Репортаж как жанр появился, пожалуй, раньше самой журналистики и СМИ (впрочем, и новость появилась в тот момент, когда какой-нибудь кроманьонец у костра докладывал соплеменнику об итогах охоты на саблезубых тигров). Без особой натяжки древнейшим образцом этого жанра можно назвать некоторые фрагменты «Истории» Геродота.
Этот древнегреческий историк и географ 5 века до нашей эры совершил путешествие по Ближнему Востоку, Малой Азии и Балканскому полуострову - и подробно фиксировал увиденное. Его рассказ о дальних странах - это образец популярного и до сих пор жанра трэвел-журналистики
Репортажные элементы есть и в Библии - и в Ветхом Завете, и в Новом. Ведь они писались очевидцами и непосредственными участниками чудесных, важных для иудеев и христиан событий (или по крайней мере теми, кто выдавал себя за очевидцев). «Увидев народ, Он взошел на гору, и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное», - описывает апостол Матфей начало Нагорной проповеди Христа. Обратите внимание на вот это «когда сел» - это и есть «репортажная подробность», которая заставляет читателя живо представлять те события.
Удивительно, но СМИ в современном понимании - то есть прежде всего газеты, появившиеся в Европе в Средние века - долгое время обходились вовсе без репортажей. Они публиковали новости, официальные указы и частные объявления. А вот репортаж как доклад непосредственно с места события, с деталями, которые подчеркивали бы, что автор на месте этих событий действительно побывал и которые бы вслед за автором «переносили» бы туда читателей, появляется довольно поздно.
В конце 18 века в Англии газеты получили право посылать журналистов на парламентскую галерею. Забавно, что при этом в первые годы им разрешалось там присутствовать, но нельзя было вести никаких записей. Когда же, наконец, в 1783 году такое право газетчиками было получено, они принялись состязаться в скорости передачи информации из стен парламента, и в ее полноте. Газеты отправляли на сессии парламента целые команды репортеров. Тогда же такой репортерский навык, как стенография, стал непременным атрибутом журналиста.
Крупные социальные катаклизмы и войны, потрясшие Европу и весь мир - революция во Франции и англо-американская война за независимость, затем наполеоновские войны, Гражданская война в Америке - окончательно сформировали этот жанр. К тому же эти события, влиявшие на жизнь всего мира (и интересные читателям в его разных уголках) совпали по времени с началом технической революции и появлением телеграфа. Больше журналисту не надо было возвращаться с места событий в редакцию или отправлять депеши голубиной почтой (распространенная практика для той эпохи) - он вполне мог передать информацию непосредственно с места.
Конец 19 века - это уже период расцвета классического американского репортажа, знакомый нам по художественной литературе и кино. Именно тогда американские репортеры проникали в самые отдаленные и опасные уголки нашей планеты. Например, в 1871 году газета «Нью-Йорк Герольд» снарядила собственную экспедицию на поиски знаменитого путешественника Давида Ливингстона, потерявшегося где-то в джунглях Африки. Возглавлял экспедицию известный журналист и авантюрист Генри Мортон Стенли - отыскав Ливингстона в окрестностях озера Танганьика, он обессмертил себя нелепой фразой: «Доктор Ливингстон, я полагаю?»
Впрочем, американские и английские журналисты проникали не только в самые удаленные уголки планеты, но и в самые потаенные закрома собственного общества - бичуя язвы и темные стороны.
Одним из самых известных британских репортеров того времени был редактор «Пэлл Мэлл Газет» Вильям Стед. Он прославился расследованием детской проституции. В 1885 году вышла первая серия его репортажей на эту тему, она называлась «Первая дань современному Вавилону». «Гвоздем» его работы над этой темой стала «покупка» 13-летней Элизы Армстронг, дочери трубочиста. Вильям Стед продержал ее у себя дома несколько часов, которых было бы достаточно для совершения акта (сам журналист педофильского акта, конечно, не совершал). Факт того, что девочка находилась у него дома, Стед подтвердил свидетелями. Любопытно, что за этот поступок журналист даже попал на три месяца в тюрьму - по подозрению в причастности к детской проституции.
Его расследования вызвали в чопорной викторианской Англии оглушающий резонанс - полиция получила особые полномочия для борьбы с этим явлением, а возраст совершеннолетия подняли с 13 до 16 лет.
Другая журналистка, сотрудница «Нью-Йорк Уорлд» Нелли Блай, чтобы показать истинные условия жизни в домах сумасшедших, даже сама симулировала сумасшествие и обманула докторов. Затем вышла статья, а вскоре и книга «Десять дней в сумасшедшем доме» - Нелли Блай разоблачала жестокость докторов, избиения больных санитарами, плохие условия, отвратительное питание и многое другое.
А. Е. Кауфман в статье «За кулисами печати» в «Историческом вестнике» (№7 от 1913 года) писал: «Американские репортеры славились своей находчивостью. Подслушать, подсмотреть, проникнуть в частное собрание в виде лакея, с чисто шерлоковской ловкостью наводить на беседу человека, не склонного к интервью, - все это должен уметь американский репортер».
В ту же эпоху жанр репортажа пришел и в Россию. Подлинный и признанный классик этого жанра - конечно же, Владимир Гиляровский, книги которого («Москва газетная», «Москва и москвичи») можно охарактеризовать как настоящую хрестоматию репортажа. Его репортажи о жизни калмыцких пастухов и волжских бурлаков, репортажи о трагедии на Ходынском поле и многие другие стали даже больше, чем классикой репортажа - они попали в «золотую копилку» русской литературы.
Впрочем, его книги - не только собрание таких репортажей, но и пособие по истории жанра и секретам его мастерства. Когда их читаешь, поражаешься, насколько мало изменились нравы и устройство российских медиа за полтора века - желтая пресса и скучный официоз, который приходится распространять насильно, журналисты-пропойцы и репортеры-профессионалы.
«Вот ежели убийство или что другое такое крупное, сам в Москву приезжай, разузнавши все обстоятельно, что говорят и что как, а на дорогу и за хлопоты я тебе заплачу!», - цитирует Гиляровский инструкции Н. И. Пастухова, издателя «Московского листка», своим журналистам. «Бывали случаи, что старались поймать Пастухова, сообщали ложные сведения, чтоб подвести газету, много посылали анонимных писем, но его провести было трудно. Он чувствовал, где ложь и где правда. Некоторые же, достойные внимания известия, всегда посылал проверить самых опытных репортеров. - Гляди, чтоб комар носа не подточил, тихомолом разнюхай!» - вспоминает великий журналист. - «Репортер, как вор на ярмарке: все видь, ничего не пропускай,- сказал мне Н. И. Пастухов в первые дни работы в «Листке».
Ну а начавшийся 20 век автор этого методического пособия, пожалуй, вообще объявил золотым веком русского репортажа. При всех скидках на рамки, стоявшие перед журналистикой в советское время, именно тогда появились лучшие образцы этого жанра, познакомиться с которыми можно, например, в книгах Валерия Аграновского («Вторая древнейшая») и Игоря Фесуненко («Глубина резкости»). Пожалуй, это связано с, во-первых, наличием у СМИ достаточных финансовых ресурсов для этого жанра, во-вторых, с интересом советского читателя ко всему, что происходит на планете (а также в ее недрах и в космосе). Ну и, в-третьих, с отсутствием спешки. Сейчас, в погоне за оперативностью, СМИ просто не успевают выдавать что-нибудь более развернутое, чем новость. Да и у читателей все меньше времени читать «большую форму».
Современное же состояние репортажа как жанра в России наводит на грустные мысли. Но об этом -
в следующей главе.
Контрольные вопросы
1) Когда зарождается жанр репортажа? Согласны ли вы с автором методического пособия?
2) Какие еще примеры древней трэвел-журналистики, репортажей вы можете привести?
Практические задания
1) Найдите в интернете и литературе пример работ западных журналистов 19 века, российских журналистов 20-го века. Проанализируйте их опыт, расскажите о нем своим однокурсникам на семинарском занятии.
<= 02. Репортаж как жанр. Отличие репортажа от других журналистских жанров => 04. Репортаж в российских СМИ сегодня. Российские СМИ, работающие в этом жанре