В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Ватикан. Как известно, это отдельное государство. Таким его сделал незабвенный Муссолини. Забора нет, но, чтобы попасть внутрь, надо стоять в огромной очереди с другой стороны. А из Рима видна площадь работы Билларди и собор св. Петра.
Ватикан Собор св. Петра
Со стороны площади он не кажется большим, хотя и является самым грандиозным собором в Европе. Кроме того видны здания папского дворца и окно, из которых папа благословляет верующих.
Экскурсия была построена так, что вначале мы попали в ватиканский музей. Мы были во дворе Пиньи, названной так по огромному фонтану- шишке античных времен.
Ватикан Фонтан во дворе Пиньи
В этом дворе также стоит гигантская же голова Октавиана-Августа и современная скульптура с земным шаром.
Ватикан Октавиан-Август
В музее мы пробежали залы с античными скульптурами, мозаиками и др.
Ватикан Мозаика
Затем залы с гобеленами, вытканными золотыми нитками. На потолке в этом зале были фрески-обманки: кажется, что лепнина, а на самом деле - рисунок. Иллюзия - полная. Из окон видны ватиканские сады.
Ватикан Сады Святость распространяется повсюду
Потом перешли в залы, которые делал для себя папа Юлий. Первым мы увидели зал Константина. Мне там очень понравился потолок: изображен храм, на полу кот. лежит разбитый кумир кого-то вроде Апполона, а на его месте водружено Распятие. Если смотреть с одной точки, то своды и галереи этого храма кажутся объемными, а если с другой - то объемными кажутся обломки статуи и крест, будто их приклеили к потолку. Потом идут станцы Рафаэля. Я больше всего разглядывала «Афинскую школу», считающуюся образцом композиции и лучшей работой автора. На площади, обрамленной портиками сидят, стоят и бродят ученые. В центре композиции Сократ и Платон. Один из них - Леонардо да Винчи. Изображен и Микеланджело: он сидит на переднем плане и что-то чертит. В правом углу, среди толпы Рафаэль нарисовал сам себя. Меня удивило, как неровно он писал даже в пределах одного полотна: все довольно плоско, но у одного персонажа на переднем плане край одежды (туника с каймой) написан так, как будто он настоящий. И он изобразил одного совсем живого человека среди благообразных манекенов - себя. Он смотрит на зрителя живым, хитрым взглядом, будто подмигивая: а вот и я. Удивительно. Потолок там тоже обманка: видимость мозаики, а это рисунок.
Из этого зала мы попали в Сикстинскую капеллу. Нам повезло, т.к. большинство людей видели росписи в поврежденном виде, потемневшие, а мы видели после реставрации 2000 года. Краски теперь такие же яркие, как и в первые годы после написания. Хотя по стенам великолепные фрески великих художников, смотрят в основном на «Сотворение мира» и «Страшный суд» Микеланджело. В «Отделении света от тьмы» использован прием, кот. применяют в мультипликации, чтобы передать движение: рисуются несколько положений объекта, а потом при их быстром воспроизведении возникает эффект, что он движется. Иегова изображен трижды, в разных ракурсах, и кажется, что он летает. Причем его одежда развивается, обнажая тело сзади. Самая знаменитая часть этого цикла - «Сотворение Адама»: там Бог вот-вот дотронется до еще не совсем живого тела (тела манекена), и Адам станет настоящим человеком. А пока ему не хватает души, тело есть и это не тело мертвеца, но оно не имеет никакого разума, никакой энергии, это - полуфабрикат. На фреске «Страшный суд» Микеланджело вначале написал всех людей голыми, но потом папа велел другому художнику пририсовать им одежду. Там есть и сам автор. Он изобразил свое лицо на коже, снятой с грешника. Не верил он, что попадет в рай. Может быть, и было почему. В жизни он был очень конфликтным человеком, враждовал даже с Рафаэлем и да Винчи, но жил дольше всех, до 92 лет, умер от чего-то типа простуды и работал до последнего дня. Он увидел конец Возрождения. В Риме и во Флоренции он оставил столько всего! Удивительно, как ему удалось реализоваться, таких людей очень мало.
В этой капелле запирают кардиналов, когда надо избрать папу, и отсюда пускают белый дым, если договорились и черный, если нет.
Потом уже мы прошли в собор. Собор внутри очень большой, помпезный. Вместо росписей там мозаики, но из таких мелких фрагментов, что кажутся нарисованными. В соборе можно все снимать со вспышкой, его ни разу не реставрировали, а он - как новенький. Самая его важная часть - это монумент над мощами апостола Петра.
Ватикан монумент над мощами апостола Петра
Но мне кажется, что ничего там нет: я не почувствовала силы. Там есть приделы для всех ветвей христианства и исповедальни на всех языках. Есть и русский со св. Ольгой и св. Владимиром. Из высокого бокового окна светит так называемый божественный свет, я сфотографировала этот луч солнца и, удивительно, но снимок получился.
Ватикан собор апостола Петра Божественный свет