Интересную статью написал
thomas-cranmer:
Церковная "вертикаль страха" и её преодоление "В самом конце прошлого года на епархиальном собрании города Москвы патриарх Кирилл ответил на записки присланные духовенством из зала. В одной такой записке было написано, что в Русской Церкви создана "вертикаль страха", когда епископы боятся патриарха, настоятели - епископов, духовенство - настоятелей, тех - прихожане, а прихожан - внешние , неверующие. Патриарх с такой оценкой не согласился.
Я прочёл об этом в жж-сообществе
Сhrist Civilization. Сама
запись содержит опрос относительно того, существует ли такая вертикаль страха в сегодняшней Русской Православной Церкви. Около 67% ответивших считают что да, существует. Можно долго разбираться в причинах такой ситуации, и причины эти, в общем, ясны и понятны большинству тех, кого вообще волнует сия тема, но я сейчас не об этом. Я попробовал подумать, что же должно измениться, чтобы эта вертикаль, наконец, обратилась в ничто. Речь даже не о том, какие именно шаги надо предпринять, а о том, какова цель. Какие условия сделают существование церковной вертикали страха невозможной.
На мой взгляд, основных сил, поддерживающих сегодня вертикаль, три: (1) специфическое представление большинства духовенства о церковной дисциплине, (2) представление духовенства и мирян о том, что такое священник и в чём его обязанности, и (3) освященный веками принцип территориальной церковной юрисдикции. Итак, по порядку. Только хочу предупредить: под катом - текста на три страницы А4.
1. Русское духовенство, в большинстве своём, готово покорно принимать любую волю высшей церковной власти. Недавно о.
Филипп Парфенов перепечатал у себя в блоге интервью, данное читинской газете "Вечёрка" о. Сергием Таратухиным. Напомню, что о. Сергий стал известен, когда епископ Читинский Евстафий запретил его в служении за то, что священник выразил своё несогласие с условиями содержания Ходорковского в местной колонии. Так вот, меня поразила
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ**
Там далее в статье далее предлагаются некоторые рецепты - как сделать церковную жизнь более здоровой. Если бы могло осуществляться то, что предлагает автор, церковь постепенно становилась бы именно церковью как таковой, а не, как сейчас, неким тяни-толкаем, который выполняет сразу две функции:
и церковь (т.е. Община учеников Христа)
и комбинат ритуально-бытовых услуг для (нецерковного) населения (т.е. бизнес).
Понятно, что если нет монополии, то злоупотреблениям сложнее существовать и расцветать.
Но то, что предлагает уважаемый френд - утопия.
Мы находимся не в диаспоре (как Англия, США и т.д.), а в митрополии (т.е. на традиционно православной территории), и поэтому другие канонические юрисдикции сюда никто не допустит (да они и сами не пойдут). А всё иное - это раскол, т.е. нецерковь.
(Есть ещё правда, Римская церковь. Но это вариант для интеллигентной публики, я думаю. Не для широких масс, по кр. мере в обозримом будущем. Да они и не ведут сейчас миссии, опасаясь обвинений в "прозелитизме").
Я думаю, реальный вариант построения Церкви в этих условиях другой. Строить в в рамках этой системы, существующей.
Что строить?
Общины. Если Вы священник - катехизировать и строить Евхаристическую общину.
Если мирянин - опять же катехизировать и строить Евангельские группы.
А вообще, считаю, при всех этих разговорах, необходимо разграничить 2 понятия -
церковь
и
система.
Причём, речь не идёт о том, что первое - это добро, а второе - зло. Нет. Это две реальности частично пересекающиеся (часть церкви является и системой, часть системы яваляется и церковью) Но существуют эти 2 явления по разным законам, и это нормально.
Повторяю: система - не есть зло. Более того, любое дело требует порядка, дисциплины и управления.
Поэтому я не разделяю опасений перед "вертикалью страха". Если в любом сообществе перестают подчиняться руководителям, сообщество рискует развалиться (все участники расходятся в разные стороны, и сообщество разрушается. Это реальность. Руководитель должен руководить, подчинённый подчиняться.
А вот куда ведут руководители - это уже другой вопрос.И в данном случае это вопрос всё большего прорастания церкви в систему. Оцерковления её. Делать это надо, как я сегодня считаю, изнутри, а не путём создания "конкурирующих фирм", что (повторяю) утопия, если мы стоим на почве канонического права (такого, какое оно есть на сегодняшний день) и отвергаем путь расколов.
it
Продолжение темы:
http://tapirr.livejournal.com/3534801.html