В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
"Ликвидация." Типа одесский сериал
Закончился сериал «Ликвидация». Сегодня бандитам и диверсантам пришел конец.
Вначале я его не смотрела, но в воскресенье случайно увидела кусок из 8 серии и с тех пор смотрю. Жаль только, что основная интрига - кто был внедренным агентом - так быстро раскрылась, впрочем, те, кто смотрели с начала, вдоволь могли насладиться разгадыванием загадки, строить предположения, а потом говорить: « Мне сразу все понятно стало!» Только я начала подумывать, что для хорошего человека майор слишком жестко проводит допросы, но с другой стороны, он так нежен со своей девушкой, но опять-таки, бандит номер два тоже очень любит свою женщину, что говорит о том, что для авторов фильма настоящая любовь не является признаком порядочности, как выяснилось, что Кречетов и есть главный мерзавец. А действительно, и бандиты любить умеют! (Хотя могут и зарезать, но зато потом так переживают!) Помните, как, например, М.Горбачев любил свою Раису, что не помешало ему уничтожить Советский Союз, а может быть, и помогло.
Режиссера С.Урсуляка я заметила по довольно странному фильму «Сочинение ко дню победы»,
который мне понравился. Особенно помню игру М.Ульянова. Вообще у меня есть такой субъективный критерий в определении ценности художественного произведения: помню ли я его потом и насколько подробно; некоторые фильмы я могу восстановить в памяти по кадрам с одного просмотра даже через много лет, а некоторые забываю сразу. Этот сериал снят довольно стильно: мне нравится приглушенный цвет, который в основном черно-белый, но то что-то красное мелькнет, то фуражка зеленью отольется и музыка за кадром, как в старых фильмах - то нежно, то грустно, то тревожно, сопровождая действие. Аутентичные автомобили, форма, помещения, хорошо подобранные актеры на роли певцов в эпизодах. Достойный актерский ансамбль, и Машков в главной роли мне нравится, он редко играет идеального героя, всегда с какой-нибудь червоточинкой. Единственное, что странно, что евреев изображают русские. Вот дожили: раньше евреи играли и казаков и испанцев, а теперь ни у нас, ни на Украине нет евреев на роли евреев! Хоть бы в Израиле заняли. Помню, кто-то на похожую тему резвился, что в голливудских фильмах середины века эсэсовцы сплошь были евреями.
Одесса очень похожа на Одессу, которую я помню. Я была там в 1977 году проездом. Я помню эти обшарпанные дворы, где сушилось белье всех фасонов и расцветок, а также проветривали перины, играли в домино, где кипела жизнь. На Дерибасовской я спросила первого попавшегося прохожего, как пройти на нужную мне улицу. Прохожий выглядел в точности, как Паниковский из фильма, был в канотье, с тросточкой и очень противным голосом с одесским акцентом, отпустил какую-то шутку и потребовал денег за справку, что-то типа «Это будет вам дорого стоить», а всего-навсего мне надо было свернуть за угол. Потом стало смеркаться, оказалось, что улицы почти не освещаются, милиция вся куда-то подевалась, зато появилось множество похожих на бандитов парней. Они ходили группками, ленивой походкой и сверкали золотыми фиксами. Одного из них я попросила проводить меня до вокзала, так как совершенно запуталась и потеряла направление. Он согласился, но всю дорогу читал мне лекцию, что Одесса - это не Москва, и девушкам нечего ходить по улицам вечером, а также, что только сумасшедшие москвичи говорят «Одэса» вместо «Одесса», филолог, наверное, был. Фильм живо напомнил мне те времена.
У «Ликвидации» - высокой рейтинг,
говорят, что ее смотрит каждый второй телезритель. Может быть, людям нравится, как Жуков радикально решил проблему бандитизма? Соскучились по твердой руке и устали от преступности? Вначале, я даже думала, что фильм станет таким же культовым, как «Место встречи изменить нельзя», но все же он длинноват. Как изменился главный положительный герой! Если у Говорухина один опер был интеллигентен и хотел делать все по закону, а второй был сам похож на бандита, но считал, что в борьбе с ворами все средства хороши, то здесь Гоцман по менталитету и внешнему виду ближе к Жеглову, но стоит за законность, как Шарапов. Он хорошо понимает нужды и потребности воров, даже сочувствует, ловит их, но так, чтобы немного осталось на завтра, что обеспечило бы каждодневную занятость. Людей не переделаешь, преступность не уничтожишь, но работать надо честно.
К сожалению, фильм не избежал распространенных в новейшее время штампов: кровавый Жуков, борцы за свободу Украины, засевшие в катакомбах, хорошие люди, поневоле ставшие бандитами. Операция «Маскарад» - миф, выросший, конечно, из каких-то реальных фактов, но никаких документов на эту тему нет и не было. Возможно, это был такой же слух, как извлечение органов у зазевавшихся прохожих врачами-убийцами, похищений инопланетянами и прочее. Засевшие под землей повстанцы в Одессе - тоже странное явление. Одесса не была украинским городом, и никто там не мечтал о самостийной Украине. Интересны также повстанцы, скрывающиеся в густых лесах в окрестностях Одессы: я там почему-то обнаружила одну степь, неужели за эти годы все повырубили, супостаты, и песком засыпали? Какая-то странная была и мотивация борца с советской властью: он готов был положить свою жизнь и всех других ради того, чтобы Жукова сняли с поста. (Позднее эта священная миссия перешла к Хрущеву.) Зато как проникновенно говорил Академик о грехах советской власти, о том, как она все время воюет то с врагами, то со своим народом, и все время делит чужое! Прямо, как будто «Эхо Москвы» наслушался или ЖЖ обчитался. А эти воры, грабители и убийцы, которые ничем не отличаются от добропорядочных граждан, кроме профессии: жизнь у них так повернулась, а так они очень даже ничего. Думаю, вот именно это и помешает фильму стать вровень с «Местом Встречи»: все-таки нужна определенность и в отношении к преступникам, и к Жукову и к советской власти.