ГЁ ХАНАИРЭ
Полуформальными считаются керамические изделия с глазурью, нанесённой гончаром, а не образовавшейся в результате действия эффектов печи.
Большая часть таких изделий в период МОМОЯМА и позже создавались на о. Кюсю и в СЭТО-МИНО, а начиная с периода ЭДО по всей Японии. Данное определение помещает в полуформальную категорию практически всю неяпонскую керамику.
Ханаирэ «ОНДЗЁДЗИ» работы Сэн-но Рикю. Национальный музей в Токио
СО ХАНАИРЭ. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ.
Керамика может приобрести естественную «глазурь» благодаря высокотемпературным реакциям веществ, содержащихся в глине и пепле. Самые известные примеры - керамика СИГАРАКИ и БИДЗЭН.
Такие изделия предварительно замачиваются и используются мокрые. Если ваза стоит на доске из «простого дерева», КИДЗИ, доска тоже мокрая. Другие виды неформальной керамики включают:
- НАМБАН, СИМАМОНО
- Американские индейцы, Африка и т.д.
СО ХАНАИРЭ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ. БАМБУК
Согласно рекомендациям Сэн-но Рикю из «НАМПОРОКУ», в маленькой комнате лучшим выбором для цветов будет сосуд из бамбука, корзинка или тыква.
Чайные практики и раньше ставили цветы в китайские корзины, но применение бамбуковых сосудов началось при Рикю.
Считается, что Рикю сделал несколько бамбуковых сосудов для цветов во время битв у ОДОВАРА (1590), где он пребывал вместе со своим повелителем Хидэёси. Можно предположить, что длительная осада крепости ХОДЗЁ заставила Хидэёси желать чайных встреч с Рикю, а у чайного мастера была возможность найти подходящий для ХАНАИРЭ бамбук в окрестностях КУБОЯМА. Рикю изготовил три предмета в то время, и все они стали классикой.
Бамбук в этой местности часто ломается под весом снега и воздействием холода. На стебле остаются трещины, но растение залечивает их и выживает. По-японски это называется ЮКИВАРЭ и ЯМАВАРЭ. Из такого бамбука сделан предмет, который, по мнению многих людей, воплощает идеалы Рикю.
«ОНДЗЁДЗИ» - это отрезок ствола бамбука с двумя сегментами, парой трещин-ЮКИВАРИ и окошком для цветов (ИТИДЗЮ-ГИРИ) в верхней части. Он имеет 33.4 см в высоту, 10.5 см в диаметре, и в задней части проделано отверстие, которое показывает намерение Рикю повесить это на стену. Название «ОНДЗЁДЗИ» - это правильное название храма на трех источниках МИИДЭРА, из которого украл колокол легендарный силач МУСАСИБО БЭНКЭЙ. Трещины на бамбуке - отсылка к тому треснувшему колоколу. Название придумал Сёан, приемный сын Рикю и его наследник в КИОТО, которому Рикю подарил этот предмет, когда вернулся. ОНДЗЁДЗИ служил многим энтузиастам ВАБИ и чая, среди которых был ДАЙМЁ Мацудайра Фумаи, и ныне пребывает на заслуженном отдыхе в Национальном музее в Токио.
Ханаирэ формы «ОНДЗЁДЗИ»
Вторая классическая форма от Рикю - довольно неожиданная, с двумя окошками («НИДЗЮ-ГИРИ») для цветов сверху и снизу. Известно, что использовались оба окошка, и Хидэёси по приглашению Рикю собственноручно вставлял цветы (в верхнее окно, разумеется), но в современной практике в Урасэнкэ используется только нижнее окно. В верхнее отделение также наливают воду, на всякий случай. Эта форма, разумеется, крупнее первой, 45.4 см в высоту, диаметром 10.3 см, сделана из твердого, прямого отрезка бамбука. Она называется «ЁНАГА», и в записи слогами каны это может означать «длинное сочленение» (бамбука), «длинная ночь» (подобный отрезок бамбука солдаты на войне клали под голову вместо подушки), и другие образы. Предмет находится в музее ФУДЗИТА в Осаке.
Ханаирэ формы «Ёнага»
Третий классический бамбуковый контейнер для ХАНАИРЭ называется «СЯКУХАТИ». Это перевернутая трубка из одного сегмента с небольшим искривлением с эффектом «кунжутного зернышка» на поверхности. Очевидно, Рикю взял уже старый и побитый стихией материал. Название взято из стихотворения дзенского мастера Иккю Содзюна о его флейте, послушать которую собиралось много народа. Рикю подарил вазу Хидэёси, но тот швырнул её в дверь и разбил после самоубийства мастера. Осколки были собраны Ямаокой Сому и после длительных скитаний вернулись в семью Урасэнкэ.
Ханаирэ формы «СЯКУХАТИ»
Еще одна архетипичная форма контейнера для цветов - ЦУРИБУНЭ или висящая лодка из бамбука с естественными пятнами - была создана Сотаном, внуком Рикю. Другие формы - это в основном вариации на тему вышеописанных четырёх, более длинные или короткие, с окошками разной формы и бамбуком другой фактуры. Некоторые современные экземпляры сделаны с лакированным и декорированными золотым МАКИ-Э внутренним пространством.
Ханаирэ формы ЦУРИБУНЭ
...Продолжение следует
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая частьПодготовлено Домом Живого Чая (
https://vk.com/teahouse_nsk)
Вазы для тябана коллекции Дома