Город Старый Крым основан в XIII веке после завоевания Крыма (тогдашняя Таврика) монголо-татарами. Тогда город назывался Кырым (европейцы его называли Солхат) и являлся столицей Крымского Юрта Золотой орды. В XIV веке город переживает период своего рассвета - массово строятся мечети, дворцы и храмы. До настоящего времени в Старом Крыму сохранились руины построек разной степени сохранности того времени. Ниже рассмотрены: медресе и мечеть хана Узбека, кенасса, церковь Успения Божией матери Святого Иоанна Предтечи, Свинцовая мечеть, Мускусная мечеть, мечеть Бейбарса и караван-сарай.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09-10.2017г. UPD 09.2023
1. Схема расположения руин средневековых зданий в Старом Крыму, упоминающихся в статье
Руины медресе и мечеть хана Узбека
2. Комплекс состоит из так называемой мечети хана Узбека (XIV, XVI вв.), мавзолея-дюрбе (XV в.) и медресе (1332/1333 г.). Здесь же устроены два лапидарных дворика. О данном комплексе позже будет отдельный подробный репортаж, пока же краткое описание. На фото ниже северная часть руин медресе и мечеть хана Узбека
3. План медресе и мечети хана Узбека, черным выделены сохранившиеся части сооружений. Взято из книги "Средневековое городище Солхат-Крым", А.В.Гаврилов, В.В.Майко, 2014 г.
4. Руины медресе, вид с востока, со стороны портала. Медресе действовало до 1420-х гг., скорее всего до земятресения 1423 года
5. Руины медресе, вид с запада
6. Мавзолей-дюрбе. Предположительно принадлежит Инджибек-Хатун, архитектор Махмуд ибн Осман аль Ирбили, около 1371 г. Внутри устроен лапидарий
7. Город Старый Крым, акварель М.Иванова, 1783 г. На переднем плане руины медресе, справа предположительно виден минарет мечети Бейбарса (смотри фото 57 ниже)
Руины кенассы
8. Кенасса - молитвенный дом караимов (
подробнее о караимах здесь...). Исходя из находок керамики на окружающей территории, кенасса действовала в XIII-XIV веках. Здание имело размеры около 13 на 16 метров, в стены встроены кувшины, выполнявшие роль аккустических резонаторов. Рядом со зданием находилось караимское кладбище, в конце XIX века здесь еще лежали надгробия, часть которых караимы увезли на новое место жительства. Сейчас руины находятся на территории огородов местных жителей, свободного прохода нет. От кенассы остались только фрагменты стен и фундамент, на фото сквозь ветки виден фрагмент кладки
9. Фото с улицы, стены кенассы за деревьями справа от гаража
Руины караван-сарая (хан-сарай)
Караван-сарай это по сути постоялый двор, как правило для торговых караванов. Время строительства караван-сарая в Старом Крыму конец XIII-начало XIV века, общая площадь 2500 метров квадратных. До середины XIX века по периметру существовали четыре башни, вороты были в юго-восточной стене (разобрана местными жителями в конце XIX века). До настоящего времени сохранились остатки башни в западной стене. Предположительно, здесь находилась резиденция генуэзского консула. Сейчас на территории караван-сарая находится частный сад, а к стенам с внешней стороны пристроены современные сараи и разные здания, вокруг все застроено и прохода нет.
10. Топографический план местности с археологическим культурным слоем вокруг и внутри стен караван-сарая. Взято из книги "Средневековое городище Солхат-Крым", А.В.Гаврилов, В.В.Майко, 2014 г.
11. Реконструкция караван-сарая в Карасубазаре, на него отдаленно был похож караван-сарай в Старом Крыму
12. Вид снаружи на юго-восточную часть караван-сарая
13. Если заглянуть через забор, огорживающий юго-восточную часть (предыдущее фото), то видно дальнюю западную и северо-западную стены
14. Вид на северо-восточный фрагмент стен со стороны улицы
15. то же
16. Далее все фото караван-сарая изнутри. Вид на отсутствующую юго-восточную стену (за огородом и виноградником), справа видна юго-западная стена
17. Панорамное фото: юго-западная стена, современная пристройка, фундамент башни генуэзского наместника (там, где пусто и дерево), западная стена
18. Юго-западная стена и западная стена с нишами от деревянных балок, являвшихся опорой для двухэтажной галереи
19. Юго-западная стена
20.
21.
22. Современная пристройка к юго-западной стене
23. левый торец юго-западной стены
24. Панорамное фото: юго-западная стена, современная пристройка, фундамент башни генуэзского наместника (там, где пусто и дерево), западная стена и северо-западная
25. Западная стена
26. Западная и северо-западная стены
27. Западная стена
28. Место, где была башня
29. Остатки прямоугольной башни генуэзского консула. Под башней находилась цистерна под воду
30. Современная пристройка, башня, западная и северо-западная стена
31. Ниши в стене от деревянных бревен
32. Западная стена и северо-западная спроломом
33. Остатки бревен, внутри видно заложенное бревно, такие использовались для сейсмоустойчивости
34. Пролом в северо-западной стене
35. Угол между северо-западной и северо-восточной стенами
36. Северо-восточная стена караван-сарая
Руины так называемой Мускусной мечети
37. Неизвестные руины (раскопки не проводились), за которыми в начале XX века закрепилось название Мускусной мечети. По преданию, при строительстве мечети в глиняный раствор был высыпан весь мускус из прибывшего из Индии каравана. После постройки от мечети долгое время шел запах мускуса. Руины так называемой Мускусной мечети находятся на частной территории, прохода к ней нет. В 90-х годах хозяин домовладения разобрал часть стен, сейчас от нее мало что осталось. На фото виден фрагмент стены
38. Видно, что фрагмент стены окружен постройками и находится в огороде на частной территории
39. Руины находятся за этим забором, прямо по центру кадра
Руины Свинцовой мечети (Куршум Джами)
40. Первоначально построена как текие дервишей ("обитель дервишей", что-то вроде мусульманского монастыря) в 1396(?) году по указанию внучки хана Тимур-Кутлуга. В 1398(?) году перестроена в мечеть. У восточной стороны мечети был расположен некрополь XIV-XV вв.
41. Топографический план территории с археологическим культурным слоем вокруг Свинцовой мечети. Взято из книги "Средневековое городище Солхат-Крым", А.В.Гаврилов, В.В.Майко, 2014 г.
42. Мечеть расположена на территории Крымского университета культуры, раньше это было имение художника Айвазовского
43.
44. Мечеть названа Свинцовой из-за покрытия куполов свинцовыми пластинами
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51. При строительстве использовали уложенные красные ряды легкого кирпича, а внутри стен деревянные балки. Такая конструкция была призвана обеспечить устойчивость здания при землетрясении
52.
Руины церкви Успения Божией матери
Греческая церковь Успения Божией матери представляет собой одноапсидную базилику, построенную во второй половине XIV-начале XV века. Предположительно, это армянская церковь Святого Иоанна Предтечи второй половины XIV века. С конца XIX века (после упразднения городской автономии и прекращения деятельности Армянской ратуши) греческая церковь. Позже о ней будет отдельный репортаж
53. Руины церкви расположены на территории бывшего табачного склада, сейчас к церкви можно спокойно подойти
54. Реконструкция церкви Успения Божией матери по Кромаровскому. Взято из книги "Средневековое городище Солхат-Крым", А.В.Гаврилов, В.В.Майко, 2014 г.
55.
56. Дверной проем в южной стене церкви, вид из нутри
Так называемая мечеть Бейбарса
57. Так называемая мечеть Бейбарса, наиболее вероятное время строительства - конец XIV века.
Подробнее о мечети Бейбарса здесь...
58. Топографический план территории с археологическим культурным слоем вокруг "мечети Бейбарса". Взято из книги "Средневековое городище Солхат-Крым", А.В.Гаврилов, В.В.Майко, 2014 г.
59.
Подробности о археологии Старого Крыма можно прочесть в книге "Средневековое городище Солхат-Крым", А.В.Гаврилов, В.В.Майко, 2014 г.
Халпахчьян О. Х. Архитектура крымских армян. - Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2019
Еще средневековье Крыма:
Руины "мечети Бейбарса" (XIII/XIV век), Кырым/Солхат/Старый Крым Старинные фонтаны Феодосии Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 1 часть Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 2 часть Лапидарий Музея древностей Феодосии Древние надгробия у подножия храма Иоанна Предтечи, Кафа Керченский лапидарий, 1 часть Керченский лапидарий, 2 часть