«Дядя Ваня» в «Табакерке». Окончание

Oct 30, 2010 16:55


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Начало: http://uborshizzza.livejournal.com/1130217.html

Меня всегда интриговало, почему пьес пишут много, а ставят все время одни и те же? Если это русские авторы, то часто ставят Чехова, как у нас, так и за рубежом. Мне кажется, что дело в том, что в этих пьесах нет явно расставленных акцентов: можно любого героя понимать так, а можно иначе, можно вывести любую мораль. Это позволяет все время рассматривать пьесу, как новую, и она медленно стареет.

Вот «Дядя Ваня». Пьеса была поставлена в 1896 году, первый вариант «Леший» написана в 1889 году. С одной стороны, с тем временем сегодня больше общего, чем с советским - тот же дикий капитализм, слом привычного жизненного уклада (всего 27 лет прошло со дня отмены Крепостного права), с другой стороны, основная проблема, поднятая в пьесе - смысл жизни - вечная. Неожиданно актуальной стала и тема исчезающих лесов, всерьез заботящая доктора Астрова. Так что пьеса на сегодня современнее многих классических произведений, и идет, кроме, «Табакерки» еще и в театре им. Вахтангова, и в театре им. Моссовета.

И в каждом из театров будет своя интерпретация.

В «Табакерке» заглавного героя - дядю Ваню - играет Борис Плотников. Скажи мне, кто играет эту роль, и я тебе скажу, что это получится за пьеса. Этот Войницкий умен, но очень скромен, незначителен. Он самый обычный человек. И конфликт пьесы прост, как апельсин: Войницкий - труженик. Он честно работает на блестящего трутня Серебрякова, потому что считает, что это - его долг.

Отчего он так решил?

Войницкий часто вспоминает свою покойную сестру, Веру, о которой он отзывается не иначе, как об ангеле. Их мать - довольно странная женщина, феминистка, вполне возможно не слишком много внимания уделяла детям. Брат же нежно любил младшую сестру, заботился о ней. Его забота дошла до того, что он отказался от доли в наследстве, чтобы купить сестре в приданое имение.

В свое время Иван учился в университете, там он, вероятно, увлекался либеральными идеями. Одним из кумиров молодежи был профессор Серебряков. Каким-то образом они познакомились. Далее мать и сестра Ивана тоже стали поклонниками импозантного литературоведа. Вера в него влюбилась, хотя он и был ее значительно старше, скорее всего, лет на 12-15, и вышла за него замуж. Это было 25 лет назад. Ивану Петровичу тогда было 22 года, т.е. он только-только окончил университет. Молодожены должны были жить в городе, но у профессора не имел достаточных средств, чтобы достойно содержать семью. Иван решил им помочь: он очень любил сестру и уважал зятя. Таким образом, Иван взялся управлять имением сестры, которое было куплено еще и в рассрочку. За 10 лет ему удалось выплатить долг в 25 тыс. руб. Казалось бы, он мог бы после этого заняться своей жизнью, но сестра заболела и умерла, оставив дочь Соню. Сколько лет Соне, мы точно не знаем. Но в пьесе говорят, что она была маленькой, когда мать умерла. Пришлось продолжать ту же работу уже для племянницы. Зато старый профессор взял, да и женился на 17-летней девушке! Думаю, это вряд ли могло понравиться Войницкому. Но, с другой стороны, кто еще мог позаботиться о Соне в такой ситуации? а если бы Войницкий разорил имение, которое по закону перешло к Соне, но отец был ее опекуном? Да и куда было девать старую мать? Не к бывшему же зятю поселить эту древнюю «эмансипе» ?

Жить в деревне, конечно, не радостно, но можно было терпеть, пока профессор не вышел в отставку и не заявился в имение вместе с женой. Тут все, что у Ивана Петровича за долгие годы накипело, стало прорываться. Во-первых, профессор держал себя как хозяин, в то время как Войницкий работал не на него, а для Сони. Во-вторых, он все время ворчал, жаловался на здоровье, порядок в доме перестроили под него, мать и племянница носились с ним, как с писаной торбой, ну кто бы такое выдержал? А тут еще его красавица жена… Войницкий-то живет бобылем, а рядом молодая женщина. Трудно сказать, в самом ли деле он в нее влюбился, или просто волочится, будучи уверенным, что раз она все равно не спит со стариком, то могла бы ему и уступить. Красавица относится к Войницкому несколько брезгливо, профессор его не замечает, а потом вдруг заявляет, что для всеобщего счастья имение надо продать. Тут Войницкий, наконец, делает то, что ему давно хотелось: устраивает истерику со стрельбой. Увидев такую реакцию, умный профессор, заявляет, что его неправильно поняли, и отправляется восвояси. Напоследок Серебряков говорит: «Работать надо!». Ох, уж эти трутни! Они всегда так пчел поучают.

Собственно, именно этого дядя Ваня и добивался.

Возникает вопрос: а правильно ли Иван Войницкий прожил свою жизнь? В отечественном литературоведении принято считать, что он был раб, что он лентяй, что он - пассивный человек, погубивший свою жизнь. Не зря же его зовут не Иван Петрович, а дядя Ваня. Да, не престижно быть всего-навсего чьим-то дядей, но ведь и не позорно. Он посвятил свою жизнь сестре, матери, племяннице. Что бы с ними было без него?

Мне кажется, что эта пьеса у Чехова - очень личная: ведь он и сам не женился, потому что вынужден был тащить на себе родителей, сестер, братьев. Да, Чехов прославился не этим, но ведь не всем же быть великими писателями. Талантом можешь ты не быть, но порядочным человеком быть обязан. Вероятно, сам Чехов все же переживал по этому поводу. Даже в том, как Войницкий ухаживает за Еленой, можно узнать самого Чехова. Помните, как он писал Лике: «Кукуруза души моей»? Он так поступал, потому что она ему очень нравилась, но он не мог позволить себе с ней серьезные отношения.

Да ведь и в докторе Астрове много от Чехова. Он тоже купил имение, лечит крестьян и заботится о лесах. Астров выражает активную общественную позицию, хотя и понимает, что его взгляды мало кто разделяет, и он выглядит смешно со своей патетикой. Он устал от этого, но бросить не может, потому что знает, что прав. И у Астрова другое отношение к женщинам, тоже свойственное, как ни странно, самому Чехову: «Приходите вечером на сеновал!» Да, любил красивых, некогда было ухаживать и не имел возможности жениться.

И Войницкий, и Астров устали быть хорошими и непонятыми. Войницкий вот пытается бунтовать. Но не дает Соня, воспитанная дядей по своему образу и подобию.

В конце пьесы Соня преподносит дяде урок. Надо работать, потому что, кроме тебя, эту работу никто делать не станет. А отдохнем на том свете, увидим небо в алмазах.

А бессмысленность жизни, стремительно пролетающая и с каждой минутой обесценившаяся жизнь… Удивительно, как часто возникает у Чехова этот мотив: уж его-то жизнь не назовешь бессмысленной. Но все равно она пролетала слишком быстро, и он чувствовал это все время. Вот это он и хотел сказать, но не стал, чтобы не жалели лишний раз. В конце концов, все мы в одной лодке.

Критика

Previous post Next post
Up