Древние надгробия у подножия храма Иоанна Предтечи, Кафа
May 23, 2017 22:00
Необычные древние надгробия лежат у входа в средневековую армянскую церковь Иоанна Предтечи (сейчас Иверской иконы Божией Матери УПЦ) в бывшем генуэзском городе Кафа. Церковь Иоанна Предтеча построена армянской общиной Кафы на рубеже XIII и XIV веков, уже тогда здесь существовало армянское кладбище. Более десятка необычных памятников средневековья с канувшего в лету армянского кладбища были перенесены к церкви в новое время. И церковь и надгробия представляют определенный интерес для исследователей и ниже я пытаюсь проанализировать изображения на надгробиях, а также подробнее рассмотрим храм Иверской иконы Божией Матери. Приглашаю специалистов прокомментировать. По мере появления новых данных статья дополняется. UPD-1 от 14.09.2017 г. Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 05.2017г.
Краткая историческая справка: Город Кафа основан генуэзскими колонистами в 1266-1267 гг. на месте поселения Ардабда, которое в свою очередь основано на месте античной Феодосии. Строительство каменной цитадели началось в 1340 году, а в конце XIV века было построено внешнее кольцо каменных укреплений длиной более 5 км. Жители Кафы представляли из себя большое разнообразие, жило здесь много греков, армян, сирийцев, латинян. В восточной части большой крепости располагался армянский квартал. В XIII-XIV вв. армяне активно строили свои церкви, одной из них и являлась церковь Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя, St. Iohannes Baptista). Здесь же располагалось армянское кладбище. Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: "Хожение за три моря". В 1475 году Кафа была захвачена турками, а церковь, получившая новое название Карантинная, постепенно пришла в запустение и была закрыта. В 1771 году Кефе (так назвали Кафу турки) был взят русскими войсками, а в 1804 переименован в Феодосию. В 1858 году храм Иоанна Предтечи был восстановлен и заново освящен как православный Иверской иконы Божьей Матери, а в 1875 заново окрашен. Церковь действовала до 1930х гг. В советское время храм Иверской иконы Божьей Матери получил статус памятника архитектуры, а в 1996 году был отреставрирован и отдан Украинской православной церкви.
1. Церковь Иверской иконы Божией Матери (бывшая Иоанна Предтечи) с цитадели генуэзской крепости Кафа (позднее о крепости будет отдельная статья)
2. Выцветшая вывеска
3. Церковь Иверской иконы Божией Матери
4. Общий вид на средневековые надгробия у церкви Иверской иконы Божией Матери (Иоанна Предтечи). Неясно, когда они были перемещены сюда. Возможно это произошло при ремонте храма в 1875 году. UPD-1: По словам сотрудников Музея древностей надгробия здесь были всегда, под ними захоронения. По традиции, захороненные лежат головой к входящим в церковь. Аналогичные надгробия и их фрагменты можно увидеть у церкви Сурб Саркис в Феодосии
5. Вероятнее всего это средневековые надгробия с армянского кладбища. Форма и изображение на надгробиях в целом соответствует общеевропейской христианской традиции средних веков. Учитывая что Кафа - колония Генуэзской республики (северная Италия), то возможно влияние итальянских традиций
6. Типичный для христианских надгробий Европы (от Англии до Московской Руси и Византии) тип изображения из розеток, встречается с 7 до 15 веков (см. Беляева). В России в измененном виде сохранился аж до начала 20 века (см. например здесь или здесь). Наиболее распространено изображение шестилепестковой и четырехлепестковой розетки. Особенностью данного надгробия является изображение розетки (по центру) в виде звезды Давида. Стилистика нижней розетки аналогична розеткам на русских надгробиях XV-XVI вв, например из Андроникова монастыря (здесь). Но если на русских надгробиях XV-XVI вв подобные изображения розеток получены выбиванием "волчьего зуба" (как бы пирамидой вниз), то здесь немного другая методика получения орнамента. Отсюда можно сделать вывод, что этот орнамент более поздного времени (17-18-19 вв ??)
7. Так же две розетки в ряд. При этом верхняя розетка имеет форму октограмма (два квадрата, повернутых относительно друг друга). Подобные розетки были "в моде" на Подмосковных надгробиях после русско-турецкой войны 1877-78 гг. (например, здесь фото 27)
8. На этом надгробии одна розетка имеет форму квадрата в квадрате (восьмилучевая звезда), а вот вторая имеет необычную форму семилучевой звезды, в эзотерике называемой септаграмма (звезда мага). UPD-1: Аналогичная септаграмма вырезана на надгробии, вмурованном в нишу у церкви Сурб Саркис (фото 31)
9. Розетки находятся в поле фигуры, напоминающей геральдический щит или даже так называемый "вилообразный крест" русских надгробий (см. например здесь). Снизу текст на армянском (?), возможко кто-то сможет прочесть. В центре надгробия имеется углубление. Читал, что это углубление для воды, которую льют в ритуальных целях. Прошу знатоков прокомментировать. Розетка в центре такая же как и на фото 6 и, соответственно, ее стилистика также аналогична розетке на русском надгробии из Андроникова монастыря (здесь). UPD-1: Надгробие следует рассматривать повернув его на 180 градусов. Тогда текст оказывается наверху, а угол "щита" - стилизованное изображение маковки христианского храма. В нижней части надгробия (от нас наверху) - септаграмма
10. Нагробие, похожее на предыдущее, но без розеток и внутри "щита" (буду называть так для удобства) изображено нечто, похожее на вытянутый т-образный (посохо-образный) крест (см. Беляева) и на русскую ручную прялку. Что интересно, ручные прялки и их декор тесно связаны с заупокойным культом предков и культом плодородия, а также с надгробиями. Вплоть до того, что русские деревянные надгробия имели форму прялок, а часто так вообще прялки использовались в качестве надгробий (Россия, Литва, Босния и т.д.). Кроме того, форма ножки тарногской прялки идентична традиционным каменным надгробиям Верхней Балкарии и Карачая (Северный Кавказ), которые имеют своим прообразом деревянные надгробия архаического типа. Мне не известно про обычай армян использовать в качестве надгробия прялку или ее подобие, а на хачкарах ничего подобного нет. Так что прошу специалистов прокомментировать. Возможно это вообще не армянские надгробия. (Про культовое значение прялки и ее связи с погребением можно прочесть здесь). UPD-1: Правильно надгробие следует рассматривать как на следующем фото
11. UPD-1: То же надгробие с другой стороны, правильное расположение. Стилизованное изображение маковки христианского храма в верхней части. Похоже, мое предыдущее предположение (см. текст к предыдущему фото) о изображении прялки нашло некоторое подтверждение. В лапидарии Музея древностей (фото 7) хранится надгробие 1713 года с аналогичным предметом, который держит человеческая рука
12. UPD-1: Еще одно аналогичное надгробие, расположено "вверх ногами" к наблюдателю
13. Здесь мы видим в поле "щита" четыре соединенных вместе креста UPD-1: Надгробие расположено "вверх ногами" к наблюдателю. В центре изображена рамка (четыре креста?). Точно такие же, но более развитые рамки, вырезаны на армянских надгробиях XVIII века, хранящихся в лапидарии Музея древностей (фото 4,5)
14. Заготовка. У заказчика не хватило средств на текст и розетки? - на русских средневековых надгробиях подобная ситуация встречается часто
15. Надгробие с истертыми розетками
16. И еще одно
17. Фрагменты надгробий в мостовой у церкви Дмитрия Солунского, в 50 м южнее церкви Иоанна Предтечи
18. И еще одно надгробие рядом с церковью Иверской иконы Божией Матери (Иоанна Предтечи). Текст есть, но практически нечитаем
19. Теперь поподробнее рассмотрим церковь Иоанна Предтечи (сейчас Иверской иконы Божией Матери УПЦ). Церковь сложена из дикого камня и неоднократно перестраивалась. Более старая часть, в плане квадратная, увенчана восьмигранным барабаном с окнами-бойницами и куполом
20.
21. Ниша с наружной стороны в стене старой церкви
22.
23. После перестройки со стороны главного входа храма пристроили вместительное прямоугольное помещение, разделенное столбами на три нефа (неф - вытянутое помещение, ограниченное колоннами, отднляющими его от соседнего нефа), перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками
24. Вход в купольный зал старой церкви обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой