Токсичное мышление.

Sep 15, 2012 12:46

В профильных словарях нет такого термина. Однако он широко используется специалистами и понятен как в профессиональных кругах, так и среди людей заинтересованных психологией. Раз в словарях термина нет, то мы можем дать своё определение. Например такое:( Read more... )

Человек, Психология

Leave a comment

Comments 67

janebr September 15 2012, 12:24:19 UTC
неожиданно актуально. спасибо!

Reply


arky_titan September 15 2012, 13:06:05 UTC
Ну это очень локальный подход. Он эффективен, когда дело касается какого-то конкретного мыслительного цикла, который уже захватил настолько, что инициировал ощутимый разрушительный процесс. Ну или, по-крайней мере, провоцирует к убыточному поведению. ТО есть можно избавиться от той или иной навязчивой идеи, но глобально значительно важнее в целом изменить образ мышления, при котором оно не будет иметь тенденцию попадать в подобные мыслительно-гормональные ловушки. Это тоже возможно, но уже значительно сложнее, т.к., зачастую, требует существенного пересмотра мировозрения в принципе. Я не просто так говорю, мне это самому в значительной мере удалось и жить стало настолько спокойнее и счастливее и проявляется это вполне спонтанно, что раньше мне такое состояние сложно было даже представить. Хотя я и возвращаюсь периодически к критическому пересмотру своих поступков и поведения в целом :) На всякий случай.

Reply

tehhi_karamir September 15 2012, 13:41:55 UTC
Разумеется это очень локальный подход и касается конкретного процесса, а не причин его вызывающих. Небольшой практический приём. Вроде бы он на большее и не претендовал, будучи обозначен как психогигиеническая процедура =)
Конечно значительно важнее изменить образ мышления, хотя зачастую дело даже не в нём, а в вещах ещё более серьёзных - в базовых установках отношения к себе, тригерах суперэго и проч. Крайне редко люди с адекватным отношением к себе и окружающим действительно имеют проблемы с такими вещами как токсичные мысли.

Reply

arky_titan September 15 2012, 14:02:28 UTC
Я только в том смысле, что после того, как с помощью такой процедуры обострение пройдено, надо продолжать, потому что такие вредоносные мыслы будут неизбежно возвращаться.

Насколько далеко могут зайти вредоносные мысли не хочется даже вспоминать. Хочется только пожелать, чтобы ни у кого такого не было :)

Reply


sananahead September 15 2012, 13:21:36 UTC
Замещение придуманной ссоры придуманным же согласием кажется мне небезопасным. А если объект в самом деле не согласен? Так и до выдуманной навязчивой любви недалеко.
Наверное, ситуации с навязчивым негативным общением с реальным лицом из окружения лучше замещать мыслями не об этом человеке.
У меня все токсичные мысли из сферы общения, есличо. :) Большой опыт.

Reply

tehhi_karamir September 15 2012, 13:35:32 UTC
Замещение выдуманной ссоры выдуманным согласием действительно было бы не безопасно. Потому что реальный объект и правда может быть ни разу не согласен, а мы уже так чудесно всё нафантазировали. По этому я пишу: "Пусть этот диалог будет абстрактным, без привязки к конкретным вопросам, некое воспоминание о моментах взаимопонимания с близким человеком, синтез положительных эмоций из реального прошлого." Т.е. вместо выдуманной ссоры я не предлагаю так же детально расписать как, какими словами и действиями наш бывший оппонент нас теперь одобрит и поддержит. Я предлагаю заменить детальную ссору по конкретному поводу и негативные эмоции которые она в нас вызывает на формирование у себя абстрактного образа доброжелательного и мирного общения с этим человеком, опираясь на подобный опыт из прошлого (не фантазируя об успешном будущем, а вспоминая факты, то что реально происходило с реальным человеком в реальных отношениях).

Reply


2vetka September 15 2012, 13:44:17 UTC
у религиозных людей это вопрос решается просто. когда человек понимает, что думает о ком-то плохо, то просто начинает молиться за обидчика. тут и мотивация, и запрет, и замещение есть.

Reply

tehhi_karamir September 15 2012, 13:49:12 UTC
Значит у религиозных людей этот вопрос решается точно так же как и у не религиозных =)

Reply

murrmarrik September 15 2012, 14:55:11 UTC
Угу, только очень часто рассуждения верующего примерное такие: ты, конечно, плохой человек, редиска, ты меня обидел, но я тебя все равно люблю и буду продолжать по-прежнему к тебе хорошо относиться...
А "редиска" тем временем бьется головой об стену с токсичным мышлением о совершенной непробиваемости хорошего верующего, "хорошее" отношение которого редиске совершенно не нравится..
Простите, это лично Вас не касается, конечно, просто наболело..

Reply

tehhi_karamir September 15 2012, 15:36:37 UTC
"Простота хуже воровства" и от религиозных убеждений или их отсутствия это ну никак не зависит =)

И к токсичному мышлению это досадное явление тоже отношения не имеет, потому что редиске плохо не от того что кто-то его внутри своей головы как-то думает или не думает, ему плохо от того что ему в объективной реальности пытаются причинить добро.

Reply


angela_borgia September 15 2012, 14:47:59 UTC
Слушай, а при формулировке именно "запрет" оно не будет подавляться и вызывать лишнее напряжение?
Мне просто помогало наблюдать за реакцией, позволять ей быть - при проработке навыка и если это уже не вопрос клиники, когда просто биохимических ресурсов нема, имеет тенденцию отмирать само ведь?

Reply

tehhi_karamir September 15 2012, 15:19:01 UTC
Мы с тобой видимо говорим о разных вещах, если ты говоришь "наблюдать за реакцией, позволять ей быть". Токсичное мышление это не реакция на какой-то внешний стимул или ситуацию, это деятельность сама по себе. И она не отмирает из-за не достатска ресурсов, т.е. стимулирует выработку адреналина и дофомина и ими питается, причем с тенденцией к эскалации.

Reply

angela_borgia September 15 2012, 15:58:00 UTC
Запросто о разных.
Про реакцию было для примера. То же для деятельности. В том плане, что можно:
- наблюдать за мышлением и пропускать мимо, прочее переводя в конструктивное русло
- запрещать, а запрет - довольно жесткая ведь штука и заместо освобождения от, если оно переходит не в мягкий формат отлавливания а в биение себя по рукам и дерганье, ведь, наверное, только хуже будет?

Но на самом деле, мне кажется, здесь только вопрос разницы формулировок, я не думаю, что в сути оно отличается от того, что ты написала.

Reply

tehhi_karamir September 15 2012, 16:08:33 UTC
Напоминаю, мы говорим о вредной привычке. Как грызть ногти, курить или бухать. Вредная привычка имеет несколько иные механизмы чем просто некое деструктивное, вредное, но не вошедшее в привычку спарадическое действие. Если ты можешь просто наблюдать за мыслью пропуская её мимо - это не токсичное мышление, т.к. последнее - это мысль навязчивая, в которую ты вовлечен когнитивно и эмоционально, и имеешь своего рода зависимость от ней.

Запрет не равно биение по рукам и дёргание.
В целом ничего ужасного в запрете нет.

Reply


Leave a comment

Up