СКВОЗЬ ВЕКА: Твой шанс стать творцом истории

Sep 05, 2019 11:03


Кто из нас не мечтал побывать в роли мудрого правителя? Станьте вождём, королём, президентом наконец! Проведите свой народ по пути прогресса - от бронзового века и эпохи открытий до полёта в космос и изобретения интернета. Исследуйте неизведанные земли, стройте чудеса света, но не забывайте - вы не одни с такими амбициями. Весь мир дышит вам в спину. Сможете ли вы победить в гонке сверхдержав?




"Сквозь века: Новая история цивилизации" (Through the Ages: A New Story of Civilization) - одна из самых сложных, комплексных и глубоких настольных стратегий. Эта игра прекрасно иллюстрирует, что настолки - это вовсе не детские забавы, как считают многие из тех, у кого настольные игры ассоциируются с "Монополией" или кинь-двинь из "Весёлых картинок". Перед вами настоящая хардкорная настолка для продвинутых игроков.



Будучи полноценной стратегией, здесь нет тайлов местности, жетонов ресурсов, фишек боевых соединений, монет и прочих привычных атрибутов стратегических игр. Оказывается, всё это совсем необязательно для игры, которая на протяжении вот уже нескольких лет входит в пятёрку лучших настолок мира и в тройку лучших настольных стратегий!



В рамках статьи правила не расскажешь даже вкратце, потому что в них невероятно много нюансов. По этой причине для ознакомления рекомендуется сыграть пробную партию - укороченную и упрощённую. Для лёгкости освоения автор игры в книге правил расписал первую партию шаг за шагом, что позволяет начинать играть даже без прочтения всех правил сразу, познавая игровые тонкости постепенно по мере их появления в процессе партии. Помимо книги правил, в коробке имеется так называемый свод правил, где тезисно и структурировано описаны все нюансы игры. Кроме того, у каждого игрока есть памятка, в которой кратко описан порядок хода и приведены все используемые в игре термины.



Побеждает тот, кто к концу партии наберёт больше всех очков культуры. Очки эти можно получать множеством способов, всячески сочетая и комбинируя их в процессе игры. Нередко бывает, что один источник победных очков может перестать работать, тогда стоит немного скорректировать свою стратегию развития и обзавестись новыми.



"Сквозь века", по сути, является карточной игрой. Треки для отслеживания уровня культуры, науки и военной мощи, горстка деревянных маркеров и разноцветные прозрачные кубики - это лишь вспомогательные элементы. Вся суть игры кроется в картах, коих в коробке аж 329 штук!



Карты бывают двух типов: гражданские (с жёлтой рубашкой) и военные (с серой рубашкой). Перед началом партии формируется по четыре колоды каждого типа, соответствующие четырём эпохам - A (античность), I (средневековье), II (эпоха открытий) и III (современность).



Гражданские карты делятся на карты лидеров (зелёные), карты чудес (фиолетовые), карты действий (жёлтые) и карты технологий (разных цветов). Эти карты берутся игроками из ряда, который обновляется и пополняется в начале хода каждого игрока. Цена карты зависит от её положения в ряду карт (со временем карты дешевеют, постепенно сдвигаясь к началу ряда и освобождая место для новых карт). На приобретение карты необходимо потратить столько гражданских действий (белых кубиков), сколько указано под картой в текущий момент.



Каждая цивилизация начинает с равными стартовыми возможностями (начальные карты уже нарисованы на планшетах игроков) и по мере развития сосредотачивается на каком-то определённом пути. Однако всегда нужно соблюдать некий баланс между производством еды и ресурсов, уровнем культуры и науки, показателями счастья и военной мощи.



Если чрезмерно удариться в производство, то можно столкнуться с явлением коррупции (в конце хода потерять часть произведённых ресурсов), а массово строя здания и не уделяя внимания уровню счастья населения, можно спровоцировать восстание (люди откажутся работать, и вы ничего не произведёте в текущем ходу).



Получить какое-то определённое преимущество перед другими цивилизациями можно уже в самом начале партии, приобретя на первом или втором ходу лидера (зелёная гражданская карта). Известные исторические личности обладают различными особыми способностями, благоприятно влияющими на свои цивилизации.



Ещё больше уйти от начальных условий можно, строя чудеса света (фиолетовые гражданские карты), но сделать это в самом начале партии весьма проблематично, так как чудеса строятся в несколько этапов, каждый из которых может требовать значительное количество ресурсов. Более того, на получение каждого последующего чуда требуется большее количество гражданских действий (белых кубиков).



Однако доступное количество гражданских действий (белых кубиков) можно увеличить при помощи лидеров, чудес, особых технологий или новой формы правления (оранжевые карты) - последняя может увеличить количество не только доступных гражданских, но и военных действий, а также расширить лимит на строительство городских зданий одного типа и дать различные бонусы, которые важны для любой цивилизации.



Карты действий (жёлтые гражданские карты) - это особые карты, которые игроки также берут из ряда карт, расходуя белые кубики. Карты действий отличаются тем, что при розыгрыше дают игроку мгновенную одноразовую выгоду и затем навсегда уходят из игры. Кстати, карту действий нельзя разыграть в тот же ход, в котором она была получена. А ещё в руке у игрока не может быть больше карт, чем суммарное число гражданских действий (белых кубиков) его цивилизации.



Карты технологий. Сельскохозяйственные и добывающие технологии (коричневые карты) позволяют строить более производительные фермы и шахты. Градостроительные технологии (серые карты) позволяют строить различные гражданские здания, увеличивающие прирост культуры, науки, счастья и силы. Военные технологии (красные карты) позволяют обучать более мощные отряды различных типов. Особые технологии (синие карты) дают цивилизации определённые бонусы. Формы правления (оранжевые карты) позволяют сменить политический строй, от которого зависит количество доступных гражданских и военных действий, а также лимит на постройку городских зданий одного типа. Все карты технологий имеют символ науки (лампочка) в левом верхнем углу - цифра в круге показывает, какое количество очков науки необходимо потратить для исследования (розыгрыша) карты.



Карту технологии недостаточно взять из ряда карт, потратив указанное под картой количество гражданских действий (белых кубиков). Её ещё нужно разыграть (исследовать), потратив количество очков науки, указанное в левом верхнем углу карты. После этого карта кладётся на планшет игрока, затем уже можно строить соответствующие здания и обучать отряды (отправлять на эти карты рабочих - жёлтые кубики).



Практически любое действие в игре требует траты кубиков действий (белых гражданских или красных военных), доступное количество которых определяется формой правления и различными бонусами с карт в игровой области цивилизации (лидеры, чудеса, технологии). Кстати, эффекты формы правления могут быть и отрицательными (например, коммунизм снижает уровень счастья, а фундаментализм уменьшает прирост науки).



Форму правления можно сменить мирным путём, но это потребует траты значительного количества очков науки. Если уровня науки недостаточно для мирной смены политического строя, тогда можно провести революцию - в этом случае цивилизация не может выполнять другие действия в этот ход, но количество очков науки для смены формы правления потребуется в разы меньше (указано на карте в круге меньшего размера).



Военные действия (красные кубики) тратятся на обучение, усовершенствование и роспуск военных отрядов, применение тактик построения войск, проведение войн и агрессий. Количество доступных военных действий также определяется формой правления, бонусами с карт лидеров, чудес и особых технологий.



В "Сквозь века" синие кубики представляют собой еду и ресурсы, жёлтые - рабочую силу. У каждого игрока есть банк синих и жёлтых кубиков, которые показывают максимально возможное количество ресурсов и населения. Увеличивая население, игрок переносит жёлтый кубик из банка в резерв рабочих - этот рабочий становится незадействованным, доступным для строительства зданий и обучения отрядов. Синие кубики переносятся из банка на карты ферм и шахт в фазе производства (процедура конца хода).



Чтобы вы могли хоть немного осознать глубину и разноплановость действий, я вкратце приведу описание хода игрока. Подробнейшим образом все действия описаны в книге правил. Итак, ход игрока состоит из четырёх фаз:

1. Процедура начала хода.

- Сначала игрок пополняет ряд карт. Если в процессе пополнения ряда заканчивается текущая эпоха, то из игры удаляются архаичные карты (карты эпохи, предшествующей только что завершившейся) - лидеры, недостроенные чудеса, неразыгранные гражданские карты.

- Если на предыдущем ходу игрока была объявлена война, то игроки обязаны её провести, и проигравший выплачивает победителю контрибуцию, указанную на карте войны.

- Если на предыдущем ходу игрок применил личную тактику построения войск, то он делает её доступной для всех.



2. Фаза политики. Игрок по желанию может сделать одно действие на выбор:

- Подготовить событие (зелёная военная карта). Игрок кладёт карту события в стопку будущих событий рубашкой вверх и открывает карту из стопки текущих событий, все игроки применяют её эффект (если возможно). События бывают положительными и отрицательными, могут затрагивать все цивилизации, некоторые из них или вовсе не касаться никого, если условия события не соблюдены ни одним игроком.

- Совершить агрессию (коричневая военная карта). Агрессор и цель сравнивают военную мощь, жертва нападения может использовать карты военных бонусов, чтобы временно увеличить свою силу. В случае успешной агрессии игроки выполняют предписания карты агрессии. Розыгрыш карты агрессии требует траты военных действий (красных кубиков).

- Объявить войну (серая военная карта). Война проводится в начале следующего хода игрока, объявившего войну. Карты военных бонусов в войне не участвуют, зато жертва нападения имеет целый ход, чтобы подготовиться к войне и нарастить свою боевую мощь. Розыгрыш карты войны требует траты военных действий (красных кубиков).

- Предложить или отменить пакт (синяя военная карта). Пакты заключаются между сторонами на равных или асимметричных условиях и являются исключительно добровольными. Игрок по желанию вправе принять или отклонить предложенный ему пакт.

- Капитулировать. Отказаться от дальнейшего участия в партии.



3. Фаза действий. В этой фазе игроки тратят свои действия (белые и красные кубики).

Возможные гражданские действия (выполняются за белые кубики):
- Взять карту из ряда карт (стоимость в кубиках действий зависит от положения карты в ряду).
- Увеличить население (потратить еду и переместить жёлтый кубик из своего банка в резерв).
- Построить ферму или шахту (потратить ресурсы и переместить жёлтый кубик из резерва на карту шахты или фермы).
- Построить городское здание (потратить ресурсы и переместить жёлтый кубик из резерва на карту лаборатории, храма, библиотеки, театра или арены).
- Улучшить ферму, шахту или городское здание (потратить разницу в ресурсах и переместить жёлтый кубик с карты низкого уровня на карту более высокого уровня).
- Уничтожить ферму, шахту или городское здание (переместить жёлтый кубик с карты строения в резерв, освободив таким образом рабочего).
- Разыграть карту лидера (эффекты карты начинают действовать мгновенно).
- Завершить этап чуда (потратить указанное количество ресурсов).
- Исследовать технологию (потратить указанное на карте количество очков науки и положить карту на игровой планшет).
- Провозгласить революцию (потратить сразу все действия и заплатить меньшую цену в очках науки, указанную на карте формы правления).
- Сыграть карту действия (жёлтая карта), применить её эффект и удалить из игры.

Возможные военные действия (выполняются за красные кубики):
- Обучить отряд (потратить ресурсы и переместить жёлтый кубик из резерва на карту военной технологии).
- Улучшить отряд (потратить разницу в ресурсах и переместить жёлтый кубик с карты низкого уровня на карту более высокого уровня).
- Распустить отряд (переместить жёлтый кубик с карты отряда в резерв).
- Сыграть карту тактики и применить бонус построения войск.
- Скопировать общедоступную тактику.



4. Процедура конца хода.

Все действия этой фазы отражены на игровом планшете под картами строений и выполняются строго в указанном порядке:
- Сбросить лишние военные карты (лимит равен общему числу красных кубиков).
- Получить очки культуры и науки (отражаются на соответствующих треках).
- Применить коррупцию (если есть).
- Произвести еду (если возможно).
- Потребить еду (если нужно).
- Произвести ресурсы (если возможно).
- Взять новые военные карты (по количеству неизрасходованных красных кубиков).
- Обновить действия (вернуть все израсходованные красные и белые кубики обратно на карту формы правления).



Символ щита со скрещёнными мечами в "Сквозь века" символизирует военную мощь. Общая сила цивилизации равна сумме сил всех отрядов, бонуса карты тактики (если возможно), а также бонусов с карт лидера, чудес, особых технологий, городских зданий и колоний.



Среди событий могут попасться карты территорий, которые игроки могут попытаться колонизировать. Колонии обычно дают два эффекта - мгновенный и постоянный. Постоянный эффект можно потерять, если потерять колонию. При открытии карты территории игроки делают ставки, называя значение силы, которое они хотят потратить на колонизацию. Значение силы равно сумме силы отрядов, отправляемых на колонизацию, и бонусов с различных гражданских (чудеса, лидеры, технологии) и военных карт (карты бонусов). Игрок обязан отправить на колонизацию хотя бы один отряд, остаток ставки можно покрыть бонусами. Символ колонизации в игре представлен изображением парусного корабля.



Автором "Сквозь века: Новая история цивилизации" (Through the Ages: A New Story of Civilization) является известный чешский разработчик настольных игр Владя Хватил (Vlaada Chvátil), на счету которого такие хиты, как " Космические дальнобойщики" и серия пати-геймов " Кодовые имена". Но, несомненно, его главной геймдизайнерской заслугой является "Сквозь века".

image Click to view



image Click to view



Первая игра "Сквозь века" (Through the Ages: A Story of Civilization) увидела свет в 2006 году и сразу же стала хитом, попав на верхние строчки рейтинга BoardGameGeek и удостоившись множества престижных наград. Более пяти лет с момента издания она входила в пятёрку самых популярных настолок мира. Даже сегодня она с рейтингом 8/10 занимает 36-е место в списке лучших настольных игр и 27-е место среди настольных стратегий.



Спустя девять лет, в 2015 году, вышло переработанное издание, которое получило название "Сквозь века: Новая история цивилизации" (Through the Ages: A New Story of Civilization) и даже превзошло успех своего предшественника, заняв вершину рейтинга BGG. Сегодня "Новая история цивилизации" с рейтингом 8.5/10 занимает 4-е место в общем зачёте, 3-е место среди настольных стратегий и 1-е - в списке игр на развитие цивилизаций. Игра издана на 12 языках.



В этом году выходит первое дополнение, которое называется "Сквозь века: Лидеры и чудеса" (Through the Ages: New Leaders and Wonders). Отличная новость в том, что русскоязычное издание от GaGa Games будет печататься одновременно с мировым тиражом - и как раз в текущий момент на сайте издательства идёт предзаказ, где можно заказать дополнение намного дешевле, чем оно будет стоить в рознице. Более того, на предзаказе можно купить и базовую версию с серьёзной скидкой, и даже комплект базы с допом, который обойдётся на 1000 рублей дешевле, чем он ожидается в рознице.



Скажу честно: если вы новичок в мире настольных игр, то "Сквозь века" вы с наскока не осилите. Так что не садитесь в неё играть, если у вас за плечами в лучшем случае только "Монополия" и "Манчкин" с "Дикситом".

Имейте в виду, что полноценная партия вчетвером может легко затянуться часов на шесть. Хотя при этом время пролетает незаметно. Часто кажется, что та или иная эпоха завершилась слишком быстро, хотя на самом деле она могла длиться час-полтора. Просто играется очень увлекательно, мозг постоянно занят просчётом своих последующих ходов и анализом действий соперников, ощущение времени притупляется.



В "Сквозь века" нет очень чётких выигрышных стратегий развития. Пойдя по любому пути, у игрока есть шанс победить, если его тактические решения будут верными. На мой взгляд, здесь вообще отсутствуют очевидные линии развития, как, скажем, в " Цивилизации Сида Мейера" или " Цолькине". В "Сквозь века" есть множество направлений для получения победных очков, и суть в их правильном использовании и комбинировании. Как я уже говорила, важно держать некий баланс, но мы же люди - можно увлечься чем-то и упустить другие моменты, или же соперники нарушат планы. Идеально ничего не происходит - прям как в жизни =)



Стратегии развития, описанные разными людьми в интернете, на деле настолько ситуативные (зависят от получения конкретных комбинаций карт), что назвать их чёткими язык не поворачивается. При игре большим составом заполучить ту или иную комбинацию карт довольно сложно, поэтому выстраивать свою стратегию приходится, исходя из доступных карт. И я считаю, что это правильно. Иначе бы игра была слишком предсказуемой и, как следствие, неинтересной.



Нужно учитывать, что в конце партии разыгрываются все оставшиеся события третьей эпохи, которые дают победные очки за выполнение определённых условий (и этот прирост очков может быть очень весомым). Нужно обязательно держать в уме хотя бы те события, которые планируете вы сами. Но и не забывать об остальных возможных событиях (изучить их перед игрой), хотя и не все из них будут запланированы в колоде.



Да, в "Сквозь века" есть зависимость от того, какие карты удастся заполучить, но справедливости ради стоит отметить, что откровенно слабых карт в игре нет. Одни могут показаться полезнее других по той причине, что вы сейчас идёте определённым путём. Какого-то другого игрока в текущей партии могут заинтересовать именно эти неприглядные для вас карты. Но иногда стоит взять карту, которая вам не очень поможет, но зато очень нужна сопернику, таким образом лишив последнего будущего преимущества.

В своей статье Сергей Афанасьев, автор "Бородатого блога о настольных играх", даёт дельные советы по развитию цивилизаций в "Сквозь века" и пытается систематизировать стратегии развития на основе мощных комбинаций карт: https://beardgames.ru/through-the-ages-strategy-tips.html.



Моё единственное замечание к игре носит чисто технический характер - это частые перемещения кубиков и маркеров туда-сюда (фидлинг), отчего увеличивается даунтайм (ожидание своего хода во время хода соперников). В компьютерной версии все эти многочисленные манипуляции с перемещением компонентов и подсчётом очков выполняет мгновенно сама игра, поэтому и партии там проходят намного быстрее. Но при этом вы не испытываете наслаждения как от живой игры с друзьями за одним столом. Поэтому я готова простить "Сквозь века" и фидлинг, и даунтайм, и объёмные правила - видимо, как и все остальные любители настольных стратегий. А электронный вариант можно использовать для тренировки перед партиями в реале (игра доступна на iOS, Android и в Steam).



"Сквозь века" - потрясающе сбалансированная игра. Видимо, за это все её и любят. По сути, десять лет тестирования в настольном и компьютерном вариантах, принятие во внимание всех замечаний и предложений игрового сообщества при разработке второго издания сделали последнее идеальным в игровом плане. Игра заслуженно занимает высокие позиции в рейтинге. А грядущее дополнение наверняка вызовет ещё больший интерес к "Сквозь века".



"Сквозь века: Новая история цивилизации" (Through the Ages: A New Story of Civilization) - это серьёзная игра для серьёзных интеллектуальных людей, в которой вас ждут длительные напряжённые партии. Ещё раз напоминаю про предзаказ базовой версии и дополнения. Поспешите, если хотите сэкономить на приобретении этой потрясающей игры со значительной скидкой - осталось всего несколько дней, и количество коробок на предзаказе ограничено.

советую, nastolki, фото, gaga, настолки, видео, развлечения

Previous post Next post
Up