По аналогии с "Вахтерам" Бумбокса, только в моем случае объяснения того и о том, что у него в кармашшшке у меня в чехле адресованы в большинстве своем водителям такси.
Давали мы с Диной-Дроу мастер-класс по арфе на КаминКоне, и как-то логично мне повторить здесь лекционную часть обучалова, добавив своего. Вся информация, приведенная ниже, является общедоступной и ходящей по арфосообществу репостами и рассказами, я всего лишь обобщаю. Из основных информаторов хочется сослаться на
a_tre_ordini и
sj_hayworth.
Итак, что за штука-то такая - рычажная арфа, чем она отличается от "обычной" арфы и какое отношение имеет (и имеет ли?) к кельтам?
Классическая, она же оркестровая, она же педальная (!) арфа - то, что мы привыкли видеть в оркестровых ямах и что подает голос хорошо если пару раз за сорокаминутное произведение. Обычно голос этот переливчатый и весь из себя соответствующий изогнутому вербелю, он же колковая рама (верхняя часть инструмента), и сидящей за арфой даме в платье в пол. Колонна (передняя часть) у таких арф прямая, через нее проходят тяговые механизмы педалей, о которых совсем чуть-чуть позднее. Весят классики 25-65 кг, ростом достигают 160-190 см и имеют 40-47 струн.
На колковой раме располагаются два ряда вилок, поворачиваемых нажатием педалей. Педалей семь, на каждую ноту по педали, на каждую педаль три положения - нижнее диезное (полтона вверх от чистой ноты), среднее бекарное (чистая нота), верхнее бемольное (полтона вниз). Повторюсь, одна педаль отвечает, например, за все до, другая - за все ре, и так далее.
Рычажная, леверсная или грррр кельтская арфа - то, о чем и идет речь в этой саге. У неё нет педалей, соответственно, она не обязана быть большой, тяжелой и с прямой колонной. Бывают от 22 до 38 (стандартно, есть исключения) струн, маленькие коленные ставятся на ваш же стул между коленей или на них, средние и полноразмерные (важно - полноразмерная нео-кельтская не равно классическая оркестровая) обитают на полу.
Вместо педалей на струны ставят небольшие рычажки (леверсы, вилки), для каждой струны отдельный. Ставя вилку в верхнее положение мы поднимаем струну на полтона. Отсюда выходит, что при стандартной настройке классических арф, в до-мажор, по белым клавишам фортепиано, мы со своими рычажками оказываемся весьма ужаты в количестве доступных тональностей, посему леверсники чаще всего строятся в до-минор (с тремя бемолями). То бишь чтобы нам на рычажной арфе получить до-мажор, на каждую октаву нужно поднять три вилки.
Красным цветом выделяются струны-до, синим - фа.
Арфа на фото заканчивается внизу струной-ля. Поскольку
строимся в трех бемолях, на ля, си и ми рычажки подняты,
и был бы нам до-мажор/ля-минор/белые клавиши ф-но,
но на синей фа вилка тоже в поднятом положении,
то есть в итоге имеем фа-диезы/соль-мажор/ми-минор.
Факультативное отличие от предыдущей - толщина и натяжение струн и расстояние между ними. У леверсных арф эти параметры обычно ниже.
С техническими аспектами вроде как разобрались. Теперь коротенько об истории инструмента.
Откуда пошла нео-кельтуха, и с чего вдруг она вообще кельтуха?
Если начинать сначала, то мы так или иначе придем к кларшаху - арфе с сильно изогнутой колонной и металлическими струнами, которая изображена на ирландских тугриках и пиве Guinness, и вроде как первые экземпляры которой лежат в ирландском и шотландском музеях как арфы Бриана Бору и королевы Мэри соответственно.
Однако есть еще версия, и тут отправлю я вас к Катерине Кинг:Первые документированные рисованные изображения треугольной арфы относятся к VIII-IX векам, в частности иллюстрация в знаменитом Утрехтском Псалтире. Есть барельефы в Ирандии и Шотландии, которые исследователи относят к тем же 8-9 векам <...> Арфы на тех камнях представляют сбой довольно резкие треугольники с равным толщинами обрамника, что, с известной долей спекуляции, наталкивает на мысль об их скандинавском происхождении. Датировка тоже подходит - 8-9 век, викинги куролесят в Ирландии.
Арфа в Скандинавии была своя, отдельная, с металлическими струнами. Она там до сих пор есть. Вот только резонаторов у неё не один, а минимум два, а то и три: колонна делалась полой, некоторые энтузиасты делали полой и колковую раму. Конструкционно в этом есть смысл: все части можно сделать одинаковой толщины, инструмент в толщину будет компактным и всё ещё очень звучным. Куски одной такой арфы найдены в могильнике в Трондхейме и датированы примерно веком XI-м. Ошмётки струн - олово с примесью серебра. В принципе, арфы с металлическими струнами исторически встречаются то там, то там на пути следования викингов, но не отходят от него.
(с) В общем, как вариант, кларшах наш оказался ни разу не исконно кельтским инструментом. Что, впрочем, не помешало кельтам, как народу музыкальному (кстати, "ceoltóir" с ирландского - музыкант), приспособить его под свои нужды и сделать национальным символом.
Превратил кларшах в почти современную нам нео-кельтскую арфу Джон Иган, о чем уже написала
здесь Ася Сергеева.