В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Позвонила мне подруга и пригласила в театр, на «Дядю Ваню», в «Табакерку». Билеты ей дали по 200 руб. Потом оказалось, что это спектакль играют на сцене МХТ - так даже лучше. Давно я там не была, лет 10.
Вначале мне показалось, что народу мало, потому что театр теперь просторный, а в буфете и вовсе никого нет - буфетчики всех так к себе зазывают, со всеми вежливо здороваются. На прилавке все, что обычно: бутерброды, пирожки, пирожные, шампанское, вода, соки, а вот ценников ни на чем нет. Но я все же попросила мне прайс показать. Буфетчик неохотно полез куда-то под стойку и достал оттуда такую, знаете, пластмассовую табличку. Да, хорошо, что посмотрела, а то хотела шампанского взять. Пришлось кофе пить.
Но зато в зале яблоку некуда было упасть - видимо, все в этом буфете уже успели по разу побывать и больше туда не суются. В «Театральной афише» я обнаружила, что билеты на это спектакль стоят от 500 руб. до 4000, а в Интернете - от 1500 руб. до 4500 руб. Неужели, покупают? Или они все ходят за 200 руб., как я, а цена указана для понтов? Места у нас были хорошие.
Постановка - классическая. Как-то удержались от того, чтобы Соня и Елена были лесбиянками, а Войницкий, Астров и Серябряков - геями, хотя такая трактовка просто напрашивается и многое объясняет.
Спектакль поставлен в 2004 году, режиссер Миндаугас Карбаускис. Литовские режиссеры у нас в почете после Някрошюса . Теперь, наверное, каждый литовец может считаться режиссером, как всякий бразилец футболистом, француз - поваром или кутюрье, а итальянец певцом. И все они ставят Чехова. Например, в театре им. Вахтангова «Дядю Ваню» поставил Римас Туминас.
Основная идея литовских режиссером - что костюмы на персонажах должны быть серенькими, а спектакль - как можно более нудным. А тут еще и «Дядя Ваня» - пьеса довольно скучная. Зато им нравится Соня. Если другие режиссеры могут изображать ее истеричкой, старой девой, то здесь она - самый главный герой. Видимо, литовцам импонирует ее трудолюбие.
Карбаускис пьесу поставил явно на Ирину Пегову - ее Соня полностью затмевает всех остальных героев пьесы. Эта Соня очень молода, наверное, ей лет 16. Режиссер сделал так, что она все время на сцене, все время в движении. Она бегает туда-сюда, громко топая ногами - такой неуклюжий обаятельный медвежонок. Если сцена не ее, то она маячит на заднем плане. Соня выражает ту идею режиссера, что быть слишком хорошим - не смешно, что работать - почетно, что надо сохранять надежду и любовь в любой ситуации. Не верится, что доктор Астров мог устоять перед таким напором. Кажется, что буквально через месяц он вернется, сделает предложение, и они будут жить долго и счастливо. А почему бы и нет, он же не идиот?
Все остальные герои по сравнению с Соней - просто тени. Бродят туда-сюда в чем-то сером.
Изюминка спектакля то, что декорация сделана из дерева и представляет террасу дома. Весь спектакль герои или сидят на крыльце, или находятся внутри, но большую часть времени они открывают и закрывают окна, стоят на подоконниках, вылезают из окон наружу. В конце окна закрывают зимними ставнями одно за другим, как бы хороня героев.
Музыкальная тема задана одним аккордом, что-то вроде «Дрынь!».
Итак: «скрип-скрип» - окно открылось, окно закрылось - «топ-топ-топ»- Соня побежала туда, а потом обратно - «дрынь!» - музыкальная тема. И так весь спектакль. Ах, да! В зале еще кто-то отчаянно кашлял, не давая забывать, что у Чехова была чахотка. Все вместе: Скрип-скрип- топ-топ-топ- дрынь!- кха-кха-кха!
Но в основном публика держалась мужественно и даже после антракта зал не покинула.
Пьеса эта мне всегда казалась скучноватой (Я у Чехова люблю только "Чайку"), но тут у меня появилось время и повод задуматься над ней.