Как знают некоторые мои френды, Дима все-таки решил выпустить книгу, описывающую наш совместный уральский поход. Решив не отставать от него, я кратко изложу здесь и свою версию. И, хотя, записки эти я делаю, скорее, для себя, чем для других, я постараюсь придать рассказу подобие литературности, избежать длиннот и больше налегать на свои внутренние впечатления, чем на подробности того, что происходило.
Для меня это был действительно необычный поход. Смелый даже по меркам бывалых путешественников, сопряженный, не побоюсь этого слова, с риском для жизни - путь по самой уральской глуши. В течении месяца мы не встречались ни с единым человеком. Мы тащили все продукты с собой (рюкзаки в начале похода весили 43 килограмма). Я побывал в таких местах, повидал такие виды, которые не знаю, повидаю ли еще.
Успех нашего похода во многом был определен невероятным везением с погодой. В течение целого месяца стояла сушь и жара до 30 градусов - почти невозможная для Полярного и Приполярного Урала продолжительность сухого сезона. В результате все реки, а их по пути встречаются десятки, переходились на раз - идти было относительно нетрудно. Мы ничем не болели, обошлись без серьезных травм - я воспринимаю это как настоящее чудо, в особенности для такого неопытного путешественника, как я. Везло нам и с людьми, которых мы встречали на втором месяце похода. Без их помощи нам было бы очень трудно завершить наше путешествие.
Часть первая. Дойти до Кожима!
День первый. 27 июня, воскресенье
В поезде.
Познакомились с девушкой Ирой из Котласа. Учится в Ярославле на дизайнера (1). В Данилове мы купили газировки разбавлять спирт, так как тоника мы не нашли. Ира сначала долго отказывалась от смеси спирта с газировкой, но затем сказала, что если покрошить в это дело бананов и апельсинов, то получится коктейль. В результате был разработан коктейль, которому мы дали название «Воркутинский» - по наименованию поезда. Ингредиенты:
1. Спирт.
2. Дешевая газировка.
3. Неаккуратно порезанные ломтики банана и апельсина.
4. И самое главное: все это наливается в закопченную алюминиевую кружку-гестаповку, где плавает в виде мутной, пузырящейся смеси.
Затем до двух часов ночи проиграли в карты.
Уже в первую ночь мы так далеко продвинулись к северу, что полная темнота так и не наступила: к 12 спустились плотные сумерки, в 2 часа начало уже светать.
День второй. 28 июня, понедельник
Снова стоит жуткая жара. Ощущение такое, что едем куда-то в Сочи, а не на север. Природа пока что мало отличается от Средней полосы. Но стало много сосновых лесов. С грустью смотрим на аппетитные пейзажи, проплывающие за окном: реки с островками, незагаженные озерца посреди леса. Здесь бы походить с лодочкой и небольшим рюкзачком.
Едущий с нами мужик поведал, что в Коми все пьют чай со спиртом. Мы с Димой попробовали - и ничего! Почти как с коньячком. (2)
Этой ночью уже не стемнело. В 12 наступили лишь легкие сумерки. В 2 часа ночи уже вовсю светило солнце. В 4 утра прибыли в Печору. Проводница из соседнего поезда обмахивает ноги от гнуса веточкой. Привет, Север!
День третий. 29 июня, вторник
В 6 часов утра в окне показались горы.
Скрытые голубоватой дымкой, они теснились вдалеке. Местность стала резко меняться. Если до Печоры природа мало отличается от нашей, то по приближении к Уралу сосновые и березовые леса быстро уступают место зарослям невысоких елочек. 73-х летний дед, едущий с нами, - постоянно бегающий курить и кашляющий так, что поезд подпрыгивает, - рассказывает, что местные комяки сбивают палками с деревьев особые грибы, которые толкут и жуют вместе с табаком. Жители тундры, у которых эти грибы не растут, готовы менять на них что угодно. (3)
Как обычно бывает в таких поездах, о нашей остановке предупредили за пару минут до нее. Стоять в Сейде 2 минуты, так что мы едва не вываливаемся из поезда, держа пакет огурцов и чашки кофе в руках.
- Поезд на Лабытнанги уже подали!
- Кофе допить успеем.
Вскоре мы сидим в душном общем вагоне. Болтаем со студентами из МИЖТ. Они приехали сюда на практику.
Поражает безлюдность этих мест. Станции по этой ветке - как правило, одинокий домик, стоящий посреди тундры. Лес кончился. Совсем. Здесь только две недели назад сошел снег. Раскинувший за окнами вид - красновато-бурая тундра от горизонта до горизонта производит на впервые приехавшего сюда жителя Средней полосы подавляющее, гнетущее какой-то древней силой впечатление, и, кажется, даже в вагоне все стали разговаривать вполголоса. Горы вдалеке скрыты дымкой, пока снова не подступают и оказываются совсем близко.
На станции Елецкая мы в последний раз за несколько месяцев выпили пива. Это была бутылочная «Оболонь».
В вагоне настоящая душегубка. С меня ручьями льет пот. На Север приехал, блин! Студенты пытаются открыть окно. Проводницы причитают, что им потом не удастся его закрыть в их раздолбанном вагоне. Такая жара случается у них нечасто. Чаще тут совсем наоборот. Наконец, окно, все-таки, открывается, но нам пора выходить.
Мы сходим на станции Полярный Урал.
Через станцию Полярный Урал проходит граница Европа-Азия. В дальнейшем мы с Димой пересечем эту границу множество раз и уже перестанем особо обращать на это внимание. А пока мы радостно фотографируемся у указателя, который только несколько дней назад покрасили, в результате чего на моих штанах образуется изрядное пятно. Сзади видны загородки, которые встречаются на всех станциях по этой дороге. Они хоть как-то защищают станционные домики от чудовищных зимних ветров, заносящих все снегом
Погода потрясающая. Солнце жарит вовсю - градусов 25, легкий ветерок. Удивительно только, что почти нет комаров.
Пейзаж просто поначалу не укладывается в голове. Он словно сошел с японской гравюры: заснеженные скалы, под ними ярко-синее озеро. В траве пестреют цветы самых разнообразных расцветок. Райское местечко? И ни души кругом. А, в общем-то, если вдуматься, всего два с половиной дня пути от Москвы.
Мы окунулись в ближайшее озеро, чтобы смыть пот, густо покрывавший нас после езды в поезде.
В тот же день двинулись в горы. Прямо скажу, нелегкий подъем. Так в своей жизни я еще не выматывался. Я еще не знал, что теперь это будет продолжаться практически каждый день. В течение двух месяцев.
43-х килограмовый рюкзак сразу дал о себе знать. По камням, по кочкам. Прыг-прыг. С рюкзачком-то с этим. Вот, где я узнал, почем фунт изюма! Он очень дорого обходится, этот фунт. Когда тащишь его на себе в гору. У нас с Димой был четко распределенный список вещей: на оба рюкзака. Даже фонарь у нас был один на двоих. (4). Начинающие же туристы вечно набирают с собой. И потом в горах ты находишь: горку банок с тушенкой, раскладной стульчик, огромные кухонные ножи... В первый же день ты понимаешь, почему так происходит. Эти дурачки просто очень быстро соображают, что тащить все эти лишние вещи не в состоянии, и выбрасывают весь мусор, столь любовно набранный дома в рюкзаки.
А туалетной бумаги-то сколько с собой тащат! Господи, ну зачем в горах туалетная бумага?! Мох же есть. В сто раз лучше и мягче любой бумаги. А нету мха, подмылся в ближайшей речке, и вся недолга (интимные подробности закончились).
Под рюкзачком!
При переходе через Собь я чуть не свалился в воду. Я еще не переодел обувь, и, стоя по задницу в реке, в малость охреневшем состоянии с удивлением наблюдал сквозь чистую, как кристалл воду свои ноги в кроссовочках, умилительно стоящие на каменистом речном дне. (5)
Как выяснилось, наш оптимизм по поводу комаров оказался преждевременным. На закате их налетели целые тучи и пришлось надеть накомарники и плотные куртки. При всем этом было достаточно жарко, так что куртка, вскоре, насквозь промокла от пота. Потом, в течение месяца, это превратилось в совершенно обычное ощущение.
Единственное, что скрашивало все - пейзаж. Горы, заснеженные горы вокруг.
Полярный Урал - страна камней, скал и воды. Каждая полоса снежника на скале дает свой ручей, и они сливаются внизу в шумливые горные речки. Из каждого ручья можно пить: вода сладкая, она пахнет снегом. После часа ходьбы под рюкзаком она вливается в тебя, как эликсир, возвращающий к жизни.
Типичный пейзаж окрестностей станции Полярный Урал
Когда проходишь через снежник, тучи вьющихся комаров на фоне снега выглядят феерически.
Во время передышки обнаружили нарисованную на горе снегом вилку и ложку. «Что-то рано о еде думать начали», - замечает Арбузов.
Все-таки, несмотря на то, что три дня нужно ехать в поезде, впечатление такое, что только что был в Москве и вдруг оказался в таких местах, что даже ожидать такого не мог. Горы с полосками снега, горные долины, реки. Местность выглядит как кадры из передачи «Клуб кинопутешественников».
Дима прет, как танк. Дал же Бог человеку такую быстроходность! Уже через 15 километров я начинаю валиться с ног. Пришлось заночевать на перевале. Информация Александрова (6) подтвердилась, и на перевале нашлись дрова. Какие-то доски, куски шпал, которые падали с проезжавших здесь вездеходов. Выпил чаю, не доел свой кусочек сахара и рухнул, как подкошенный. Плохо мне.
Бывает, что снег образует на скалах причудливые рисунки
Продолжение следует... Первый день пуешествия был очень насыщенным. Дальше я буду выкладывать меньшие кусочки.
Примечания:
(1) Теперь она учится в Москве.
(2) Потом часто пили. Согревает - так что ой-ой-ой. Пили и вспоминали этого мужика.
(3) Проверить не довелось.
(4) Он был абсолютно не нужен в июне, пока стоял полярный день, за исключением спуска в штольню. Однако в августе он уже понадобился.
(5) Кроссовки попались нормальные. За весь путь так и не расклеились! Но вид потеряли совершенно.
(6) Путешественник, маршруту которого мы приблизительно следовали первую часть пути. Этот маршрут довольно-таки уникален. Немного людей проходило здесь такой путь, и сама принципиальная его осуществимость была под вопросом. Александров проделал его в одиночку. Как утверждает, пошел по этому маршруту после того, как он целиком приснился ему во сне.
Здесь и далее все фотографии (c) Дмитрий Арбузов. Любое коммерческое использование запрещено без предварительного письменного разрешения автора.
Продолжение:
http://timewind.livejournal.com/194332.html