04. Репортаж в российских СМИ сегодня. Печатные и интернет-СМИ, работающие в этом жанре.

Mar 13, 2012 21:10


Почему "Ъ" публикует репортажи, а "Ведомости" нет?

Сегодня репортаж остается в российских СМИ одним из популярных жанров, хотя он уже не так распространен, как раньше. Его легко встретить в еженедельных и ежемесячных журналах, а вот в ежедневках и на интернет-сайтах - все реже и реже.



Почему именно в журналах? Во-первых, покупая такой журнал, читатель, скорее всего, и рассчитывает на неторопливое чтение, от которого можно получить не только информацию, но и эмоциональное удовольствие. Еженедельный (а не ежедневный) темп подготовки журналов к печати позволяет писать не только актуальные, горячие и короткие новости, но и нечто развернутое, требующее больше времени на подготовку. И даже такая, казалось бы, прозаическая причина, как нехватка в бумажной газете места, может быть фактором того, что репортажи появляются в газетах все реже. И вообще - ежедневный или даже «онлайновый» темп работы современных СМИ диктует журналистам соответствующий темп - надо скорее передавать заметку в редакцию, некогда «украшать» ее репортажными подробностями.

Точно так же и с самими читателями - им зачастую некогда читать развернутые тексты, некогда получать от чтения удовольствие. Надо скорее получить информацию, и чем «суше» она будет изложена, тем лучше и скорее она и будет «усвоена».

Сами репортеры любят сравнивать новости с фаст-фудом, а свою работу - с высокой, авторской кухней (не удивлюсь, впрочем, если у журналистов-новостников есть более лестное определение для своей работы и менее лестное - для работы "писателей"-очеркистов). Справедливости ради замечу, что и подготовка новостей, и информационных заметок в стиле «Ведомостей» и «Коммерсанта», конечно, требует от журналиста высокого профессионализма и оперативности. Нужно обладать широкими связями в среде ньюсмейкеров. Нужно владеть навыками работать в непригодных для этого условиях - рядом с местом ЧП, на войне, «на коленке». Многие новостники - настоящие профессионалы своего дела, и многие журналисты-репортеры попросту не смогли бы качественно выполнить работу новостников. Они не смогут понять быстро понять, что является информационным поводом, а что нет, не смогут привести информацию в требуемый формат и оперативно передать ее в редакцию.

Но все это не отменяет того факта, что стиль новостей информационных агентств и новостных заметок деловых изданий нарочито унифицированный. Прочитав такую заметку, мы не сможем по ее стилю определить, кто именно автор.

В репортаже ситуация обратная - «стиля» и самого автора в тексте, как правило, много. Иногда даже чересчур много, что режет глаза читателю, привыкшему к сухому стилю деловых изданий и информационных сайтов.

Достаточно провести небольшой эксперимент: сравнить сообщения об одном и том же событии в разных новостных агентствах. Мы увидим, что РИА Новости, ИТАР-ТАСС и Интерфакс рассказывают об одном и том же похоже - если только кому-то из них не удалось «нарыть» какой-то эксклюзив, которого нет у коллег. А вот репортажи об одном и том же событии в разных изданиях могут отличаться очень сильно - репортеры поставят разные акценты, заметят разные детали, просто используют разный язык. Даже смысл этого события может в разных изданиях выглядеть противоположным образом

Среди российских журналов - лидеров жанра репортажа можно выделить «Русский репортер», «Большой город», «Сноб», «Коммерсантъ-Власть», Forbes, GQ, Esquire, «Медведь». Публикуют репортажи такие трэвел-журналы, как «Вокруг Света», «Афиша-Мир», GEO и National Geographic, имеющие в России свои представительства.

Из газет репортажи публикуют «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсантъ». А вот конкуренты последнего, «Ведомости» и «РБК-Дейли», этим жанром пренебрегают, видимо, полагая, что его авторский, неунифицированный стиль будет диссонировать с сухой подачей фактов в остальных заметках этих изданий.

Зато репортажи можно встретить в пятничном приложении к «Ведомостям», которое так и называется - «Ведомости-Пятница». Оно посвящено досугу, культуре, общественным явлениям, здесь есть авторские колонки. В общем, редакторы «Ведомостей», видимо, считают, что такой «несерьезный» жанр, как репортаж, будет здесь уместен.

В качестве примера журналистов, работающих в этом жанре, можно вспомнить Дмитрия Соколова-Митрича и его коллег из журнала «Русский репортер», Валерия Панюшкина, специализирующегося на социальной тематике, а также знаменитого «кремлевского диггера»  Андрея Колесникова из газеты «Коммерсантъ», сделавшего себе имя на «человеческой» подаче трудовых будней Владимира Путина. Работы этих журналистов и их коллег из вышеперечисленных изданий можно порекомендовать для внимательного чтения и изучения как образчиков репортажного жанра самого высокого уровня.

Нетрудно заметить, что все приведенные примеры взяты из печатной прессы. С интернет-изданиями все сложнее. С одной стороны, они ориентированы на производство быстрой и оперативной информации. А опыт показывает, что журналисты, «заточенные» под оперативную работу с фактами, переключиться на жанр репортажа могут с большим трудом. Это естественно: делая новости, журналист обращает внимание на новостные поводы, на комментарии ньюсмейкеров и очевидцев. При подготовке репортажа гораздо важнее детали, обращать внимание на которые журналист-новостник обычно вовсе не приучен.

Второе важное обстоятельство - многие исследователи отмечают, что большие тексты в интернете вообще читаются с трудом, да и читателю трудно перейти от «потребления» сухо изложенной информации к такому эмоциональному жанру, как репортаж.  В общем, сегодня из крупных интернет-изданий репортажи можно встретить только в Газете.Ru и РИА Новости. Впрочем, в последнее время выполненные в этом жанре материалы стали появляться на страницах Ленты.Ру.

Но тут нужно сделать важную оговорку. Не исключено, что если это пособие когда-нибудь доживет до второго издания, данную главу придется серьезно переписать. Дело в том, что с распространением ipadов эксперты прогнозируют своего рода журналистскую «контрреволюцию» - обладатели таких планшетов вновь захотят читать большие тексты. Тем более что теперь, в отличие от прошлых времен, их можно «раскрашивать» мультимедиа - фоторепортажами, видео, инфографикой, аудиоподкастами. Планшеты будто специально созданы для того, чтобы их «листать».

Так что вполне возможно, что с распространением планшетов «большие» журналистские жанры получат второе рождение - теперь уже на страницах интернет-СМИ. Несомненно, это будут не просто большие тексты, пусть даже прекрасно написанные. Это будут мультимедийные истории. Подробнее о них мы поговорим ниже, в главе 14.

Контрольные вопросы

1) Согласны ли вы, что репортаж - умирающий жанр? Почему?

2) Какие российские СМИ работают в этом жанре? Какие еще вы знаете СМИ, публикующие репортажи, из числа тех, которые не назвал автор?

Практические задания

1)       Проанализируйте издания и интернет-сайты, которые вам нравятся - есть ли в них репортажи. Если нет, то как вы думаете, почему? Если есть, проанализируйте, каким темам посвящены репортажи в этих изданиях? Какие приемы используются в их написании?

<= 03. Кратчайшая история репортажа как жанра
=> 05. Выбор темы для репортажа и где искать свежие темы

Previous post Next post
Up