В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Опыт этнографического описания дикого быта и нравов современных продавцов сложной электронной техники.
Вчера я возвращала в магазин негодный наладонник с GPS.
Когда я его покупала, у него было все в порядке, но по приезде домой выяснилось, что он не ловит спутники, на следующий день я повезла его обратно. Продавцы зафиксировали, что он, действительно, не работает и отправили его в сервис-центр, взяв у меня товарный чек, а мне отдав соответствующую бумагу. Через 20 дней я им позвонила, и мне сказали, что надо приехать получить деньги. Честно говоря, я полагала, что они устранят поломку, но подозреваю, что они его так никуда и не отправили. Когда я туда приехала, то сначала мою бумажку осмотрели в одном месте, потом послали в другое. Там несколько человек ее передавали из рук в руки, после чего один продавец ее взял и куда-то ушел. Прошло примерно полчаса, все это время я стояла у прилавка, и никто не мог мне объяснить, куда делся занимающийся моей проблемой молодой человек, и когда он придет. Каждый из отвечающих мне шел в служебное помещение. В результате магазин почти обезлюдел, и я уже стала думать, что там - какая-то черная дыра или кровожадный спрут. Я выяснила, что в небольшом магазинчике площадью примерно 100 квадратных метров работают восемь продавцов, кассир и несколько администраторов. Все молодые, в основном юноши. Собственно покупателей было немного, суету создавали они сами. Лица у всех очень озабоченные, им без конца откуда-то звонят по телефонам, и они бросаются к полкам, что-то там ищут, отвечают. На посторонние темы они друг с другом не разговаривают, вообще, мало общаются друг с другом, если кто-то из них попал в затруднительное положение, другие ему не помогают, а как-то подло улыбаются. Очень трудно добиться от них какой-то информации: задаешь вопрос - молчат, на тебя не смотрят, начали что-то объяснять - отвлеклись и забыли. У меня даже начало складываться ощущение, что они про меня забыли, и в очередной раз на мой вопрос ответят: «А что, вы, собственно, тут делаете, вы мешаете нам работать». Наконец появившийся молодой человек сообщил мне, что мой товарный чек у них где-то потерялся, и они выплатят деньги из стоимости товара на сегодняшний день. Я согласилась. Было очевидно, что эта ситуация очень их всех напрягла, и они с трудом нашли решение.
В свое время я не раз сдавала назад разные вещи, и всегда это проходило быстро и без нервов. Если магазин был маленький, с этим справлялся один из двух работающих там продавцов, если побольше - это делал зав. отделом. Получив деньги, я зашла в соседний отдел (это было на «Горбушке») и купила другой наладонник. Ситуация с персоналом в этом магазинчике была полностью аналогичной: восемь продавцов на маленькое помещение, все очень деловые, вежливо отвечают на вопрос, потом забывают, куда-то исчезают, никто не может объяснить работает прибор или нет. Только один из них умел как-то с ним обращаться, мы несколько раз выходили на улицу, чтобы понять, работает ли GPS, вроде оказалось, что работает, но как этого добиться дома, я не поняла.
Какое-то равнодушие при внешней любезности, какой-то непрофессионализм, при невероятно важном виде и озабоченности. Еще недавно продавцы техники были другими, они хорошо знали свой товар, могли дать совет, показать, как пользоваться. Но больше всего меня поразила их деловитость: они кидались друг к другу с новостью, что где-то какая-то хрень продается то ли дешевле, то ли дороже, чем у них, их это всерьез интересовало. Это была новость. Я думаю, что большинство из них имеют высшее техническое образование, потому что сыновья моих знакомых, окончив ВУЗы, идут именно в продавцы, хотя сейчас это называется по-другому. Один из них очень переживал, когда после окончания бывшего МАМИ (не знаю, как он теперь называется), не прошел конкурс на должность продавца диванов. Вот объясните мне, зачем они учили уйму всяких сложных вещей? В советское время часть из них попали бы в НИИ, часть в КБ, часть на заводы. Они работали бы с людьми разных возрастов. Даже при многих недостатках, бывших тогда в НИИ, они все же занимались бы более осмысленной деятельностью, чем продажей ввосьмером одного коммуникатора. А их отношения с коллегами были бы более дружественными, и они могли бы чему-то научиться у старших. Что они будут делать, когда повзрослеют? Куда деваются тридцатилетние продавцы? Я все время вижу молодых и подозреваю, что они часто меняют места работы. Однако я думаю, что сами они уверены, что заняты важным делом, что их карьера движется и они зарабатывают на жизнь себе и своим семьям (если они у них есть). Другой жизни они не знали и довольны этой, вот что удивительно.
Еще одно удивительное наблюдение: почти все продавцы - мужчины, но кассирами работают только девушки. То ли у юношей совсем туго с арифметикой, то ли считается, что в случае чего девушкам дадут срок меньше.