Если вы никогда не были в Самаре и попросите меня назвать три места, которые вы хотели бы в этом городе, я бы сказал, что вам нужно непременно побывать на набережной, сходить на "Дно" и прокатиться на самарском трамвае.
Но обо всём по порядку. Напомню, в городе на Волге я
побывал в конце мая по приглашению компании "Транснефть". У нас было достаточно времени, чтобы прогуляться по городу, даже после обильной - познавательной и развлекательной - программы. Самара вначале показалась городом очень провинциальным. Например, мы жили в
отеле международного уровня Holiday Inn, но при этом сразу напротив гостинице было вот это:
Нет, я не спорю, есть своё очарование и в таких двориках. В Самаре вообще много домов, которые сложно отнести к изысканной купеческой архитектура (хотя есть и такие образцы, от которых веет "Бесприданницей" за версту) - но их бережно сохраняют, покрывают сайдингом и украшают вывесками. В общем, основанный в 1586 году седьмой по численности город России (1 млн 172 тысячи человек; к слову, Омск - 8-й город России) оставляет изначально не самое приятное впечатление: не так выглядят миллионники.
Масла в огонь подливает аэропорт "Курумоч", который работает одновременно на Самару и Тольятти. До Самары ехать на машине от аэропорта больше часа. Аэропорт, нужно сказать, отвратительный. Слава Богу, я не принадлежу к числу снобов, которые хаяли омский аэропорт: впервые я с ним познакомился в 2011-м году, когда он был уже отремонтирован и весьма даже приятен на вид. Тогда же я прилетел в Пермь, в аэропорт "Большое Савино" - и сделал для себя определённые выводы (я ж тогда не знал, что из Перми летают прямые рейсы в Прагу, Шарм-эль-Шейх и Баку). Однако "Курумоч", конечно, оказался вне конкуренции - пожалуй, это самый неудобный аэропорт и числа тех, в которых мне приходилось бывать.
Впрочем, гуляя по улочкам Самары, не то чтобы влюбляешься в этот город - но как-то успокаиваешься. Жизнь здесь течёт спокойно, размеренно, без особых скачков. Возникает ощущение, что Самара - типичный курортный город. Здесь ходят красивые женщины (об этом отдельный пост), светит солнце и всё. Больше ничего не происходит.
Но это, конечно, не так. На второй день прогулок понимаешь, что этот самобытный город просто живёт в своём ритме - и может удивлять, может поражать и может радовать.
Первый объект, который я советовал бы посетить вам в Самаре - это набережная. Это самая длинная набережная в России - почти вдоль всего города. Она состоит из четырёх частей. Но каждая из них - необыкновенно ухоженная. После набережной Иртыша в Омске смотреть на такую - одно удовольствие. В верхней части набережной - пешеходные аллеи, газоны, детские площадки, велосипедные дорожки. В нижней части - пляж. Вода в Волге, к слову, ещё холодновата. За эти полгода я "поплескался" в Чёрном море в феврале, на Балтике в начале мая и в Волге в конце мая. Сочи пока выигрывают по температуре. Однако же люди загорают довольно массово, да и сам я, приехав из Самары, обнаружил на себе крепкий, почти южный загар. Но песок очень чистый - километра полтора мы проделали по пляжу босиком, ни разу не наткнувшись на окурок или осколок.
Вообще, Самара - очень зелёный город. Здесь тщательно следят за тем, чтобы газоны были политы и везде были деревья, в тени которых можно укрыться от палящего солнца.
Совершенно нереальное для Омска, например, количество роллеров и велосипедистов - не только на набережной (хотя здесь даже специальная дорожка есть), но и на других улицах города. Честно нужно сказать, эти самые другие улицы для велосипедистов мало приспособлены, но качестве асфальта внезапно вполне неплохое, что позволяет людям на роликах или на велосипедах передвигаться по городу легко и непринуждённо.
Велосипедная инфрастуктура здесь, тем не менее, развивается. Возле многих зданий видно велопарковки. Вот, у Самарского политехнического университета, например, даже есть своя стратегия развития велотранспорта.
Второе место, о котором вам обязательно расскажут в Самаре - это "Дно". Или "На дне". Вы же знаете, что знаменитое "Жигулёвское пиво" производят здесь, в Самаре? Жигули - не горы, конечно, но самое высокое место в средней полосе Европейской России - около 400 метров над уровнем моря. Местные жители потребляют пиво, кажется, какими-то неественными дозами. Уже днём встречаешь молодёжь с пятилитровыми баклажками светлого пива и пластиковыми стаканами. Сидят себе, пьют.
Впрочем, если знать меру - то свежее самарское пиво, конечно, надо попробовать. И обязательно на "Дне". Задворки пивзавода всегда полны людей - здесь разливают из окошечка с краном только что сваренное пиво. А рядом - рыбные ряды. Запах стоит непередаваемый. В первый раз на "Дно" мы с коллегами из Самары наведались уже вечером - поэтому купили за 80 рублей по кружечке "жигулёвского нефильтрованного" и выпили за славный город Самару. Второй раз были уже перед отъездом и сильно пожалели, что до самолёта оставалось не так много времени - копчёная, вяленая и сушёная рыбка так и манила к прилавку. Но не будешь же ведь брать её в самолёт?
Так что - будете в Самаре, отомстите за меня, придите на "Дно" в первый же день.
Ну и третье: самарский транспорт. Опять же, для Омска это довольно странно - но здесь сохранился трамвай. И не один. Спасибо 2ГИС, мы рассчитали наш маршрут очень чётко, и успели не только посмотреть город из окон трамвая, но и спуститься в метро, а потом прогуляться пешком до отеля. Очень удобная транспортная система в городе, конечно.
Самарское метро состоит из одной 11-километровой ветки и 9 станций, одна из которых - наземная. В планах - вторая ветка. Зато в Самаре есть свои особенные жетончики на метро - не то что в Екатеринбурге, например, где используются московские жетоны, вышедшие из употребления в столице. Я обычно стараюсь побывать в метрополитене тех городов, где бываю. С недавнего времени к нему прибавился ещё и трамвай. Так, во время весенних путешествий вы посмотрели из трамвая Екатеринбург и Санкт-Петербург. И, конечно, я не мог упустить возможности прокатиться на трамвае и заглянуть в метро в Самаре. Что сказать, скромненько и уютненько.
Я уже говорил про набережную - отличное место отдыха и прогулок и самих самарцев и туристов. Казалось бы, почему Омск не учится на примерах других городов? Но есть ещё один момент, который просто поразил и в очередной раз натолкнул на мысль о том, что где-то в мэрии города засели вредители или, в крайнем случае, люди, для которых
Apres nous le delug - это практически руководство к действию. Я говорю о пешеходных улицах. Вы встречали в Омске хотя бы одну улицу, которая была бы пешеходной? Я не про аллейки, зажатые между двумя дорогами, не про тротуарчики и даже не про заросшие кустарником дворы, где машины не проедут.
Вот, в Питере есть замечательные пешеходные 6 и 7 линии Васильевского острова, в Екатеринбурге - улица Вайнера, улица адмирала Фокина во Владивостоке, не говоря уже о московском Арбате, который, скорее, живой организм, нежели улица. Вот, в Самаре тоже есть пешеходные зоны. Одна из них - это Ленинградская улица. Нам повезло, она была совсем недалеко от нашего отеля, и мы смогли насладиться ей несколько раз.
Вполне европейская улочка. Будучи на ней в первый раз, увидел и с удовольствием послушал уличных музыкантов - ребята с хорошими голосами, гитарами и усилителями играли песни "Зверей" для танцующих выпускниц - без всякой пошлости, красивые девочки в красивых платьях с лентами. Улица, по которой просто приятно пройтись.
Пару слов о пешеходных улицах, которые мне довелось видеть во время моих путешествий, я скажу в других постах.
А вот, например, как в Самаре оборудованы пешеходные переходы в центре города.
funkyboyakeem наверняка сейчас пару раз испытал оргазм. Вы, простые смертные, вряд ли поймёте, всю суть: во-первых, в Самаре практически нет (или вообще нет - во всяком случае, я не видел, хотя мы довольно прилично прошлись по городу) подземных пешеходных переходов, только наземные; во-вторых, пешеходный переход здесь является продолжением тротуара - с той же брусчаткой, что и тротуар, помогая пешеходу чувствовать себя увереннее при переходе улицы. А водители, наоборот, тормозят перед переходом, колёсами ощущая, что это не их территория.
Ну и несколько слов о памятниках и зданиях. Самара - несмотря на купеческую составляющую в прошлом - город очень советский. Здесь памятники дышат советской историей: Ленин, Сталин, война. Один из центральных монументов города - стела в честь семьи Ульяновых, один из первых исторических памятников, к которому нас отвели - бункер Сталина, 8-этажный (вглубь) бункер "эффективного менеджера", который строил себя тайное укрытие во время войны, но которое ни разу так и не посетил. Мемориалы в память о войне. Перед администрацией - памятник человеку с крыльями - Юрию Гагарину. А чуть дальше в городе - ракета "Прогресс" как память об инженерной составляющей Самары.
С ними соседствуют памятники, которые вовсе не такие монументальные. Вот, например, памятник товарищу Сухову. Если помните фильм "Белое солнце пустыни", легендарный красноармеец в минуты отдыха в противостоянии с абреком Абдуллой грезил о своей супруге Катерине Матвеевне, проживающей как раз в Самаре. Стало быть, и сам Сухов был родом из Самары, постановили инициаторы установки памятника.
На артиста Анатолия Кузнецова памятник не очень похож, но все, кто проходит по набережной, с удовольствием трут ему нос, кокарду, часы, рукоятку кинжала и зуб. Что символизирует каждый из этих предметов - большой секрет.
Зато с котом всё понятно - его трут на домашнее тепло. Собственно, это памятник не столько коту, которого все гладят, сколько - радиатору центрального отопления.
Впрочем, один из главных самарских памятников - всё-таки официальный, но очень душевный - это символ города - ладья. Всё-таки, не будем забывать, что город стоит на Волге.
Ну и, конечно, архитектура. Нереальный образцы религиозного строительства...
... сочетаются здесь с забавными псевдо-историческими зданиями...
...а современные высотки...
...со старинной Самарой, которая помнит купцов.
У тарского поэта Сергея Мальгавко есть строчки "И князей, и комиссаров тихих улиц имена..." Пожалуй, в большей степени это можно отнести и к Самаре - здесь пересекается прошлое в разных его ипостасях, и одновременно разные линии этой истории мирно живут в настоящем, дополняя друг друга и создавая тот облик Самары, который привлекает людей сюда.