Тур Юнайт, Кольский сегмент (упрощенный) 24-31.07.22, часть 1

Aug 05, 2022 09:04

В конце июля съездила самый северный сегмент Тур Юнайта - это такая велосипедная гонка по грунту, в данном случае на 900 с чем-то км, по несколько упрощенному треку.



Предисловие

В 2013 году я ездила бревет Gold Rush Randonnee (1200 км) в США, и несколько участников по дороге рассказывали мне об автономной гонке на байках Tour Divide от канадской до мексиканской границы, некоторые вроде даже в ней участвовали. Мне стало очень интересно, я даже мечтательный пост в жж написала. Сайт был какой-то мертвый - результаты уже два года не появлялись. Написала организаторам письмо с вопросом, существует ли еще гонка, но ответа не получила. Стоило, конечно, бОльшую настойчивость проявить в поисках, пока американская виза действовала, но кто же знал, что ее будет так трудно получить в будущем...

Через четыре года, в 2017 году, в России начали проводить аналог американской гонки под более дружелюбным названием - Tour Unite. Я увидела это у кого-то вконтакте - может, у Никиты Юринова или Саши Столярова, - и сразу загорелась. Но все время что-то мешало: то лечила колено, то ахилл болел, то мотивация падала после других тяжелых соревнований. За это время организаторы успели придумать и провести уже 4 сегмента - от Сортавалы до Балаклавы, все примерно по 1200 км. Главными организаторами были Роман Важнов и Kero Skjegg, они проделывали титаническую работу по разведке сегментов и их описанию, переводу зарубежных статей о Тур Дивайде и других гонках, составлению протоколов, интервьюированию участников. Я каждый год держала кулаки, чтобы их энтузиазм не иссяк. Сначала читала все отчеты и интервью, потом выборочно - слишком много их стало. Очень вдохновляли девушки на Тур Юнайте, особенно моя одноклубница Катя Костюхина, в одиночку проехавшая два сегмента, причем вне массовых стартов.

Ехать Тур Юнайт мне было не на чем: старый байк разваливался, и никакие ремонты не помогали. Я консультировалась с Сашей Столяровым, который несколько сегментов проехал быстрее всех, посылала ему варианты новых велосипедов, которые мне предлагали, но он все критиковал. В конце концов, этой зимой я не выдержала и купила в Декатлоне найнер Rockrider xc 500. Отступать стало некуда.

В этом году объявили масс-старт сразу на два сегмента: мыс Немецкий-Кандалакша и Кандалакша-Сортавала. Но часть людей, как и я, планировала ехать только первый. В числе участников был и главный организатор - Роман Важнов. Всех потенциальных участников добавили в телеграм-чат и они там активно общались. В это время, за пару недель до нашего старта, этот сегмент преодолевал первый участник - Артем Токарик из Питера, рассказывал всякие ужасы и жаловался на ежедневные дожди. А навстречу ему выехал Антон Князев, который ехал подряд все шесть (!) сегментов и стартовал еще в мае. Финишировать он должен был примерно к нашему старту.

За полторы недели до моего старта Сережа поехал в Мурманск на машине к своему брату и взял заодно мой велосипед и кое-какие вещи, чтобы я могла полететь налегке. Его брат, заядлый рыбак, изучил наш маршрут и сказал, что брод через Западную Лицу около озера Ножъявр очень опасен и он сам не рискнул бы там перейти. Сейчас там прибавилось воды из-за постоянных дождей, и может унести в водопад. Я подумала, что он преувеличивает - в описании сегмента все броды были разобраны, и самым сложным считался залив Чудалухт - из-за своей глубины. Именно из-за Чудалухта я долго раздумывала, брать ли пакрафт. У меня есть «Кулик», который не занял бы много места. Но никто из участников на первый сегмент лодку брать не собирался, а те, кто ехал два сегмента, посылали себе лодки в Кандалакшу. Так что я тоже не взяла.

Еще был вопрос, ехать ли по-байкпакерски или брать велорюкзак. В конце концов подумала, что в навесные сумки поместится не все, а еще велорюкзак с лямками представлялся более уместным в Хибинах и Ловозерье, которые тоже были на маршруте - потому что его можно переносить на спине.

Ехать я решила в велосандалях и неопреновых носках. 8 лет назад я именно так ездила в велопоход по Рыбачьему и Среднему с моим старшим сыном Петей, которому тогда было 11 лет (отчет не писала, но есть фотки). И сандали сейчас взяла те же самые - заслуженные: я в них проехала штук пять бреветов 1200 км и несколько велопоходов. Стоило, конечно, задуматься, не слишком ли они заслуженные.

В одиночном участии меня пугали не столько препятствия на маршруте, сколько потенциальные поломки: я с техникой не очень дружу. Подумала, что смогу в случае чего стихийно с кем-нибудь объединяться - например, Маша Сорокина, с которой я давно знакома по лыжным и беговым мероприятиям, в прошлом году в середине крымского сегмента примкнула к двум парням и доехала с ними до самого финиша.

На кольском сегменте должно было быть много медведей, и я взяла на этот случай огромный фальшфеер и свисток. Опыт общения с медведями уже был: в нашем с Сережей велопоходе двухлетней давности по Терскому берегу мы их много встречали и обходились без фальшфееров, но мои друзья пару лет назад на Чукотке только ими и спасались от назойливых гостей.
Отпуск я взяла всего на неделю, но, почитав чат, попросила еще два дня в долг от следующего.

Предстартовый день

Я прилетела в Мурманск на самолете, встретилась с Сережей, забрала велосипед и отдала ему рюкзак с цивильными вещами и ноутбуком, который нужно было завезти к моей подруге Тане в Полярных Зорях. К ней я собиралась поехать после финиша: из Кандалакши до Полярных Зорь всего 37 км.

В первом часу дня мы в составе человек 12 на двух машинах стартовали от станции Кола до перевала Муста-Тунтури. Спасибо Павлу Карпову за организацию трансфера. Свернув с шоссе около Титовки, мы вскоре проехали стартовый городок МТБ-марафона «Муста-Тунтури», и всю дорогу встречали участников, ехавших на финиш.

С перевала мы выехали порознь, я одна из первых - в половину седьмого вечера. На полуострове Средний я столкнулась с Антоном Князевым, который прямо сегодня финишировал свои шесть сегментов ТЮ и ехал с финиша домой. Я с интересом следила за этим путешествием в интернете - многое импонировало в его подходе, например, то, что он попутно занимался благотворительностью - за каждый проеханный день переводил деньги в фонд «Ночлежка». Я сама волонтерила в Ночлежке несколько недель назад, так что мне это близко. Расспросила Антона о сегменте и его препятствиях, он тоже выделил брод через Западную Лицу - второй раз уже о нем услышала.


//c Антоном Князевым, проехавшим 6 сегментов подряд

Лагерь, который находился в 5 км от старта, было видно издалека - разноцветные палатки стояли в голой тундре. Я добралась туда в первом часу ночи. Некоторые участники еще не спали и даже что-то готовили. Я поела холодной еды из контейнера и легла спать. До сих пор мне жалко, что не было полноценного вечера знакомств и некоторых легендарных тур-юнайтовцев я так и не увидела.

Километраж в этот день - 64 км.

День 1, 24 июля

Собиралась спать до девяти, но уже с семи в лагере начался галдеж, так что дальше я валялась почти без сна.

В 10 часов утра на старт Кольского сегмента вышло 35 человек, из них 4 девушки. Примерно половина из них выдвигались сразу на два сегмента - до Сортавалы.
Я приехала на старт в числе последних, и когда дали отмашку, еще включала навигатор и раздевалась - в термике было слишком жарко. А вообще было промозгло и шел небольшой дождь. Примерно такая погода и сохранилась на всю неделю, только иногда дождь усиливался, а иногда ненадолго заканчивался и даже выходило солнце.

В какой-то момент со мной поравнялись Степан и Сергей из Нижнего Новгорода, они ехали парой. Обсудили с Сергеем общих знакомых рандоннеров - он тоже бреветы ездит. Уже несколько раз, когда у меня что-то случалось - например, стропы от рюкзака наматывались на звездочки или терло седло и нужно было изменить его угол, Степан по совпадению оказывался рядом и помогал. Я подумала: «какие хорошие ребята, вот с такими бы объединиться», но вскоре уехала вперед и потеряла их из виду. Через несколько дней оказалось, что Маша Сорокина в прошлом году влилась именно в нижегородскую команду - только напарник у Степана был другой. Видимо, у него такой располагающий вид, что всем хочется с ним объединяться.





По дороге было много больших луж. Мало какие из них были проезжаемы в седле, нужно было спешиваться - и хождение по лужам доставляло мне наибольшее удовольствие: очень люблю воду. Обычно в середине лужи идет небольшой хребтик, там мельче всего, но в этой глине иногда можно завязнуть.

Потом я догнала Льва Гордиленкова и Дмитрия Долгинцева, и мы поехали питерской группой. Оказалось, что Лев меня помнит еще с какого-то Bike Adventure десятилетней давности (это типа велорогейна в Ленинградской области). А о Диме я давно слышала - он и бреветы с нашим клубом ездил, и Тур Юнайты, - но раньше не виделись. С ними мы проехали весь участок по берегу океана - прямо по песку. Песок был коварен - ближе к воде он был рыхлым, один участник при нас там упал.

Как-то незаметно я и от Льва с Димой уехала и осталась одна. В конце Рыбачьего меня догнал Андрей Пшеничников (Алонсо) - один из самых активных участников чата и вообще открытый и общительный человек. Он ехал быстрее меня, но часто останавливался.

На Среднем полуострове вдруг выглянуло солнце, а там как раз были известные скалы Два Брата и другие открыточные виды. Но все мои фотки этих дней погибли через два дня вместе с телефоном - не успели с гуглом синхронизироваться. UPD: телефон ожил 7.08.22, а фотки нашлись еще раньше).





Где-то на Среднем или раньше меня догнал молодой парень - Артем Бунякин из Саратова. Оказалось, ему всего 18 лет, и он уже поступил в МГУ на геофак по олимпиаде. Его родители - не туристы и не спортсмены, так что он сам увлекся велотуризмом. Я невольно сравнивала его в плане зрелости и самостоятельности с моим старшим сыном почти такого же возраста - не в пользу последнего. Артем - самый младший участник Кольского сегмента (и, наверно, Тур Юнайта за все годы). Сейчас он едет уже второй сегмент - в Сортавалу.

Андрей, Артем и еще один парень - Станислав Калабин - собирались проехать в этот день километров 130-140, чтобы встать поближе к броду через Каккурийоки. Этот брод проходим только в отлив: по данным Андрея, с 10 до 14 и с 20 до 3 часов, но Антон Князев говорил, что пик отлива раньше - в 8 часов утра. Мне тоже очень не хотелось ждать вечернего отлива, но я уже почти смирилась с тем, что не успею на утренний, учитывая свою скорость в этот день - километров 10 в час. Однако после слов Андрея я задумалась.

Здесь, на Среднем, был первый крутой подъем, в который я не смогла затащить груженый велосипед - пришлось снимать рюкзак и идти в две ходки. Наверху оказалась какая-то закрытая зона, из которой трек вел по кустам и болотам - видимо, чтобы избежать встречи с охраной. На этом участке я тоже изрядно намучилась.





Около полуночи незадолго до конца полуострова Средний я поставила палатку, поела супа и легла спать, заведя будильник на 3.45. На ТЮ я вовсе не собиралась, как на бреветах 1000-1200 км, спать по 2-3 часа и вгонять себя в коматоз - такое у меня работает только дня три, да и вообще, хотелось быть в ясном сознании и наслаждаться окрестностями. Но уж очень манил утренний переход брода, до которого оставалось около 60 км.

В этот день проехала 119 км + 5 км до старта. Страва

День 2, 25 июля

Выехала в 4.20. Сначала - опять по той же дороге на перевал Муста-Тунтури, а потом - поворот на швабскую дорогу. 8 лет назад в велопоходе с Петей я устроила по этой дороге пробежку и была очарована. Меньше полугода назад мы ходили по ней в лыжном походе, но зимой она совсем другая. Сейчас же я смогла наслаждаться ею в летнем варианте несколько часов - и считаю ее одной из жемчужин маршрута. Ехать по ней тоже было приятно - в отличие от вчерашних дорог, ей можно было доверять: камни в ней лежали ровно, а ямки были аккуратными и можно было не опасаться влететь во что-нибудь на спуске. Правда, скорость у меня была смешной и не поднималась выше 9 км/ч - видимо, из-за рельефа и из-за вынужденных остановок. Там у меня спустило колесо, но я его подкачала и оно продержалось до вечера. А еще там у меня намотался на колесо и порвался один эспандер из двух - пришлось долго вытаскивать. И начал разваливаться правый контактный сандаль.
Подъехав к броду часам к 11, я увидела на берегу Пашу Карпова, который спокойно ел и никуда не спешил. Я перешла реку по колено и решила приготовить обед, но горелка не работала - при накручивании баллона на шланг горелки он сильно травил, а газ потом не шел. Паша, перейдя, помог мне ее починить - приклеил одно колечко суперклеем. Он рассказал, что ехал всю ночь до 4 часов утра и застал в реке глубину метра два, так что решил заночевать.






Рядом с бродом было место, где мы начинали весной наш лыжный поход. Я решила заехать за изолентой для починки сандалей в магазин в поселке Спутник - он располагался на территории воинской части, но туда пускали по паспорту. Предстоял перегон 30 км по асфальту. Я была уверена, что Спутник соответствует следующей точке на треке в навигаторе, и в телефон не заглядывала (там был более подробный трек, с магазинами и кафе, от Андрея Алонсо). В результате опомнилась только при повороте на грунт и поняла, что осталась без магазина. Жаль - кроме изоленты я еще о квасе мечтала.

На грунте опять встретила Пашу: он заехал в Спутник, в отличие от меня. Вскоре был первый сложный брод на сегменте - через Титовку - с сильным течением, и Паша помог мне его перейти, за что я безмерно ему благодарна. Сам он был уже какой-то грустный и жаловался на то, что тяжело проходить каменистые спуски с жесткой вилкой. Началась сильно пересеченная местность с подъемами, ну и огромные лужи присутствовали, как и вчера. Почти везде приходилось идти пешком, а мне с моим груженым велосипедом это тяжело давалось, так что я еле ползла, но Паша все равно отстал. Местность вокруг изменилась: появилось много берез и еще больше грибов под ними - хоть косой коси, я столько никогда не видела. Хотела взять парочку для вечернего супа, но мысль о том, чтобы добавить хотя бы несколько граммов к моему тяжеленному велорюкзаку, была невыносима.





А подошва моего сандаля тем временем отвалилась уже до середины и идти в нем было невозможно. Пришлось надеть на правую ногу кроссовок. Появились планы купить в Мурманске педали-топталки и дальше ехать в кроссовках. Но сначала надо как-то туда добраться, а это оказалось сложно. Я довольно часто езжу с непристегнутой левой ногой - например, через лужи, на опасных спусках и везде, где боюсь не успеть выстегнуться. Казалось бы - теперь надо просто левую ногу встегивать вместо правой, но выяснилось, что это чрезвычайно трудно - изменился весь паттерн езды, никак не могла приспособиться. Кроме того, у кроссовка довольно мягкая подошва, пятка стала провисать назад и заболел ахилл. Ахилл - это очень серьезно, из-за него и сойти можно. А тут еще и переднее колесо опять спустило.

В таком невеселом состоянии застали меня появившиеся сзади Иван Петрухин и Саша Петренко. С Сашей я ехала почти полпути на стартовую поляну, но сейчас его еле узнала: он как-то очень повзрослел за эти два дня. Они предложили поменять мне камеру, и я не стала отказываться. Потом поехали дальше, а я через несколько километров выполнила свою дневную норму - 120 км - и встала на ночлег на боковой дорожке. Когда поужинала, приехал Артем. Мы попили вместе чаю, и он между делом починил мне сандаль: просто сделал шилом дырки и продел туда две стяжки. Эта конструкция продержалась до последнего дня. Артем собирался доехать до следующего сложного брода - через Западную Лицу - и встать там на ночлег, чтобы утром перейти с кем-нибудь вместе. До брода оставалось километров 20.




В этот день получился 121 км. Страва

День 3, 26 июля

Я проспала часов 8, стартовала в 6.10. Хотела вскипятить воды, но зажигалка не работала - ограничилась сыром с хлебцами.

Когда приехала к Западной Лице, увидела на той стороне в деревьях чей-то тент - видимо, Артема. Значит, уже перешел. Хотела спросить, где он переходил, но постеснялась будить. Да и ширина там приличная, а вода шумит - трудно было бы докричаться. Вроде Антон Князев об этом броде говорил, что нужно переходить правее основной дороги (ему было левее, соответственно). Сунулась туда - глубоко, сразу по грудь провалилась. По основной дороге - страшно, сильное течение и большие камни, и сразу сброс тоже с камнями, а где-то ниже - вообще водопад. Решила плыть. Никогда раньше с велосипедом не плавала, стоило это в городе сначала испытать.

У меня в каждой велоштанине было по гермомешку, оба новые - один потоньше, другой толстый. Я их привязала к велосипеду с двух концов, и он стал вполне плавучим. Телефон положила в специальный гермоксивник, который засунула в рулевую сумку - она тоже герметичной считалась. К себе вел привязывать не стала на всякий случай, просто за раму его держала. Отошла повыше по течению, насколько смогла, и поплыла. Не успела опомниться, как меня отнесло течением на те самые камни, которых я так боялась, и стало сносить дальше. Тут мне уже стало не до стеснения и я заорала: «Артем!»

Судорожно хватаюсь за камни на дне, а они скользкие. Сама бы еще как-то удержалась, но велик с гермомешками страшно тянет дальше, к водопаду. И жить хочется, и велик с Тур Юнайтом жалко. Отпущу - останусь без всего, в одном купальнике. Замечаю, что на берег вышел Артем и смотрит, как я барахтаюсь. С помощью нечеловеческих усилий как-то отползаю обратно к своему берегу, еле затаскиваю велосипед с вещами обратно на высокие камни. Все вместе заняло минут 15. Артем кричит, чтобы я была осторожней, и советует кого-нибудь дождаться. Я на адреналине хочу повторить попытку переплывания еще выше по течению, но ощущаю, что меня уже трясет от холода - не доплыву в таком состоянии. Одеваюсь, и тут приезжают Иван с Сашей. Иван перешел со своим велосипедом, потом вернулся и очень четко организовал наш переход. Саша тащил мой рюкзак и свой велосипед, а мы с Иваном переходили с моим велосипедом, держа его передним колесом в сторону течения. Было трудно, но гораздо менее страшно, чем одной. Огромное спасибо ребятам.

На том берегу я обнаружила, что в том мешке, который потолще, зияет дырка и все вещи в нем мокрые. Откуда дырка - непонятно. И даже ксивник, лежавший в нарульной сумке, наполовину заполнен водой. При этом телефон работает. Несколько раз пыталась его выключить, но он опять включался. За него я не сильно беспокоилась - такое уже бывало несколько раз, к тому же это специальная водонепроницаемая и ударопрочная модель.


//Иван с Сашей переносят Сашин велосипед и мой рюкзак. Последнее фото моего телефона перед отключением

Я почти сразу поехала дальше, чтобы не мерзнуть. Вскоре меня обогнали Иван с Сашей, а минут через 20 - и Артем, который извинился за то, что не пошел меня спасать. Рассказал, что вчера сам с трудом перешел эту реку с помощью Паши Карпова, и было страшно лезть в нее еще раз. Но я была не в обиде, конечно.

После брода у меня происходит какое-то переосмысление: я так рада своему спасению, что уже никуда не спешу. Долго сижу на просторном бескомарном месте и с наслаждением ем паштет с хлебцами. Пытаюсь сушить паспорт в недолгие просветы между залпами дождя. Потом еду по прекрасной широкой грунтовке без луж и надеюсь проехать благодаря этому больше, чем вчера. И тут у меня опять спускает переднее колесо, и накачивание не помогает. Пытаюсь его снять - не хватает сил. Оно не на эксцентрике - надо шестигранником ось откручивать. Прохожу пару километров пешком, еще раз пытаюсь. Колесо откручивается, но невозможно отодрать покрышку от обода. Я всякие обода видывала - на моем старом байке как-то стояли Ritchey, с которых покрышки снимались с огромными мучениями. Но это была ерунда по сравнению с нынешними ободами - сейчас не было вообще никаких шансов снять.

Неизвестно, сколько мне еще ждать следующих участников, которые могли бы мне помочь, да и под дождем стоять не хочется. До Колы километров 60. Пошла пешком. Периодически останавливалась, ела морошку. С каждым километром на юг она была все спелее. На Рыбачьем - совсем зеленая, а здесь уже красненькая и начинающая раскрываться, даже желтые ягодки попадались. Красная мне даже больше желтой понравилась. Когда не было дождя, пыталась сушить паспорт, держа его в руках на ветру. Пела песни. По дороге была станция Нял и деревенька при ней, набрала там воды из колодца. Людей не встречала. Потом начался пеший участок по железной дороге - судя по ее ухоженности, поезда там иногда ходили, так что шла, все время оглядываясь. (Станислав Калабин позже встретил там поезд и только благодаря зеркалу заднего вида успел среагировать). Несколько раз пришлось залезать на насыпь с велосипедом, это далось мне с огромным трудом - мокрый рюкзак с мокрыми же вещами был совершенно неподъемным. На пеших участках я испытывала противоречивые чувства - с одной стороны, там я не проигрываю остальным по скорости, с другой - это отсрочивает мою встречу с людьми.

Пройдя так 17 км, я решила остановиться на берегу какой-то речки - если никого не дождусь, то там и заночую. Сняла колесо и еще раз попыталась снять покрышку. В это время приехал Андрей Алонсо - не передать, как я ему обрадовалась: была уверена, что он впереди. Ему тоже не удалось снять мою покрышку монтажками, но он исхитрился вывернуть ее наизнанку через обод и нащупал в ней кусок проволоки. Посоветовал мне поставить в Мурманске покрышки бескамерно - оказалось, все у меня для этого подходило. Большинство участников так и делают, и я об этом читала, конечно, но в этом году пробовать не стала. А еще рассказал, что собирается поменять себе там тормозные колодки, и что мне тоже пора.

Пока Андрей возился с моей покрышкой, приехали Анатолий и Станислав - они тоже давно не виделись и обрадовались друг другу. Потом все трое уехали, и я наконец выехала. Дальше был грейдер и асфальтовый кусок. Наступали сумерки, шел дождь, и в двенадцатом часу я поставила палатку километрах в десяти от Колы недалеко от шоссе. Ни одного магазина или заправки с зажигалками в тот день я не встретила, так что просто погрызла колбасы и легла спать.

Проехала почти 100 км. Страва

2-я часть отчета

велотуризм, велосипед

Previous post Next post
Up