Между постами про Вятку и Пермь скажу несколько слов и о других городах, в которых приходилось бывать. Размышления эти будут чрезвычайно субъективны и во многом поверностны и умозрительны, но, как говорится, "что вижу, то и пою" и "второго шанса произвести первое впечатление" у этих городов уже не будет. Сегодня о ближайшем соседе Перми - Екатеринбурге.
Безусловно, Екатеринбург - "город с амбициями", наверное, все 290 лет своей истории претендующий на особое место в истории России, и даже сегодня активно ищущий место под "мировым солнцем" и стремящийся поразить мир своей развитостью. Саммит ШОС, Чемпионат-2018 и даже попытка стать местом проведения Всемирной выставки - 2020 - это явно не удел обычного провинциального города, осознавать себя которым для Екатеринбурга равносильно "несмываемому позору".
Однако, есть в этом городе сферы, до куда пафос амбиций не долетал даже отголосками. В частности, транспортная сфера города ну никак не соответствует завышенной самооценке "столицы Урала". Приехав сюда в первый раз, можно ожидать какого-то иного качества городских улиц, более удобной пешеходной инфраструктуры, более комфортабельного общественного транспорта, более продвинутой системы регулирования и распределения городских транспортных потоков, еще чего-то интересного и отвечающего мировым стандартам и трендам. А на самом деле - НИ-ЧЕ-ГО такого, что как-то существенно выделяет Екатеринбург в череде других региональных столиц. Вынесем за скобки успешный проект аэропорта "Кольцово" - на качество внутригородских сообщений это никак не влияет.
Что касается городской улично-дорожной сети, то ключевое преимущество города с населением 1,4 млн человек - в его компактности. Однако, город, как и многие другие крупные региональные центры, страдает от непреодоленности транспортной преграды, существующей еще с XIX века, - город разделен почти пополам железной дорогой (это можно встретить и в Перми, и в Кирове, в Нижнем Новгороде, многих других городах). Проблеме больше века, а амбиций для ее решения не хватает. И стоит транспорт в пробках на путепроводах, в тоннелях, пытаясь попасть из одной части города в другую.
К чести города, дорожное полотно достаточно ровное на основных магистралях, однако сказать про большое количество эффективных транспортных развязок нельзя, кольцевая автодорога строится ни шатко - ни валко, а о каких-либо проектах по повышению статуса и качества общественного транспорта я вообще не слышал (ну разве что на отдельных улицах трамвайные пути на проезжей части отделили бордюрами). Даже распиаренный на всю страну микрорайон Академический с точки зрения транспортной инфраструктуры весьма далек от совершенства - дома в нем может и суперсовременные, но общественным транспортом он в достаточной степени не обеспечен (скоростной трамвай в него неизвестно, когда построят, автобусы же хронически "не вывозят"), а для личного транспорта уже не хватает пространства микрорайона. Как итог - "автосвалка" на весь Академический вместо "современного микрорайона, удобного для жизни" (пруф -
http://tramekb.livejournal.com/20949.html). Я уж не говорю про то, что потом вся эта орава машин пытается выехать в город, и естественно, стоит в заторах.
И в заторах стоят не только подъезды к центру, но и хронически весь центр. И можно было бы надеяться, что в таком амбициозном городе имеется хотя бы общественный транспорт, который "на голову выше" всех остальных российских городов как по части комфорта, так и по части организации движения. Однако, за 23 рубля/поездка мы получим следующее - расскажу о своем восприятии каждого вида транспорта отдельно.
Метро
К чести Екатеринбурга, метро в городе востребовано (как ни парадоксально, но в некоторых российских городах даже в час пик в метро пустовато), но строится весьма не московскими темпами. Открытие первой станции состоялось в 1991 году, последняя станция была открыта в 2012 году. О начале сколь-нибудь масштабных работ по началу строительства второй ветки ничего не слышал, хотя к Чемпионату-2018 она как бы должна быть. Но даже одна радиальная ветка метро вносит существенный вклад в транспортную систему города, связывая с центром крупные жилые районы севера и юга. Поезда ездят часто, станции - не типовые, а с полным правом претендуют на оригинальность. Плюс к транспортной карме города.
Автобус
Особенностью Екатеринбурга остается монополия ЕМУП "МОАП" на автобусные перевозки. Хорошо это или плохо для города - однозначно судить не возьмусь, однако некоторые моменты выделю. К сожалению, маршрутную сеть автобусов города представляю недостаточно хорошо, но то, что с каждым годом автобусная монополия муниципалитета все сильнее подъедается частными перевозчиками на автобусах средней вместимости со своими маршрутами и представителями дружественных республик за рулем, говорит нам о том, что для пассажиров большие автобусы на муниципальных маршрутах не настолько привлекательны, чтобы отдавать им предпочтения. Да и сомнительно, что заплатив 23 рубля за поездку, можно наслаждаться муниципальными автобусами, в большей степени представленными "современными" российскими НефАЗ-5299-20-32 и НефАЗ-5299-20-22, а также старыми добрыми венгерскими "гармошками" Ikarus-283.10. Полный список здесь -
http://fotobus.msk.ru/show.php?loid=224. Согласитесь, как-то тухловато для "города с амбициями".
Троллейбус
Начнем тоже с подвижного состава. В столице Урала его костяк составляют старые, но не менее добрые ЗиУ-682Г [ГОО и ГОА], выпущенные в начале-середине 1990х, а также начале 2000х. Следующую строчку рейтинга занимают ЗиУ-682В [ВОО и ВОА], родившиеся в конце 1980х. Конечно, в 2000е в городе было пополнение подвижного состава, однако если вы подумаете, что это троллейбусы Тролза, БКМ, БТЗ на худой конец, то нет - хоть такие машины в парке имеются, "пальму первенства" держит продукция из Иваново, где производят троллейбусы путем капитально-восстановительного ремонта старых машин. Полный список здесь -
http://transphoto.ru/show.php?t=2&cid=55. В общем, даже на Вятке в общей массе троллейбусы теперь получше будут :-)
Наиболее востребован троллейбус на Уралмаше, где он по сути является микрорайонным транспортом. Там можно найти и троллейбусную "фишку" города - кольцевой маршрут номер 10, длина которого всего 5км, а время полного рейса - 22 минуты, при этом интервал в час пик - 2 минуты. В целом, троллейбусы в Екатеринбурге движутся в общем потоке, никаких приоритетов в проезде не имеют, пользуются старой советской контактной инфраструктурой. Все инновации не вышли за пределы "Иннопрома".
Трамвай
Вместе с троллейбусом находится под крышей муниципалитета - в ЕМУП "ТТУ". Кстати, если я ее ошибаюсь, директор ТТУ господин Мирошник возглавляет и общероссийскую Ассоциацию работников электротранспорта (как-то так она именуется). И если троллейбус Екатеринбурга не шибко впечатляет, посмотрим, есть ли чем похвастаться трамваю.
Надо отдать должное, что родившись в один день с пермским трамваем 7 ноября 1929 года, свердловский трамвай ушел в советские годы далеко вперед, охватив маршрутной сетью ключевые районы города и взяв на себя немалую долю пассажироперевозок. На этом советском наследии трамвайное хозяйство "выезжает" до сих пор. Несмотря на то, что за последние 25 непростых лет, в городе не была закрыта ни одна трамвайная линия, новых линий - раз, два и... все. Последняя стройка завершилась в 2012 году, и это был участок в несколько сотен метров по улице Фучика до станции метро "Ботаническая". Фото строительства можно увидеть здесь -
http://transphoto.ru/articles/3039/. Сдается мне, что технология укладки немного не годится для города, претендовавшего на EXPO-2020.
Однако, "советского" ресурса на века не хватит - пассажиропотоки неумолимо падают (следствием чего становится расцепка СМЕ), путевая и контактная инфраструктура стареет (в результате снижается скорость движения, которая вкупе с отсутствием обособленных путей на некоторых улицах приводит к настоящим трамвайным "пробкам"). Да и подвижной состав при всей своей выносливости уже далеко преклонного возраста, подавляющее число вагонов - чешские Tatra T3 1974-1985 годов выпуска, неоднократно капитально отремонтированные (что и позволяет внешне им выглядеть вполне прилично, хоть и архаично). При том, что под боком завод УТМ, выпускающий жалкие подобия чешских Татр и можно было бы потихоньку-помаленьку закупать вагончики, загружать завод заказиками, да только ограничилось все несколькими десятками вагонов, да обкатками по городу экспериментальных сочлененных вагонов, так и не поступивших в серию, в отличии от тех же Усть-Катавских собратьев, постепенно наполняющих собой Санкт-Петербург.
Из трамвайных "фишек" я бы выделил уникальную однопутную линию 11 маршрута на Зеленый остров вдоль Верх-Исетского пруда, являющуюся единственной связью с городом для небольшого райончика. Еще одной особенностью трамвая является его активная виртуальная жизнь, во всех соцсетях вы сможете найти его под ником tramekb (вот например, ЖЖ -
http://tramekb.livejournal.com/), а в сентябре прошлого года он даже баллотировался в депутаты Екатеринбургской гордумы :-)
Вот такой он, транспорт главного уральского "города с амбициями". Вроде такой, как и по всей России, но цена в 23 рубля - уж очень амбициозная, прям столичная! И если уж с Expo пролетели, надеюсь, что Чемпионат по футболу вдохнет к 2018 году новую жизнь в транспортную сферу столицы Урала. Почему-то Путин вспомнился: "А то ведь так и выпрыгивают из штанов... а можно и без порток остаться... но ведь хорошо, если есть на что посмотреть, а может и конфуз случиться"
UPD. Ну а эта новость - всем новостям новость
http://www.echoekb.ru/news/2014/02/19/1/33250/ P.S. Ну а в завершение все-таки красивые картинки красивого города
Click to view