Пальцы Паганини.
Известен случай когда Паганини выступал перед публикой и у него рвались одна за другой струны. Благодаря таланту, мастерству и виртуозности, Паганини замечательно сыграл и на одной уцелевшей струне. Если все пальцы в порядке, то можно сыграть и на одной.
А если хотя бы один палец не в порядке, то дай человеку хоть страдивари - как Паганини он не сыграет.
Храм.
Коhены, служившие в Храме, были "цельными, непорочными": если нет хотя бы одного пальца - такой человек не пригоден к службе в Храме. Если у коhена все пальцы в порядке, то он может взять скромную корочку хлеба и вознести её Творцу и это будет воспринято благосклонно.
А если у коhена нет хотя бы одного пальца, то дай ему хоть тучного быка и он, коhен, будет иметь наглость вознести этого чудесного быка Творцу - душа этого коhена будет отсечена.
Тора.
Написано, что "овладеть" Торой просто: для этого нужно лишь сердце и уста́.
Раши не знал несколько трактатов Талмуда (за всю жизнь не смог их раздобыть) и тем не менее он был Раши! Были
танаим-амораим, которые знали только 2 седера из 6 и тем не менее они были танаим-амораим! Если есть сердце - можно быть Раши-тана-амора и с корочкой хлеба.
А если сердца нет, то хоть учи весь Талмуд, все трактаты, учи хоть несколько раз - ни таны, ни аморы, ни Раши, н-и-ч-е-г-о не получится. "Хуже падали" - так описывают великие еврейские праведники подобную ситуацию.
Снова про пальцы.
Чем выше уровень игры скрипача, тем важнее сохранность пальцев. Даже небольшое напряжение в каком-нибудь суставе/нерве/связке/хрящике снизведёт уровень его музыкотворения. Если же речь идет про ребенка, делающего первые шаги в игре и у него в руках самая простенькая скрипочка за несколько грошиков, то даже если у ребенка есть проблема с каким-либо пальчиком - это будет незаметно.
Снова про евреев.
Принято думать, что чем человек более духовный, тем он должен быть менее чувствителен к низкому и пошлому. Однако это совершенно не так. Более того: это совершенно наоборот. Да - его не интересует низкое и пошлое. Но чувствительность его к этому - выше, чем у человека с более низким духовным уровнем.
Например, человек, который играет в скрипичном квартете и окажется на дискотеке - дикий шум ("музыка"), стоя́щий там, окажет на него пагубное влияние. Чего не скажешь про гитариста, играющего тяжелый рок.
Человек, который поет в Большом Оперном Театре Ла-Скала, поев мороженое, пострадает больше, чем "певец" тяжелого рока.
Еврей, сидящий перед Торой и устремленный
сердцем в небо, выйдя из дома и пройдясь по улице среди бретелек, задниц, пупков и духов, пострадает намного больше, чем тот, кто среди этого все время находится. Когда он вернется домой и сядет перед Торой - где будет его сердце? Это будет уже другой человек. Кто знает сколько ему понадобится отдать сил и крови, чтобы хотя бы восстановить то положение, в котором он был ДО выхода на улицу? И это вместо того, чтобы приложить эти силы и кровь для дальнейшего поднятия, а не для восстановления уничтоженного.
И чем человек поднялся выше, тем чувствительнее он к... и тем легче, стремительнее и ужаснее м.б. его падение. Тем бо́льшие меры предосторожности он должен на себя накладывать. Кто хочет сидеть в болоте - может спокойно "наслаждаться жизнью". Тот кто лезет в горы - должен серьезно позаботиться о снаряжении, чтобы не сорваться от какого-нибудь порыва ветра.
Все ограничения, которые есть у евреев, предназначены позволить безопасное восхождение. Если не самому человеку, то тем евреям, рядом с которыми он находится. Интересно, что характерной, отличительной чертой Сдома еврейские мудрецы назвали... наплевательство на людей, а не то, что Вы подумали.
Шабат Шалом.
(спасибо Анечке Эпштейн, которая не постеснялась задать
вопрос. Так оно и бывает: за стандартными вопросами иногда скрываются чрезвычайно важные вещи. И чем более банальным, базисным представляется вопрос, тем большие глубины таит в себе ответ)
См. также
"
Бюстгальтер и права человека."
"
Про тhилим и автобусы."
"
Надо ли понимать слова молитвы?"
"
Возможно ли существование еврейского религиозного телевидения?"
На главную страницу блога