Если помните, то уже был пост, в котором я
показывал два проекта, в которых можно было подумать, что герои снимка находятся в весьма близких отношениях. Во втором из приводившихся проектов его автор Джейми Даймонд небезуспешно внушала нам, что на каждом снимке мы видим семью в домашнем интерьере. Хотя по факту это были абсолютно незнакомые люди, в интерьерах арендованных комнат. Освежим в памяти эту историю.
Jamie Diamond - Constructed Family Portraits
"In the Constructed Family Portrait series, I invite strangers to meet me in rented hotel rooms and make artificial families for the camera. I’m examining the social construct and language of portraiture as well as the visual rhetoric of intimacy. I’m interested in both the performance of the portrait and our innate fluency in its codes and gestures. Each subject knows how to perform their role convincingly for the camera in this unfamiliar context and the photograph historicizes this moment, this temporal encounter amongst strangers."
http://www.jamiegdiamond.com/photolanding.php?id=8 Надо сказать, что Даймонд в процессе работы эту идею пыталась раскрыть по максимуму. Она и перфомансы аналогичного свойства устраивала на улице и в галерее (смотрите детали на её сайте). Однако при очевидной похожести идей - делать снимки незнакомцев, как будто их что-то связывает - вся слава, как будто, ушла к припозднившемуся Ричарду Ренальди, который в своём проекте упора на семью не делал, но, что касается фотографии, образы подобрал куда как более врезающиеся в память (уж мне, так точно).
Между тем со сконструированной семьёй любопытных проектов за год прибавилось - в моей копилке их два. И всё это результат работ и размышлений женщин-фотографов. Авторов мужчин на этом фронте пока не замечено (и это по своему характерно) - как и в случае
фотопроектов об отсуствующем отце. (Уже два раздела для неплохой выставки).
В отличие от Constructed Family Portraits оба автора входят в кадр сами, т.е. сразу добавляется проблематика автопортрета. Автопортрет - это очень мощный и старый жанр. Современный мир меняется и мне хотелось бы обозначить два относительно недавних изменения, которые существенно влияют на жизнь это жанра в фотографии. Всё это размыления, не более.
Первое изменение - это общемировое помешательство на "селфи". Казалось бы, а причём оно тут? Понятно, что "селфи" - это совершенно "из другой оперы", в нём очень много "социологии". Однако любой художественный проект работающий сейчас с автопортретом теперь обращается к публике взращенной на идеях напрерывного автопортретирования, коим "селфи", хотя бы формально, является. Плюсуем сюда общекультурную установку на "развей свою креативность". В результате такие проекты потенциально привлекают чуть больше внимания, чем иные, становятся более "вирусными". Это не вина авторов, не их прагматический рассчёт. Нет. Это просто изменившиеся обстоятельства внешнего мира, которые сказываются функицонировании и на успехе или неуспехе проекта. В такой трактовке проект Даймонд, занимателен, но не настолько, чтобы делиться им в социальной сети. Даймонд в проекте занята больше интеллектуальной/(квази)научной игрой. Как обстоит ситуация с двумя другими проектами, вы можете оценить сами чуть ниже.
Второе изменение - общая установка культурных институций (музеев, галерей, фестивалей) на проекты с личной вовлечённостью. Это многие, кто занимаются современной фотографией, могут подтвердить. "Почему для вас важен этот проект?" - один из ключевых вопросов в современном процессе отбора проектов. Сейчас, как никогда, важно умение внятно артикулировать ответ на "а ты зачем вообще фотоаппарат взял?", чтобы претендовать на роль фотографа. Одного предъявления тысяч фотографий уже никого не убедит в том, что вы новый Гарри Виногранд. Войти в кадр - это уже сделать проект чуть более личным. Хотя пару слов от себя сказать всё равно, конечно, придётся.
Чтобы ощутить два приведённых момента в полную силу давайте посмотрим два следующих проекта.
Сайт американки Сюзанны Хайнц посвящен единственному её проекту (на данный момент) - фотографиям странной семейки, состоящей из неё самой, мужа-манекена и манекена-дочки. Тут всё по-семейному - фотографии, сделанные на отдыхе, винтажные фотографии в качестве "ранних" и просто "домашние" зарисовки. Даже фильм есть.
Suzanne Heintz - Life once removed
"What would drive you to pack a family of mannequins into your station wagon, and take them on a road trip? Enough pressure to conform will send anyone packing. Conform to what? Well, it was getting late. Seriously late for a woman my age not to have a ring on her finger. People said, “You’re such a nice girl, why aren’t you married?” No one actually used that out of date word, but, what they were driving at was that I was a “Spinster,” and I got tired of hearing about it. Even my Mother must have thought she was setting me straight when she said, “Suzy, there’s nobody perfect out there. You just need to PICK somebody, if you’re going to settle down.” I snapped back, “Mom! It’s not like I can go out and BUY a family! I can’t just MAKE it happen!” But then, I found a way. I bought a beautiful Family… of Mannequins. I decided to start a photo project out of the Kodak Moments I’d capture with my new Store-Bought Family."(больше читайте на сайте)
http://www.suzanneheintz.com/life-once-removed/ По моему прекрасно иллюстрирует приведённые мной мысли. Хайнц сама понимает, что ходит по самой грани, и её искусство крайне близко к простому развлекалову. И стейтмент не случайно включает историю разговоров с мамой. Эта история нужна, чтобы уравновесить легкомысленность проекта и вернуть проект в поле арт-фотографии. В её размышлениях о проекте мне больше нравится - мысль о перфомансе. Каждая публичная съёмка для зрителей, оказавшихся случайно в том же месте, становится своеобразным перфомансом.
И, наконец, совсем свежий пример - рефлексии о семье. Проект чешки Диты Пепе, который как бы смешивает два предыдущих проекта. Автор давно работает с темой автопортрета и, надо признать, делает это очень интересно. Сперва она снимала автопортреты с незнакомыми мужчинами, которые в значительной степени аппелировали к теме интимности отношений мужчины и женщины (отношений, которых по факту не было, но которые возникали из ниоткуда при простом акте фотографировании). В новом проекте мы видим уже не просто автопортрет, а как бы проекцию в будущее. Что стало бы, если бы автор вышла замуж за этого мужчину? Почти театральный проект, в котором Пепе мимикрирует в одежде, в манере держаться под выбранного мужчину. В какой степени мы остаёмся собой, вступая в семейные отношения? Муж и и жена - одна сатана?
Dita Pepe - Self portraits with men
вместо стейтмента прекрасная цитата.
"Though obviously comparable to the work of Cindy Sherman, Pepe’s chameleon talents focus more on how relationships can utterly transform an individual than embodying specific female identities. Questions of origin, influence and choice all come into play, the “what-if” manifesting in a sometimes comical, sometimes surreal interpretation of different paths we all could have taken." (
отсюда)
http://www.ditapepe.cz/#home за кадром остались
Gillian Wearing - Family History
Trish Morrissey - Seven years и Front
Aneta Grzeszykowska