была чуть ли не в пятерке. Сейчас Клодин уже 66, но она такая же энергичная и стильная, и мы по-прежнему видим ее почти на всех соревнованиях по ходьбе: если не участницей, то помощницей. А на ветеранских чемпионатах мира она всегда в призах в своей группе.
<Клодин Анксионна на ветеранском ЧМ в Южной Корее. 2016 г>
Русские ходоки начали участвовать в этих соревнованиях еще в 30-е годы. Первым русским победителем был Петр Юшков в 1934 году, затем, после огромного перерыва - Алексей Родионов (который, кстати, является мировым рекордсменом в ходьбе на 200 км (20.26) и живет в Питере в нескольких кварталах от меня), а потом - Сергей Дворецкий в 2008 году. С 2009 года началась эпоха Дмитрия Осипова. С тех пор он только один раз уступил первое место - в 2013 году французу Жану-Мари Руо, а в этом году одержал свою седьмую победу. Еще немного - и он обгонит по количеству побед поляка Грегора Адама Урбановского (у которого их было 10).
<Финиш Сергея Дворецкого. 2008 г>
Самой титулованной среди женщин является француженка Эдит Куэ, выигравшая первые 5 Париж-Кольмаров, когда туда стали допускать женщин. А рекорд по количеству участий принадлежит нашей Ирине Путинцевой (Загряжской) - сейчас это был ее 19-й Париж-Эльзас. Ира начала здесь участвовать в 1993 году, огромное число раз была на подиуме и 4 раза - победительницей (2000, 2003, 2013, 2016). В этом году на последнем этапе к ней присоединился молодой человек на велосипеде, рассказавший, что начал болеть за нее на улицах своего городка еще мальчиком больше 20 лет назад, и с тех пор не пропускавший ни года. Еще из россиянок выигрывали Ольга Борисова (Фёдорова) (2014) и ваша покорная слуга (2015, 2017). Благодаря нашим совместным усилиям вот уже четвертый год первые места занимают только русские, а в 2015 году нам удалось даже захватить весь женский подиум. Кстати, все российские победители с 2000 года - из Петербурга, кроме Сергея Дворецкого, живущего в Кемерово.
<Питерские участницы в 2011 г. Слева направо: И.Путинцева, В.Мирошниченко, О.Борисова>
В 2015 году финиш перенесли из Кольмара в Рибовиль. И Страсбург, и Кольмар, и Рибовиль находятся в провинции Эльзас недалеко от германской границы, так что уже третий год, видимо для универсальности, эти соревнования называются Париж-Эльзас.
Чтобы получить приглашение на Париж-Эльзас, нужно пройти за сутки определенное расстояние (вроде бы, сейчас - 160 км для мужчин и 140 для женщин) на одном из отборочных соревнований в том же сезоне. Сейчас их 5, и самые массовые из них - в сентябре в городе Рубэ, известном благодаря финишу там легендарной велогонки по брусчатке. В отличие от остальных - суточных - отборочных стартов их продолжительность - 28 часов, но есть отсечка и на сутках. Мне пока известен только один случай допуска спортсмена на ПЭ без квалификации на сутках - это Эдди Розе в этом году (я о нем писала в
записи о Шато-Тьерри). Эдди участвовал в 4 из 5 отборов, и со всех сошел. Что не поколебало его уверенности в себе: в
интервью накануне старта он сказал, что рассчитывает победить и имеет для этого все основания: его объем - 200 км в неделю, в том числе еженедельные ночные тренировки, а в команде поддержки - 30 человек. Но и с Париж-Эльзаса он сошел, причем раньше всех - на 126 километре. Надеюсь, Эдди все-таки обуздает свой буйный темперамент, будет стартовать медленнее и чаще финишировать.
<Эдди Розе (справа) на Париж-Эльзасе-2016>
Каждого участника сзади сопровождает машина, в которой должно быть не менее 3 человек. У большинства в качестве такой машины - кемпинг-кар, а у некоторых есть еще дополнительные. Дмитрий Осипов рассказывал, что как-то сопровождал другого петербуржца - Евгения Заикина - на Жигулях, но в оба моих участия (2015 и 2017) обычная машина (Пежо моего помощника Бернара) была из всех участников только у меня. И только у меня было минимальное разрешенное количество сопровождающих - трое. У Д.Осипова было четверо (не считая собаки)). Эммануэль Лассаль, который в этом году не участвовал из-за травмы, а сопровождал Эдди Розе, посетовал на финише, что в его команде, насчитывающей иногда до 40 человек, организация сопровождения гораздо хуже, чем в маленькой команде Димы.
Часто перед машиной еще едет помощник-велосипедист, а у большинства есть и ходоки, которые задают темп, развлекают разговорами, а иногда даже закрывают от дождя и солнца>
<Эммануэль Лассаль с помощником. 2015 г>
В 2013 году Артур Оганесян из Подмосковья, у которого не было денег на машину сопровождения, попросил у судей разрешения участвовать без нее, а получив отказ, стал искать ходока, к которому можно присоединиться. Его приютил француз Кристоф Роле, однако после его схода в первый же день Артуру тоже пришлось закончить дистанцию. После этого он разочаровался в ходьбе и переключился на суточный бег.
<Артур Оганесян (справа) с Кристофом Роле. 2013>
В этом году тоже две участницы пользовались одной машиной: Франсуаза Арно и Бенедикта Саломез, и обе в разное время сошли. Бенедикта сказала, что была не очень готова и стартовала в основном в память о Паскале Бунеле.
Памяти Паскаля, - многократного участника ПЭ, умершего внезапно во сне в феврале этого года в возрасте 52 лет, - на этом ПЭ было посвящено очень многое. Я никогда не видела такого посмертного чествования спортсмена. Были выпущены кепки и футболки с его именем (мне тоже дали такую кепку, и я прошла в ней всю солнечную часть пути) , сделаны стенды с фотографиями, стоявшие на КП, а также проводились шествия с его портретом. Например, на последнем этапе (56 км) его родственники и друзья устроили эстафету, пройдя это расстояние по очереди, а последний километр - все вместе.
<Шествие в память о Паскале Бунеле. 2017>
Организаторов и волонтеров на Париж-Эльзасе гораздо больше, чем участников. На КП (расположенных каждые 10-30 км) работают люди, туда-сюда снуют судейские машины, по обочинам стоят (а иногда и прячутся за деревьями) судьи, которые могут дать участнику желтую карточку за согнутую ногу или за фазу полета. Если это же нарушение заметит второй судья - красная карточка. Три красные карточки - штраф 30 минут. А еще участников часто сопровождают мотоциклисты - регулируют движение на поворотах, разгоняют мешающие машины. По словам Д.Осипова, это специальный отряд, сопровождающий президентские кортежи.
<Директор соревнований Жан Сесийон и мотоциклист сопровождения. 2015 г>
Париж-Эльзас начинается с серьезного медосмотра, на котором даже ЭКГ делают. На регистрации выдают номера, табличку с именем участника, которая потом все дни едет на лобовом стекле машины сопровождения, и GPS-трекер для слежения. Дальше все идут готовиться к старту.
В этом году у мужчин было три этапа, а у женщин - четыре. Первый этап общий для всех - 15 км. Через несколько часов мы опять стартуем вместе с мужчинами, но уже не все одновременно, а с гандикапом: сначала первые мужчина и женщина, а потом - с интервалами в зависимости от времени прихода на финиш прошлого этапа. Говорят, еще несколько лет назад была другая система, и нужно было подсчитывать сумму времен на этапах - свою и соперников. Бывали и ошибки в подсчетах, и неожиданности на финише. Теперь же очень удобно - можно вести очную борьбу, а если соперников не видно, смотреть расстояние до них в интернете.
<Первый этап (пролог) в 2015 г>
Второй этап у мужчин - это сумма женских второго и третьего и еще плюс 104 км. Т.е. мы в этот вечер идем всего 25 км, а потом можем спать хоть до обеда, потому что следующий старт - только в 16 ч. А они как вышли - так и идут 352 км до самого Эпиналя, только с одним обязательным 2-часовым отдыхом в Бар-ле-Дюке (189-й км этапа), на время которого им даже гостиница предоставляется. Именно после этого коварного отдыха происходит много сходов - немногие могут заставить себя идти дальше. А мы на нашем третьем этапе идем тоже в Эпиналь - 220 км. Раньше и у нас был обязательный отдых, только часовой, но в этом году его отменили.
Старт последнего этапа (57 км) утром последнего дня - в Пленфене - по тому же принципу. Только все участники, оставшие от лидера на час и больше, стартуют вместе, чтобы на финише их не пришлось слишком долго ждать. Этот этап гористый и красивый, проходит через эльзасские виноградники и городки с мощеными улицами.
<И.Путинцева и Д.Осипов на на старте последнего этапа в Пленфене. 2016 г>
В Рибовиле финишеров встречают судьи и восторженные зрители. После финиша принято, пообнимавшись с судьями, еще сделать круг почета и расцеловаться со зрителями. Некоторые финишируют вместе с семьей или со всей командой поддержки.
<Флориан Летурно и его команда на финише. 2017 г>
А дальше - медосмотр и обработка мозолей (по желанию) и цветочная церемония с гимном стран победителей. Кроме цветов, на ней победителям вручают по трехлитровой бутылке местного игристого вина, из которой принято сначала полить зрителей, а остатки потом пить с друзьями и соперниками.
<Полностью российский женский подиум в 2015 г>
Именно эти несколько часов общения до и после цветочной церемонии я считаю лучшими на Париж-Эльзасе и именно о них мечтаю в трудные минуты на дистанции.
Потом все разъезжаются по своим гостиницам и отмечают финиш вкусным ужином. А на следующее утро - основное награждение. Тут уже все нарядные и отдохнувшие. На сцену вызывают всех участников, в том числе и не дошедших до финиша, и каждому что-нибудь дают. Как минимум кубок, а обычно еще какие-нибудь сувениры и вино. Победителям традиционно дают вазы из севрского фарфора с президентского завода, и вручает их обычно представитель президента Франции. Говорят, такие вазы можно получить только на Тур-де-Франс и на Париж-Эльзасе. А победителю среди мужчин опять дают бутылку, но там уже не 3 литра, как вчера, а, наверно, все 10.
<Д.Осипов с бутылкой. 2017 г>
Денежные призы тоже есть, но их дают в лучшем случае через несколько месяцев, а главное, у большинства призеров сейчас они не покрывают затраты на участие. Поэтому на Париж-Эльзасе сейчас не лучший период, и при большом количестве участников на суточных "маршах", выполнивших норматив для допуска, здесь людей не очень много.
Очень хочется увидеть в скором времени новый подъем этих замечательных соревнований и побольше участников из разных стран, в том числе из России.
За фотографии спасибо Г.Дестре, Н.Терещуку, В.Калайде и другим, к сожалению, неизвестным мне, людям.
За исторические сведения - тому же Г.Дестре, В.Фурсову, Д.Осипову, сайту marchons.com и французской Википедии.
Спасибо всем, кто дочитал). Если найдете неточности или неясности - обязательно пишите!