Концепция здравоохранения России - вариант от 16 января 2008 г.

Jan 16, 2008 17:23


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (концепция здравоохранения России)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

ЧАСТЬ 1
Под катом далее - 75-страничный документ "КОНЦЕПЦИЯ развития здравоохранения в Российской Федерации на 2009 - 2018 гг.", точнее, его черновая версия на 16 января 2007 года. Так как документ достаточно объемный, а читать его без разметки неудобно, то он разбит на ряд частей в идущих подряд постах.

Обстоятельства его появления - в следующем посте



Проект
кафедр общественного здоровья
и здравоохранения академий, университетов
и медицинских институтов России

(вариант разработки кафедры ОЗиЗ МГМСУ)

Стадия накопления идей (на 10.01.2008)

КОНЦЕПЦИЯ
развития здравоохранения в Российской Федерации
на 2009 - 2018 гг.

Преамбула. Настоящая Концепция является основополагающим документом, определяющим философию, стратегию развития и миссию важнейшей сферы государственной безопасности и системы жизнеобеспечения Российской Феде-рации - системы здравоохранения (охраны здоровья населения) - на восстано-вительный период 2009 - 2018 гг.
Здравоохранение - охрана здоровья населения - это система политических, правовых, этических, организационных, экономических, экологических, образо-вательных и специальных медицинских положений, норм, правил, перцепций, мер, действий, технологий, осуществляемых обществом и государством, на-правленных на формирование здоровой физически, нравственно и интеллекту-ально нации в целом и каждого индивида - гражданина страны.
Такое понимание здравоохранения складывалось исторически в течение многих столетий и в настоящее время принято во многих высокоразвитых стра-нах мира. У нас в стране на протяжении последнего века в силу искаженных политических императивов, обусловленных парадигмой «человек для государ-ства» вместо берущей свое начало со времен Афинской демократии парадигмы - «государство для человека» произошла дивергенция дефиниций, суть которой состоит в том, что под здравоохранением стала пониматься и восприниматься система профилактики и лечения заболеваний, а под охраной здоровья насе-ления - система государственных мер, направленных на обеспечение условий для физического, интеллектуального, духовного развития человека, для его трудоспособности и осуществления репродуктивной функции.
Вопрос на самом деле не в дефинициях, а в том, что на протяжении десяти-летий не государство и общество, а ведомство - система здравоохранения - стало в государственной политике и в общественном восприятии, мнении и по-нимании (перцепции) центральным звеном обеспечения здоровья.
Наиболее ярким подтверждением этому является «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», принятая в 1997 году, в которой стратегическим направлением была избрана реформа здравоохранения, на первом этапе предусматривающая преимущественно сис-тему организационных мер по профилактике и лечению заболеваний, на вто-ром этапе - увеличение финансирования системы здравоохранения, но при этом не предусматривающая изменения парадигмы здоровья, т.е. не был сформулирован политический императив.
И потому на государственном уровне не было обращено должного внимания на разработанный и принятый на IV (XX) Всероссийском Пироговском съезде врачей (2001 г.) новый кодекс - «Медико-социальную хартию Российской Феде-
рации» - трехсторонний договор между обществом-государством, пациентами и врачами, разработанный впервые за 2,5 тысячи лет после клятвы Гиппократа (одностороннего договора между врачами и пациентами), не отрицающий, а дополняющий древний нравственный профессиональный кодекс врачевания.
Совершенно ясно, что без изменения условий, в которых формируется здо-ровье населения, любые инвестиции в мероприятия по профилактике и лече-нию заболеваний будут низко эффективными или неэффективными.
При увеличении влияния факторов, разрушающих здоровье (загрязнение окружающей среды, неполноценное питание, увеличение потребления алкого-ля, наркотиков, табака, снижение санитарной культуры населения и перемеще-ние здоровья в системе ценностных приоритетов на одно из последних мест, низкий уровень оплаты труда и бедность основной части населения, снижение доступности оздоровительных мер - доступного с детства занятия оздорови-тельным спортом, обеспеченности спортивными сооружениями - стадионами, плавательными бассейнами, безалкогольными клубами для взрослых, оздоро-вительными загородными лагерями для детей, туристическими юношескими клубами и др.) система организационных и медицинских мер по профилактике и лечению заболеваний способна только частично влиять на показатели здоро-вья населения.
Безусловно, общественные затраты на создание условий для формирования надлежащего уровня здоровья населения в несколько раз большие, нежели расходы на непосредственную профилактику и лечение заболеваний, но при сохранении существующего политического императива, без признания здоро-вья наивысшей ценностью в обществе, без признания его одним из основных факторов, определяющих производительный потенциал государства, принци-пиально невозможно изменить сложившихся тенденций снижения рождаемо-сти, повышенной заболеваемости и инвалидности, ухудшения трудоспособно-сти, сокращения средней продолжительности жизни, по которым Российская Федерация занимает одно из последних мест среди отсталых в экономическом отношении стран «третьего мира» - по продолжительности жизни женщин 100 место, по продолжительности жизни мужчин - 130 место в мире.

В настоящее время при создании «Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации на 2009 - 2018 гг.» вновь поставлена задача совершен-ствования только части системы охраны здоровья населения - организации профилактики и лечения заболеваний. Безусловно, в профессиональную зада-чу врачей не входит разработка государственной политики, но важнейшей обя-занностью их является предупреждение общества, властей и людей об извест-ных в силу обладания особыми медицинскими знаниями опасностях и угрозах здоровью на индивидуальном и популяционном уровнях. Одной из таких угроз является искаженная парадигма здоровья и непринятие новой парадигмы - «здоровье населения это не результат более успешного экономического разви-тия, а его непременное условие и цель деятельности государства и общества».

В таком понимании составлена настоящая Концепция развития здравоохра-нения в Российской Федерации на 2009 - 2018 гг., предусматривающая побуж-дение властей страны к формулированию нового политического императива.

При этом под философией понимается свод основополагающих фундамен-тальных принципов и перцепций, под стратегией развития - достижение систе-мой здравоохранения важнейших целей, но с позиций «не от настоящего к бу-дущему, а, наоборот, взгляд из будущего на настоящее», чем предопределяет-ся снижение влияния временно существующих, сдерживающих и затрудняющих развитие факторов и условий, а под миссией системы здравоохранения пони-мается комплекс конкретных задач, без решения которых невозможно достиже-ние поставленных стратегических целей.

Приоритеты Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации на 2009 - 2018 гг. исходят из признания:

- системы здравоохранения центральной (системообразующей) частью сфе-ры охраны здоровья населения;

- охраны здоровья населения и ее центрального звена - системы здраво-охранения - сферой государственной безопасности и жизнеобеспечения;

- необходимости сохранения и развития фундаментальных положений и опыта российского, включая советский период, здравоохранения как государст-венной системы;

- несоответствия существующего положения в системе здравоохранения страны Конституции Российской Федерации, политике построения социального государства, международным положениям: Декларации о правах человека и свободы личности практикующих врачей, Мадридской декларации о профес-сиональной автономии и самоуправлении врачей, Двенадцати принципам пре-доставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохра-нения (Нью-Йорк, 1963, Венеция, 1983), Лиссабонской декларации о правах па-циента (1981), Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциа-ции,(1964 - Хельсинки, 1975 - Токио, 1983 - Венеция, 1989 - Гонконг, 1996 - Соммерсет-Уэст, 2000 - Эдинбург), Декларации тысячелетия ООН, XI Общей программе работы ВОЗ на период до 2015 г. (2006) и другим;

- неудовлетворенности основной части населения и медицинских работни-ков страны доступностью и качеством медицинской помощи, возрастающей стоимостью и долей платных медицинских услуг;

- отставания по объективным показателям в развитии системы здравоохра-нения Российской Федерации от современного уровня систем здравоохранения ведущих стран мира и Европы;

- отсутствия политической воли и государственной стратегии на создание самой совершенной системы охраны здоровья населения в Российской Федерации;

- имеющихся интеллектуальных, экономических, ресурсных и других воз-можностей государства для создания самой современной национальной систе-мы здравоохранения;

- необходимости сохранения государственной системы здравоохранения с одновременным контролируемым государством развитием негосударственного сектора и медицинского предпринимательства в объемах, соответствующих уровню благосостояния и доходам населения страны;

- возможности и необходимости создания эффективной системы обязатель-ного и добровольного медицинского страхования всего населения страны;

- потребности в создании системы государственного страхования профес-сиональных рисков врачей и медицинских сестер государственных и контроля страхования медицинских работников негосударственных учреждений (органи-заций);

- необходимости повышения уровня образованности населения по вопросам ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1. Система здравоохранения является центральной (системообразующей) частью государственной сферы охраны здоровья населения - государственной безопасности и жизнеобеспечения.

1.2. Система здравоохранения является отраслью, реализующей конститу-ционное право граждан и важнейшую функцию государства по обеспечению безопасного развития, репродукции, предупреждения заболеваний, своевре-менного распознавания и эффективного лечения развившихся заболеваний, продления жизни и облегчения предсмертных страданий людей.

1.3. Система здравоохранения осуществляет координацию деятельности всех других государственных сфер, направленную на сохранение здоровья и обеспечение высокой и продолжительной трудоспособности граждан Россий-ской Федерации.

1.4. Все граждане страны на всей территории имеют право на получение своевременной, квалифицированной и качественной медицинской помощи без-относительно и безусловно, в полном объеме, с последующим решением во-просов об оплате стоимости медицинской помощи и услуг за счет бюджетных средств, средств медицинского и социального страхования, средств работода-телей, личных средств (сооплата) в справедливых и обоснованных пропорциях и сочетаниях, без участия человека, которому оказана своевременная, совре-менная и качественная медицинская помощь.

1.5. Государство обеспечивает эффективное развитие, надзор за деятельностью государственного и негосударственного секторов системы здравоохра-нения, способствует развитию профессионального медицинского самоуправле-ния в здравоохранении, осуществляет ресурсное, правовое и кадровое обеспе-чение гарантированных государством объемов медицинской помощи населе-нию страны.

Раздел 2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

2.1. Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни и перемещения здоровья на приоритетное место в системе общественных цен-ностей, начиная с детского возраста на индивидуальном уровне и во всех соци-альных группах населения.

2.2. Побуждение всех ветвей власти, органов и учреждений государственного управления к принятию выполнимых решений и осуществлению эффек-тивных мер по созданию надлежащих условий для реализации конститу-ционных прав граждан на полноценное развитие, получение знаний по сохранению и укреплению здоровья, предупреждению заболеваний, по сохранению высокой трудоспособности, для достижения долголетия, ро-ждения и воспитания здоровых детей.

2.3. Создание современной системы санитарного просвещения населения.

2.4. Осуществление и координация работы по уменьшению влияния разру-шающих здоровье факторов (наркомании, алкоголизма, табакокурения, беспорядочного секса, проституции) путем не запретительных, а заме-щающих мер (доступные детские спортивные секции, оздоровительные загородные детские лагеря, юношеские безалкогольные клубы, женские и мужские клубы по интересам, бесплатные и по приемлемым ценам го-сударственные спортивные комплексы и др.); по оздоровлению окру-жающей человека среды и снижению ее загрязнения продуктами и веще-ствами, достоверно отрицательно влияющими на здоровье людей; по снижению отрицательно воздействующих на здоровье производственных и бытовых факторов.

2.5. Система здравоохранения Российской Федерации ориентирована глав-ным образом на широкую и комплексную профилактику предотвратимых заболеваний и на эффективное лечение непредотвращенных и непре-дотвратимых болезней.

2.6. Основной направленностью системы здравоохранения Российской Фе-дерации является сбережение здоровья новых поколений граждан (при-оритетное развитие педиатрии; восстановление института школьной профилактической медицины; проведение полноценной диспансеризации детей и подростков; осуществление целенаправленного и первоочеред-ного оздоровления девочек-подростков и девушек с медико-психологической подготовкой их к материнству), а также поэтапная лик-видация «долгов» - планомерное оздоровление контингентов людей, страдающих хроническими, профессиональными заболеваниями и инва-лидов по причине неизлеченных заболеваний.

2.7. Развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской по-мощи населению с сокращением сроков госпитализации и расширением стационарзамещающих технологий.

2.8. Приведение доли оплачиваемой населением медицинской помощи и ус-луг в соответствие с уровнем благосостояния и доходов населения.

2.9. Развитие собственного производства лекарственных средств, диагности-ческого и лечебного оборудования, современных средств, материалов и оборудования для ухода за больными и специальной техники для содер-жания лечебно-профилактических учреждений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

2.10. Разработка законопроекта и лоббирование принятия федерального зако-на о признании общественно полезным трудом с включением в трудовой стаж женщин и с оплатой всего периода воспитания здоровых детей до достижения ими 10 летнего возраста.

2.11. Побуждение законодателей к разработке законопроектов о применении исключительной меры наказания за изготовление и распространение наркотиков, а также об отчислении на здравоохранение10% акцизов на табачные изделия и алкоголь для компенсации наносимого ими вреда здоровью населения.

Раздел 3. МИССИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1. Миссия системы здравоохранения в области правового обеспече-ния охраны здоровья населения, прав пациентов, врачей, медицин-ских сестер и технического персонала

3.1.1. Разработка и принятие «Национального кодекса здоровья» - свода фун-даментальных положений государственной политики формирования здоровой нации, принципов межсистемного взаимодействия для практической реализа-ции политической воли и государственной стратегии, для перемещения здоро-вья на приоритетное место в системе общественных ценностей и перцепций, для формирования у людей потребности в здоровом образе жизни и ответст-венности за свое здоровье и здоровье детей, для развития направлений по оз-доровлению и сохранению среды обитания человека, для профилактики и эф-фективной помощи при возникновении непредотвратимых заболеваний, ис-пользуя при этом не утратившие значения и проверенные временем положения «Основ законодательства по здравоохранению Российской Федерации», спо-собствуя принятию на государственном уровне «Медико-социальной хартии Российской Федерации».

3.1.2. Принятие федерального закона прямого действия «О здравоохранении, профессиональной медицинской деятельности и государственном страховании профессиональных рисков врачей и медицинских сестер в Российской Федера-ции».

3.1.3. Принятие федерального закона «О правах граждан на охрану и восста-новление здоровья и об ответственности пациентов»

3.1.4. Принятие федерального закона «О профессиональном самоуправлении в здравоохранении и о государственном контроле профессиональной медицин-ской деятельности».

3.1.5. Разработка и лоббирование принятия нового закона «О медицинском страховании в Российской Федерации».

3.1.6. Подготовка и принятие федерального закона «О рекламе лекарств и ме-дицинских услуг»

3.1.7. Разработка закона «Об информационном обеспечении профессиональ-ной медицинской деятельности»

3.1.8. Разработка других законопроектов для совершенствования и регламен-тации работы системы здравоохранения в Российской Федерации.

3.2. Управление системой здравоохранения в Российской Федерации и структурно-технологические модели

3.2.1. Управление системой здравоохранения в Российской Федерации осу-ществляется на основе сочетания государственного регулирования и общест-венного самоуправления с делегированием последнему определенных функ-ций, прав и ответственности, а также с передачей соответствующих ресурсов (финансовых, материально-технических, информационных и других) на делеги-рованные объемы деятельности.

3.2.2. Государственными органами управления на федеральном уровне яв-ляется Министерство здравоохранения Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации - Министерства и Департаменты здраво-охранения республик, краев, областей и автономий, на уровне местного само-управления - Департаменты (Комитеты или Комиссии) здравоохранения Адми-нистраций местного самоуправления территорий.

3.2.3. Общественное самоуправление в здравоохранении осуществляется единой профессиональной общественной организацией страны (Всероссийской медицинской ассоциацией или Общественной медицинской палатой Россий-ской Федерации ) с входящими в ее состав на пропорциональной основе соот-ветствующими общественными объединениями субъектов Российской Федера-ции, а также исторически сложившимися и вновь образуемыми профильными научно-практическими обществами, имеющими самостоятельную структуру по вертикали.

3.2.4. В соответствии с накопленным опытом, в том числе в зарубежных на-циональных системах здравоохранения, для обеспечения эффективного управления системой здравоохранения и участия в нем ученых, врачей и меди-цинских сестер, эффективного и полного использования интеллектуального научного и профессионального потенциалов, с учетом целесообразности деле-гирования части функций, прав, ответственности общественному сектору управления здравоохранением, в ведение государственного и общественного секторов входят следующие основные направления:

3.3. Компетенция и ответственность органов государственного управ-ления здравоохранением:

3.3.1. разработка, внесение на рассмотрение в Государственную Думу и лоббирование принятия законов по обеспечению деятельности системы здравоохранения и по профессиональной медицинской деятельности;

3.3.2. государственное бюджетное финансирование системы здравоохране-ния, определение размеров отчислений средств на обязательное медицин-ское страхование, перераспределение средств для обеспечения выполне-ния делегированных функций и объемов профессиональными обществен-ными объединениями, контроль расходования государственных средств, на-правляемых на здравоохранение;

3.3.3. развитие базы системы здравоохранения (капитальное строительство, реконструкция, ремонт, оснащение);

3.3.4. подготовка и кадровое обеспечение системы здравоохранение (выс-шее и среднее специальное базовое медицинское образование, распреде-ление кадров и мониторинг обеспеченности кадрами);

3.3.5. ресурсное обеспечение системы здравоохранения (прогнозирование и определение потребности, централизованные закупки и поставки, контроль использования ресурсов);

3.3.6. информационное обеспечение профессиональной медицинской дея-тельности и связи системы здравоохранения с населением (издательская деятельность, компьютеризация системы здравоохранения, создание едино-го медицинского информационного пространства страны и обеспечение его функционирования, развитие телекоммуникации для целей непрерывного образования и консультативно-диагностической помощи);

3.3.7. обеспечение противоэпидемических мероприятий, надзор, мониторинг и прогнозирование;

3.3.8. санитарно-гигиенические мероприятия - надзор, мониторинг, прогно-зирование, осуществление, контрольно-разрешительная система и др.;

3.3.9. нормативная база системы здравоохранения;

3.3.10. государственная аккредитация медицинских учреждений и предпри-ятий государственного и негосударственного секторов здравоохранения;

3.3.11. страхование профессиональных рисков в государственном секторе и контроль обязательного страхования профессиональных рисков в негосу-дарственном секторе здравоохранения;

3.3.12. лекарственное обеспечение населения;

3.3.13. развитие производства лекарственных средств, медицинского обору-дования, средств ухода, протезов, оборудования для механизации техноло-гических процессов, определение потребности, осуществление заявок, за-купки, контроль качества и эффективности использования специализиро-ванного медицинского транспорта;

3.3.14. взаимодействие с ВОЗ и развитие сотрудничества с национальными системами здравоохранения других государств;

3.3.15. взаимодействие с органами государственной власти и управления, координация деятельности других сфер и государственных отраслей по обеспечению условий для формирования здоровья населения.

3.4. Компетенция и ответственность общественного сектора здраво-охранения (профессионального медицинского самоуправления):

3.4.1. разработка, принятие и обеспечение соблюдения этических норм и правил (кодексов) взаимодействия врачей, медицинских сестер и вспомога-тельного персонала с пациентами;

3.4.2. разработка, согласование с органами государственного управления здравоохранением, внедрение и обеспечение постоянного контроля про-фессиональных медицинских стандартов;

3.4.3. создание, оценка и контроль соблюдения современных критериев профессионального и квалификационного соответствия врачей и медицин-ских сестер;

3.4.4. осуществление мониторинга, планирование и контроль непрерывного последипломного обучения, повышения квалификации и освоения смежных профессий врачами и медицинскими сестрами;

3.4.5. разработка предложений по содержанию и совершенствованию государственных образовательных стандартов базового высшего медицинского, среднего специального медицинского и последипломного образования;

3.4.6. осуществление совместно с органами государственного управления здравоохранением аттестации и лицензирования врачей и медицинских сес-тер;

3.4.7. развитие и совершенствование профессионального информационного обеспечения врачей и медицинских сестер, а также населения в вопросах санитарной культуры и формирования потребности в здоровом образе жиз-ни;

3.4.8. осуществление независимой экспертизы качества медицинской помо-щи и врачебных ошибок:

3.4.9. определение и согласование с органами государственного управления здравоохранением тарифов на все виды медицинской помощи и медицин-ские услуги в учреждениях и медицинских организациях разных форм собст-венности, а также региональных и иных поправочных коэффициентов к ним;

3.4.10. разработка научно обоснованных нормативов государственного бюджетного подушевого финансирования, объемов отчисления средств в фонды обязательного медицинского страхования и допустимые уровни лич-ного участия граждан собственными средствами в общих расходах на обес-печение современной, своевременной, качественной медицинской помощи и услуг, а также региональных и иных поправочных коэффициентов;

3.4.11. разработка и согласование с органами государственного управления здравоохранением и профсоюзами размеров оплаты труда врачей, меди-цинских сестер, вспомогательного и технического персонала, квалификаци-онных и должностных коэффициентов, инфляционных, региональных и иных поправочных коэффициентов и надбавок;

3.4.12. разработка обоснований и рекомендаций по приоритетному инвести-рованию государственных бюджетных средств на проведение НИР и ОКР, на развитие отраслей практического здравоохранения, на строительство, оснащение и переоснащение учреждений и медицинских организаций фе-дерального уровня и региональных центров высоких технологий, на централизованные закупки за рубежом и размещение заказов на отечественных предприятиях современной медицинской аппаратуры, техники и инструментов, лекарственных средств в рамках гарантированных государством видов и объемов медицинской помощи населению;

3.4.13. обеспечение общественно-профессионального контроля обоснован-ности применения медицинских технологий в диагностике, лечении и реаби-литации;

3.4.14. разработка обоснований к совершенствованию номенклатуры вра-чебных специальностей и специализаций, номенклатуры и типов учрежде-ний и медицинских организаций государственного сектора здравоохранения, научных медицинских специальностей и ученых званий;

3.4.15. профессиональная общественная экспертиза законопроектов в части положений, касающихся здоровья населения и изменений условий, способ-ных оказывать отрицательное воздействие на здоровье;

3.4.16. общественный контроль медицинской рекламы в средствах массовой информации;

3.4.17. профессиональная экспертиза парамедицинских, нетрадиционных методов лечения и целительства;

3.4.18. проведение общегосударственных профессиональных съездов вра-чей и медицинских сестер;

3.4.19. взаимодействие с национальными и международными общественно - профессиональными объединениями и системами профессионального медицинского самоуправления;

3.4.20. сотрудничество с органами государственного управления здраво-охранения по делегированным и всем другим направлениям деятельности для достижения общих целей по совершенствованию профилактики и ока-зания медицинской помощи населению Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории граждан других стран.

3.5. Структура органов государственного управления здравоохранени-ем в Российской Федерации

3.5.1. Министерство здравоохранения Российской Федерации

• Министр здравоохранения
• Коллегия Министерства здравоохранения
• Заместители министра здравоохранения
• Департаменты
- стратегического планирования и развития
- информации, коммуникаций и медицинской статистики
- кадровой политики, аккредитации и лицензирования
- санитарно-эпидемиологического надзора и профилактики
- лечебно-диагностической помощи
- реабилитации и санаторно-курортной помощи
- экономики и финансового контроля
- ресурсного и лекарственного обеспечения
- правового надзора и законотворчества
- медицинского образования и науки
- фармацевтической и приборостроительной промышленности
- капитального строительства и реконструкции
- международного сотрудничества
• Службы обеспечения деятельности

3.5.2. Министерства здравоохранения субъектов Федерации и Депар-таменты здравоохранения Администраций местного самоуправления

Могут дублировать принципиальную структуру Министерства здравоохране-ния Российской Федерации (вертикаль управления) или иметь иную в соответ-ствии с региональными особенностями и объективными потребностью и необ-ходимостью, но обеспечивающую полную системную конгруэнтность.

3.5.3. Взаимодействие по вертикали предусматривает:

а) единообразие правовой и нормативно-директивной базы;

б) единое информационное медицинское пространство;

в) рациональное совместное ресурсное пользование и обеспечение;

г) равные права граждан Российской Федерации на получение своевремен-ной, в полном объеме и качественной медицинской помощи на всей территории страны;

д) равные права и ответственность врачей и медицинских сестер на всей территории страны.

концепция здравоохранения России

Previous post Next post
Up