1-я часть отчета День 4, 27 июля
Утром ненадолго выглянуло солнце, и я успела немного посушить вещи, паспорт и деньги.
В Коле я зашла в Пятерочку за продуктами, потом попыталась в каком-то магазине зарядить мой севший телефон и убедилась, что он не работает. Это уже третий телефон, который я утопила за последние 4 года (первые два - при проваливании под лед:
на Ладоге и на речушке недалеко от Зеленогорска). Павербанк тоже не работал. Можно было ехать дальше без телефона (как, например, Лев Гордиленков, который так полдистанции проехал, утопив телефон все в той же Западной Лице), но как тогда поддерживать связь с семьей?
Что я сделала в этот день по-настоящему полезное - отправила половину своих вещей вместе с велорюкзаком домой Почтой России. Получилось 4,3 кг, но и тут я перестаралась - нечаянно положила в посылку неопреновые носки, потом очень по ним скучала.
В туалете пекарни вымыла под краном голову. Купила в Связном новые телефон и павербанк. Павербанк оставила там на зарядку на пару часов, на самом деле вернулась часов через пять. Все это время ушло на поиски и установку тормозных колодок - для этого мне пришлось посетить четыре магазина в разных местах, некоторые не по одному разу, и совершить ряд телефонных звонков.
Когда Артем Токарик ехал наш сегмент, он тоже столкнулся с проблемой поиска колодок, правда, не в Мурманске, а южнее. И я об этом читала, но не придала значения. Это, конечно, раздолбайство с моей стороны, как и многое другое на этом ТЮ. Но я первый сезон на дисковых тормозах и плохо представляла их конструкцию. То, что их куча видов и колодки в моем случае найти сложно, явилось для меня сюрпризом. В результате нужных так и не нашлось, и мастер был вынужден подпилить наиболее похожие напильником, чтобы они подошли.
Только вечером я заехала в Связной за своим заряженным павербанком и наконец выехала опять на трек. Без велорюкзака ехать стало существенно легче, правда, гермомешок, который я оставила вместо него, скользил по багажнику и время от времени терся о колесо. Палатку со стойками я перевесила на рулевую сумку и застегнула пряжками, но на первом спуске вся эта конструкция с грохотом развалилась, и в этот момент меня догнал Степан Скворцов - из той самой нижегородской команды, которая мне так понравилась в первый день. Сейчас он был без напарника - Сергей пострадал при броде все через ту же через Западную Лицу: его пронесло метров на 30 через камни, и Степан с еще одним участником - Николаем - его там спасали. Куртка, штаны и обувь уплыли, а сам он сильно ушибся, и у велосипеда тоже были повреждения, так что Сергей сошел при первой возможности.
В каком-то поселке к нам подошел пьяный старик и сказал, что мы воплощение того, чем он всю жизнь хотел быть, но не стал. После этой пламенной речи он попытался стрельнуть у нас сигарету.
Проезжая около железной дороги, мы впереди увидели Анатолия - он тоже в этот день ремонтировался в Мурманске. Он ехал очень быстро, и Степан решил с ним погоняться, так что они ушли в точку и примерно полчаса я их не видела. Потом Анатолий остановился, а мы уехали вперед. Степан мечтал заночевать где-то около Песчаного, чтобы в 8 часов утра пойти в обозначенную там на треке столовую. Меня поражала сама мысль о том, что столовая может открыться в 8 утра, да еще и в такой глуши. Оказалось, что в Песчаном много лет нет ни столовой, ни магазина, так что мы проехали еще десяточку и заночевали на Малом Пулозере около деревни Тайбола.
Проехала 112 км, из них примерно 80 - по маршруту.
Страва День 5, 28 июля
Этот день был в некотором смысле роковым для меня, потому что предопределил выбор дальнейшего маршрута, так что мне грустно о нем вспоминать.
Утро началось с хорошей погоды, я даже искупалась в прекрасном озере рядом со стоянкой и - единственный раз на Тур Юнайте - выехала в короткой форме. Правда, куртку захотелось надеть уже километров через пять.
Сначала была идеальная грунтовая дорога - просто не к чему придраться: лужи мелкие, перекаты плавные - по такой ехать и ехать. Дальше - километров 30 по трассе. Я попыталась посидеть у Степана на колесе, но быстро отвалилась и поехала одна. Тут пошел дождище, я быстро замерзла. Проехала табличку Оленегорск, а город все не начинался. Встала на остановке посмотреть трек в телефоне - город остался справа 3 км назад. Эх, опять точка на треке не там стоит. Я написала в чате, что я в Оленегорске, и хотела ехать дальше - магазины мне не были нужны, но черт меня дернул глянуть на предыдущие сообщения, среди которых выделялось такое от Романа Важнова:
«‼️ Объявление, тем кто ещё не уехал из Оленегорска - остаётся только упрощённый вариант».
И два поста-простыни от него же о сложностях дальнейшего пути. Упрощенный трек тоже был приложен.
Читая предыдущие посты от тех, кто уже побывал в Хибинах и на следующих бродах, я в принципе ожидала чего-то подобного и была к этому готова. Например, днем раньше был такой пост:
«Зубов сошёл. Примерно в 10 утра на станции спасателей Куэльпорр. Я был в аду».
Но одно дело - когда такое решение принимается для всех, а совсем другое - так, как в результате получилось.
Мне было холодно стоять на ветру с голыми коленями, так что я решила все-таки вернуться в Оленегорск и где-нибудь в тепле спокойно разобраться в ситуации. Степан к тому моменту уже обосновался в бургерной на главной площади, и я тоже туда направилась. Сама бы в жизни такое заведение не выбрала - хотелось нормального обеда в столовой типа производственной, а пришлось есть какой-то дорогущий сэндвич и пустой суп пластиковой ложкой. Зато там морс был вкусный и необычный - из черноплодной рябины.
Через некоторое время к нам и Анатолий присоединился. Он собирался ехать по основному треку несмотря ни на что и хотел дождаться компании. Мне показалось это плохой идеей: едущие сзади нас сходят пачками, а те, кто доберется до Оленегорска, вряд ли захотят на полный трек. Да и доберутся-то они сюда еще не скоро. Кроме того, я была уверена, что если организатор дал четкое указание ехать по упрощенному треку, то теперь именно Анатолий с гипотетическими попутчиками остаются вне закона и зачета, а не мы.
Из ужасов, описанных Важновым в его длинных постах, меня больше всего пугал 15-километровый участок по железной дороге Мурманск-СПб. Как писал Артем Токарик, «хождение по железной дороге смертельно опасно. Поезда ходят часто, и тихо. Электрички едут быстро. Есть глухие повороты». Изначально этого куска в треке не было, насколько я поняла - он появился вынужденно, чтобы обойти отвалы с рудой. Сложные броды, которых оставлось еще как минимум два, пугали меньше, но для них нужна компания. Пока я буду ждать компании, а потом в горах еще и погоды - я могу не уложиться в свой отпуск, который заканчивался 2 августа. А еще я терпеть не могу сидеть и ждать (и это мне в жизни часто мешало), мне надо двигаться хоть куда-нибудь.
Все в совокупности привело к тому, что мы поехали по упрощенному треку. От Оленегорска нам предстоял скучный 70-километровый участок по шоссе. Степан, как и в прошлый раз, унесся вперед. Я шоссе терпеть не могу - странно, конечно, такое читать от рандоннерши с 18-летним стажем, но тем не менее. Каждый раз не понимаю, зачем я по нему еду, приходится все время как-то искусственно разбавлять его монотонность. Сейчас это было особенно остро, потому что я осознавала, что брала отпуск и ехала на Тур Юнайт вообще не за этим. Пыталась себя утешать тем, что в Хибинах я была уже несколько раз (правда, зимой) и даже водила туда лыжную «единичку», и в Ловозерье тоже была, а по этой - скучной асфальтовой - дороге еще не ездила. Что я избежала кучи опасностей - железной дороги (в 2005 году на зимней гонке «ХРОЧ», в которой я участвовала, участник был насмерть сбит поездом), страшных бродов (мой знакомый питерский мультиспортсмен утонул в 2012 году на приключенческой гонке в Белгородской области), гор в непогоду (тут вообще жертв не счесть). Но было понятно, что что-то безвозвратно потеряно - я уже не проеду настоящий сегмент Тур Юнайта, по крайней мере в этот раз.
И опять полдороги шел дождь, и в Ревде было очень холодно и промозгло. Оставшись без неопреновых носков, я сильно ощущала их нехватку - в сандалях ноги мерзли, а обычные носки так и не высохли после брода.
В этот день в Ревде находились Шерстяные каталы (это такая мощная команда - Сергей Гаманенко и Иван Нежданов, которые уже разведывали этот сегмент в 2019 году) и Роман Важнов. Каталы уже выехали в Ловозерье, а Роман во второй половине дня еще был в хостеле и заряжал приборы, к тому же жаловался, что нигде не купить павербанк. Я хотела с ним повидаться и отдать свой купленный в Мурманске - ему в горах нужнее, да и вообще пообщаться и прояснить статус - наш и сегмента в целом, - но он в чате не отозвался - видимо, уже уехал. Плохо, когда главный организатор сам участвует в своем мероприятии и не оставляет вместо себя надежного заместителя.
После безуспешных поисков нормальной столовой опять примкнула к Степе - на сей раз он сидел в Sushi wok. По-моему, это единственное кафе Ревды. Видимо, ревдяне обычно едят дома, но если уж выходят куда-нибудь посидеть, жаждут чего-нибудь поэкзотичней. Там я съела суп кимчи и вок - просто чтобы закинуть в себя что-нибудь горячее, потому что эта промозглость, казалось, пропитала уже весь мой организм. Потом мы зашли в Пятерочку и выехали на следующий участок. Напялили на себя все, что было - я даже впервые надела шапку и перчатки, - но вскоре стало жарко. Начались гораздо более приятные места - в этот раз объезд трека был короткий и грунтовый, по дороге «Тысяча ручьев». Она представляет собой насыпь старой железной дороги - кое-где шпалы убраны, но во многих местах есть и иногда сбоку не проехать, приходится прямо по ним трястись. Там мы встретили детскую туристскую группу.
Ночевать решили на обозначенной на треке стоянке на Умбозере. Дорога привела нас к гостевому дому с большим хозяйством, там даже чум был. Мне не хотелось вставать рядом с жилищем, но Степан резонно заметил, что людей там, скорее всего, нет, потому что не стоит ни одной машины. Поставили палатки на поляне с иван-чаем, а велосипеды облокотили о старую деревянную лодку. Готовить ничего не стали - и так наелись в цивилизации. Вообще, на этом сегменте я почти ежедневно убеждалась, что обошлась бы без горелки и баллона - достаточно было бы горячей пищи раз в несколько дней в городах. А на более южных и цивилизованных сегментах, наверно, и подавно.
Весь вечер я изводила Степу своими рефлексиями по поводу упрощенного сегмента: правильно ли мы интерпретировали слова Важнова, правильно ли поступили. Он, в отличие от меня, ни о чем не жалел. Но уже стал задумываться о том, чтобы после финиша поехать в Хибины и погулять там без велосипеда, чтобы закрыть гештальт.
Проехала в тот день 163 км, их них примерно половину - по асфальту.
Страва День 6, 29 июля
Этот день весь был грунтовым и автономным, без населенных пунктов. Попадались только заброшенные деревни и изредка - машины. Но, несмотря на свою грунтовость, этот день в подметки не годился первым двум - там было гораздо круче и интереснее. Я скучала по тамошнему рельефу, видам, да даже по лужам - сейчас их меньше было.
Скуку моего упрощенного сегмента скрашивало присутствие Степана. Я все пыталась угадать его профессию. По тому, что он обращался ко мне на вы, можно было предположить, что он не айтишник: за двадцать с лишним лет работы в айтишных компаниях меня никто на вы не называл. Его утонченность, вольное обращение с орфографией в чатах и приверженность к пафосным заведениям намекали на принадлежность к миру искусства. Оказалось - у него свой магазинчик, но действительно, можно сказать - в сфере искусства. А образование при этом техническое. В вещах и в снаряжении у него все было красиво и продумано, и он замечал любую неисправность в зародыше, в том числе у меня - профилактически подкручивал мне винт багажника, поправлял съезжающий с него мешок, затягивал его своей стропой с пряжкой, которой очень дорожил. Мне очень стыдно, что я ее потеряла на предфинишных скалах.
Жемчужиной дня был старый аэродром с проросшими сквозь асфальт березами.
В первой половине дня нас обогнали Шерстяные Каталы с интервалом минут двадцать - они нечаянно разминулись. Они ехали на двухподвесах и очень быстро. Рассказали, что ночевали вместе с Романом Важновым, но сейчас он впереди.
Мы вроде не сильно тупили, и дорога не была сложной по сравнению с первыми двумя днями, но проехали всего 105 км. Можно было преодолеть еще 20 км до следующей реки, но я не видела в этом никакого смысла. Для этого понадобилось бы некоторое самопреодоление, а оно было неуместно в нашем путешествии, которое, с тех пор как мы поехали по упрощенному треку, я считала обычным походом.
Вечером и ночью лил дождь. Это была самая холодная ночь на маршруте, и я мерзла в своем легком спальнике.
Страва День 7, 30 июля
Утром тоже был дождь, было трудно себя заставить выехать. Я заметила, что при езде под холодным дождем мечтаю вовсе не о сухом теплом помещении, а о теплом водоеме типа горячего источника или даже бассейне, то есть мне хочется остаться в своей стихии, просто переместиться из одной воды в другую.
Если на шоссе Степан от меня легко уезжал, то на грунте мы были примерно равны по скорости, а иногда я была и быстрее. В этот день он ехал совсем медленно - было впечатление, что ему просто жаль расставаться с Тур Юнайтом. Я несколько раз его ждала, а потом замерзла и приехала в Умбу минут на 15 раньше. Зашла там в первую попавшуюся придорожную забегаловку и наконец-то поела нормальной столовской еды. Степе столовая явно не понравилась: он посидел и не стал ничего заказывать: сказал, что хочет поискать какое-нибудь кафе в центре и вообще посмотреть город. Предложил заночевать на Татьянином мысу на озере Колвица, но до него было всего 60 км, а времени было только пол-четвертого. Я была душой уже в Кандалакше. Надеялась вечером уже финишировать и уехать на утренней 6-часовой электричке в Полярные Зори: она ходит один раз в день, а ехать туда 37 км своим ходом мне было лень.
Быстро поев, я поехала в Кандалакшу. Почти весь этот путь, кроме последнего участка, я уже ездила два года назад с Сережей в велопоходе по Терскому берегу, и даже из Умбы мы выезжали по тому же грейдеру с карьером, и погода была такая же дождливая. Так что мне осталось только песни петь, чтобы хоть как-то избежать однообразия.
Понравился заезд на колвицкие водопады и выезд через поселок - я там раньше не была.
Наступали сумерки, и трек на экране гармина было плохо видно, так что я нечаянно проскочила поворот на экотропу на пару километров. Пока тропа шла по берегу, она была неплоха - грунтовка с лужами, как я люблю, хотя лужи уже не радовали - хотелось быстрее финишировать и лечь спать до электрички. А на последних трех километрах началось что-то странное. Экотропа привела меня к отвесным скалам. Не может быть, - думаю, - чтобы организаторы нас на скалы с велосипедами загнали. И карта на телефоне показала, что я где-то ниже трека. Видимо, пропустила поворот. Я вернулась на километр и стала искать нужный путь, но пришла опять к тем же скалам. Тут я вспомнила отчеты о сегменте Сортавала-Конаково, где упоминалось лазание по Большим скалам на Ястребином озере. Значит, такое может быть. В общем, следующие четыре часа я преодолевала эти скалы: сначала искала тропу налегке, потом тащила велик и наконец мешок с багажника. В начале этого пути у меня окончательно отвалилась подошва сандаля, и контактная площадка начала выпирать. Несколько раз я так чуть не слетела со скал, потом догадалась надеть кроссовки. Продвижение усугублялось темным временем - ну не очень темным, конечно, но это уже не полярный день. Экран гармина приходилось подсвечивать фонариком телефона, а тропу было трудно найти. Хотелось лечь поспать несколько часов, но там не было ни одного ровного места, а главное - непонятно, сколько бы утром ушло на оставшийся путь, можно и на электричку опоздать.
Когда финишировала в 4.18 - не ощущала ни облегчения, ни радости, только бессильную ярость. Это отразилось в моем большом эмоциональном посте в телеграм-чате.
Город еще спал, на улицах ни души не было. Я пошла мыться на реку, а потом не спеша поехала на вокзал.
Проехала/прошла/пролезла в этот длинный день 202 км.
Страва Степан финишировал примерно 10 часов спустя. Дальше участники продолжили приезжать, и до сих пор продолжают, но почти все - по основному маршруту. Только Ирина и Артур Насыровы из Казани объехали Хибины, но зато они проехали через Ловозерье. И вот осознание того, что все эти люди - с разной скоростью и выносливостью, с разным опытом успешно проехали через все препятствия, а я, с опытом горной «четверки» и лыжной «пятерки», бреветов, мультигонок и т.д., все сложное объехала, меня мучает до сих пор.
Интересно, что из Умбы я так стремилась в Кандалакшу, а через несколько дней в Питере у меня началась ломка - хотелось обратно (и до сих пор хочется - если не на Кольский, то на другие сегменты). Такое у меня было после моего первого лыжного похода - в 1997(?) году, в той же самой Кандалакше, после чего я заболела лыжным туризмом на долгие годы.
Что бы я изменила:
- ехала бы в более байкпакерском стиле - побольше бы навесила на руль и раму;
- взяла бы пакрафт и весло, чтобы проплывать все сложные броды выше по течению - тогда я могла бы делать это в одиночку и ни от кого не зависеть;
- поставила бы покрышки бескамерно;
- взяла бы ремнабор (хотя бы клей, изоленту, шило, стяжки, иголку с ниткой) и запасные колодки;
- заставляла бы себя писать путевые заметки перед сном, хотя бы в бумажный блокнот.
- продумала бы какие-нибудь приспособления для таскания велосипеда на спине в горах, как у лидеров
- проверила бы все гермомешки перед выездом.
Большое спасибо организаторам за создание Тур Юнайта в целом и Кольского сегмента в частности, а также всем попутчикам за компанию и помощь.
Сайт Тур ЮнайтаГруппа Тур Юнайта ВКонтактеПредварительный протокол Тур Юнайта