Концепция здравоохранения России - вариант от 16 января 2008 г.(2)

Jan 16, 2008 17:26


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (концепция здравоохранения России)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

ЧАСТЬ 2
Под катом далее - 75-страничный документ "КОНЦЕПЦИЯ развития здравоохранения в Российской Федерации на 2009 - 2018 гг.", точнее, его черновая версия на 16 января 2007 года. Так как документ достаточно объемный, а читать его без разметки неудобно, то он разбит на ряд частей в идущих подряд постах.

Обстоятельства его появления - в следующем посте



4. Экономика системы здравоохранения Российской Федерации, финансирование и система оплаты труда в государственном секторе

4.1. Государственные бюджетные инвестиции на здравоохранение

4.1.1. Поэтапное увеличение бюджетных инвестиций на здравоохранение до 5% от ВВП к 2013 г. и до 7% от ВВП к 2018 г.

4.1.2. Увеличение бюджетных ассигнований на приоритетный национальный проект «Здоровье» до 150.0 млрд рублей к 2012 г., до 200.0 млрд рублей к 2015 г. и 250 млрд рублей к 2018 г. (с поправками на инфляцию).

4.1.3. Создание Приоритетного национального проекта «Лекарственная безопасность России» по развитию собственного производства жизненно важных лекарственных и профилактических средств (сердечно-сосудистых, гормональных, антибиотиков, противоастматических, обезболивающих, для лечения онкологических заболеваний, иммуномодуляторов, нейролептиков и транквилизаторов, кровезаменителей, вакцин и сывороток, диагностикумов и др.) с выделением на эти цели: 1% от ВВП к 2010 г., 2% от ВВП к 2015 г., 2,5% от ВВП к 2018 г.

4.1.4. Создание Приоритетного национального проекта «Медицинское при-боростроение» с выделением на эти цели: до 2010 г. - 0,75 % от ВВП, 1,0 % до 2014 г., 1,25% от ВВП к 2018 г.

4.1.5. Создание Приоритетного национального проекта «Медицинские зна-ния» с выделением на эти цели: к 2010 г. - 0.25% от ВВП, к 2015 г. - 0,5% от ВВП, к 2018 г. - 0,6% от ВВП.

• К 2018 году Российская Федерация должна быть обеспечена на 70% лекарственны-ми средствами собственного производства и на 60% диагностическим, лечебным оборудованием и инструментами, стать конкурентоспособным поставщиком лекар-ственных средств и медицинского оборудования на мировом рынке за счет развиия фармацевтической и медицинской приборостроительной отраслей на средства ин-вестиций из бюджета и стабилизационного фонда.

4.1.6. Приостановить инвестиции на строительство новых центров высоких медицинских технологий и нерациональное вложение государственных средств «в кирпич» в регионах, имеющих высококвалифицированный кадро-вый потенциал, поэтапно произвести переоснащение и модернизацию ос-нащенности сложившихся и имеющих кадры и высокие технологии академи-ческих и университетских медицинских центров на федеральном и регио-нальном уровнях.

4.1.7. Произвести поэтапное изменение распределения госбюджетных ас-сигнований на здравоохранение для достижения пропорции 60 : 40 в пользу профилактики и первичной медико-санитарной помощи с приоритетом фи-нансирования по оправдавшей себя модели фондодержания первичного звена здравоохранения (поликлиник).

4.2. Финансирование системы и учреждений здравоохранения

4.2.1. Финансирование системы и учреждений (организаций) здравоохранения осуществляется из четырех источников: а) бюджета, б) средств медицинского страхования, в) дополнительных средств предприятий и учреждений, в) личных средств граждан.

4.2.2. Содействие разработке и принятия федерального закона о льготном налогообложении предприятий и производственным фирм большого и среднего бизнеса пропорционально отчисляемым из доходов средств на оздоровление работников и на развитие ведомственных спортивно-оздоровительных ком-плексов (детских оздоровительных лагерей, баз отдыха, безалкогольных клу-бов, спортивных площадок и плавательных бассейнов и др. объектов).

4.2.3. На период до 2010 г. устанавливается максимальный уровень доли плат-ных медицинских услуг в учреждениях и организациях государственного секто-ра здравоохранения в размере 10%.

4.2.4. Дальнейшее повышение удельного веса оплачиваемой населением доли медицинской помощи и услуг осуществляется в соответствии с ростом благо-состояния и доходов населения и прогнозируется до 15% к 2014 г. и до 20% к 2018 г.

4.2.5. Доля инвестируемых государством бюджетных средств распределяется между федеральным бюджетом здравоохранения и бюджетами субъектов фе-дерации в пропорции 30 : 70.

4.2.6. Средства федеральной части бюджета здравоохранения предусматри-ваются для:
- содержания федеральных органов управления здравоохранением;
- финансирования учреждений федерального подчинения;
- финансирования федеральных программ;
- централизованных закупок лекарственных средств и медицинского обо-рудования;
- подготовки кадров;
- строительства и оснащения новых объектов федерального подчинения;
- грантов на заказные НИР и ОКР и другие приоритетные расходы.

4.2.7. Для устранения последствий потребления алкоголя и табака дополни-тельно целевым назначением государством направляется 10% акцизов от про-дажи этих вредных для здоровья населения продуктов на развитие наркологии и онкологии.

4.3. Оплата труда в государственном секторе здравоохранения

4.3.1. Доведение поэтапно оплаты труда врачей и медицинских сестер, занятых в государственном секторе здравоохранения, до среднеевропейского уровня и индексация ее пропорционально инфляции:

- к 2010 г. до 50% от среднеевропейского уровня;

- к 1014 г. до 75% от среднеевропейского уровня;

- к 2018 г. до 105% от среднеевропейского уровня.

4.3.2. Введение единого 1,5 кратного градиента оплаты труда с упразднением прежней системы квалификационных* и должностных надбавок (без суммирования):

4.3.2.1. квалификационные:

а) врач без квалификационной категории - базовый уровень оплаты труда;
б) врач 2 и 1 квалификационной категории - дифференцированно и времен-но, по усмотрению администрации, основанному на рекомендациях профес-сионального общественного медицинского самоуправления (ассоциации или общества врачей);
в) врач высшей квалификационной категории - в 1,5 раза больше врача без квалификационной категории;
г) кандидат медицинских наук - в 1,5 раза больше врача высшей квалифи-кационной категории;
д) доктор медицинских наук - в 1,5 раза больше кандидата медицинских на-ук;

4.3.2.2. административные:

а) заведующий отделением ЛПУ - в 1,5 раза больше врача-ординатора;
б) заместитель главного врача - в 1,5 раза больше заведующего отделени-ем;
в) главный врач ЛПУ - в 1,5 раза больше заместителя главного врача;
г) директор сети клиник (больниц), руководитель объединения - в 1,5 раза больше главного врача;
д) руководитель департамента здравоохранения Администрации местного самоуправления - в 1,5 раза больше директора объединения клиник;
е) министр здравоохранения субъекта Федерации - в 1,5 раза больше руко-водителя департамента;
ж) заместитель министра федерального Министерства здравоохранения - в 1,5 раза больше министра здравоохранения субъекта Федерации;
з) министр здравоохранения Российской Федерации - в 1,5 раза больше за-местителя министра.

4.3.2.3. в области подготовки кадров:

а) преподаватель (ассистент) кафедры - базовый уровень, в 1,5 раза боль-ше врача высшей категории;
б) старший преподаватель - в 1,5 раза больше преподавателя (ассистента):
в) доцент кафедры - в 1,5 раза больше старшего преподавателя;
г) заместитель заведующего кафедрой (заведующий учебной и научной ча-стью кафедры) - в 1,5 раза больше доцента кафедры;
д) заведующий кафедрой - в 1,5 раза больше заместителя заведующего кафедрой (заведующего учебной и научной частью кафедры);
е) декан факультета - в 1,5 раза больше заведующего кафедрой;
ж) проректор (академии, университета, института) в 1,5 раза больше декана факультета;
з) ректор (президент) ВУЗа - в 1,5 раза больше проректора.

• с сохранением существующих доплат за ученые степени кандидата и доктора наук.

5. Профилактическое направление деятельности системы здравоохранения в Российской Федерации

5.1. Обеспечение полной вакцинопрофилактики во всех возрастных и социальных группах населения, включая маргинальные - лиц без постоянного места жительства, беженцев и вынужденных мигран-тов, беспризорных и безнадзорных детей и подростков, нищих, за-ключенных в местах отбывания наказаний.

5.2. Восстановление института школьной медицины и врачебных здравпунктов на государственных и негосударственных (контроль) предприятиях.

5.3. Усиление санитарно-эпидемиологического надзора и контроля ка-чественного состава и безвредности среды обитания и производ-ственных условий, продуктов питания населения и товаров массо-вого потребления.

5.4. Обоснование и содействие принятию решений по проведению сре-довой коррекции - йодирование пищевой соли, фторирование питьевой воды и др. в эндемических зонах.

5.5. Создание системы многоканального санитарного просвещения на-селения с установлением контролируемых государством обяза-тельных минимальных объемов для средств массовой информа-ции, обязательных объемов для врачей и медицинских сестер всех учреждений (организаций) государственного и негосударственного секторов здравоохранения, выделение необходимых средств на издание современных и высококачественных санитарно-просветительных материалов массовыми тиражами.

5.6. Осуществление полной и завершающейся оздоровлением диспан-серизации всего детского населения страны.

5.7. Приоритетная полная диспансеризация и оздоровление девочек-подростков и девушек с обязательной медико-психологической подготовкой к предстоящему материнству.

5.8. Рассматривая динамику заболеваемости, ее структуру, а также причины сверхсмертности как результат затяжного массового стресса (высокий уровень сердечно-сосудистой патологии, травма-тизма по причине алкоголизации, нервно-психических расстройств, синдрома хронической усталости, суицидов), связанных с общест-венной нестабильностью, незащищенностью и бедностью основ-ной части населения, осуществление работы, направленной на ос-лабление влияния социальных факторов (разъяснением, воздей-ствием на все властные институты и органы на всех уровнях).

5.9. Создание школ (университетов) здоровья по всем ведущим про-филям с региональными и муниципальными филиалами (отделе-ниями) - кардиологических, астмологических, неврозов, эндокри-нологических и др., а также медико-психологических кризисных центров.

5.10. Увеличение в ГОС (государственных образовательных стандартах) и в программах базового и последипломного высшего и среднего специального медицинского образования удельного веса разделов по профилактике.

5.11. Создание индивидуальных на пластиковых картах электронных «паспортов здоровья» с поэтапным внедрением на всей террито-рии страны. В перспективе - с ведением на них всей медицинской документации (данных проведенных исследований и оказанной медицинской помощи и др.).

5.12. Формирование обеспеченных государственными средствами гос-заказов на осуществление стоматологической санации населения (с протезированием социально незащищенным группам населе-ния) в негосударственном секторе здравоохранения.

5.13. Создание сети государственных учреждений сестринского ухода и хосписов с поэтапным приближением к полному удовлетворению потребности в них, с привлечением к сотрудничеству всех ведущих религиозных организаций и с развитием милосердного волонтер-ства.

5.14. Лоббирование разработки и принятия федерального закона о вве-дении исключительной меры наказания за изготовление, распро-странение наркотиков и высшей меры наказания за целенаправ-ленное вовлечение несовершеннолетних граждан страны в упот-ребление психо-активных веществ.

5.15. Способствование временной (вынужденной) легализации прости-туции с организацией надлежащего медицинского профилактиче-ского контроля и своевременного платного лечения заболевших граждан, занятых в сфере коммерческих сексуальных услуг.

6. Организация первичной медико-санитарной помощи населению в Российской Федерации

Необходимо признать, что в нашей стране в предшествующий советский пе-риод развития была создана самая совершенная, малозатратная и высоко эф-фективная система первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению (Алма-Ата, 1978), которая была рекомендована ВОЗ как модель для построе-ния национальных систем ПМСП, и с различными модификациями успешно ис-пользуется во многих странах мира в настоящее время.
В Российской Федерации в последние десятилетия эта система подвер-глась деградации и разрушению, что явилось одним из ведущих причинных факторов ухудшения показателей здоровья населения и возникновения трудно разрешимых проблем в системе здравоохранения страны. Основные положе-ния этой системы ПМСП не утратили своего значения до настоящего времени, но некоторые требуют приспособления к изменившимся общественным и соци-ально-экономическим условиям.
Существует объективная возможность восстановления системы ПМСП на-селению при соответствующем изменении политического императива по отно-шению к здоровью населения в Российской Федерации, для чего в первооче-редном плане необходимо:

6.1. произвести полную инвентаризацию всех амбулаторно-поликлинических учреждений государственного сектора здравоохранения страны на предмет оп-ределения степени их соответствия современному среднеевропейскому уровню по всем показателям с составлением протоколов и дефектных ведомостей не-соответствия;

6.2. определить объем работ, финансовых затрат и этапность приведения базы и оснащенности амбулаторно-поликлинических учреждений государст-венного сектора здравоохранения в соответствие со среднеевропейским уров-нем и прогнозируемым увеличением нагрузки за счет планируемого сокраще-ния стационарного коечного фонда;

6.3. осуществить определение объективной потребности в создании офисов врачей общей практики в сельской местности и готовность муниципалитетов к их строительству и оснащению (с частичным погашением расходов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных приоритетным националь-ным проектом «Здоровье») по принятым стандартам, предусматривающим комфортабельное жилье для медицинского персонала при них;

6.4. с целью эффективного и рационального использования высокотехноло-гичного и высокопроизводительного медицинского диагностического оборудо-вания и обеспечения работы на нем высококвалифицированных специалистов создать районные и межрайонные диагностические центры, отвечающие со-временным требованиям и стандартам;

6.5. провести обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений госу-дарственного сектора здравоохранения специализированным медицинским ав-тотранспортом для переноса основной части медицинской помощи по месту жительства пациентов;

6.6. провести полную компьютеризацию амбулаторно-поликлинических уч-реждений государственного сектора здравоохранения с поэтапным переходом на электронное ведение медицинской документации;

6.7. пересмотреть, дополнить, усовершенствовать в соответствии с произо-шедшими изменениями внешних экономических условий оправдавшую себя систему фондодержания учреждениями первичного звена здравоохранения (поликлиниками и диспансерами), и осуществить поэтапный переход к этой сис-теме финансирования медицинской помощи, предусмотренной программой го-сударственных гарантий;

6.8. внедрить во всех государственных амбулаторно-поликлинических учре-ждениях систему непрерывной профессиональной последипломной подготовки, усовершенствования, освоения смежных профессий и новых технологий без отрыва от работы, в том числе с использованием ресурсов Интернет и теле-коммуникационных каналов;

6.9. создать электронные компьютерные банки и базы данных по диагности-ке, лечению заболеваний, современным лекарственным средствам, по оказа-нию неотложной помощи, в т.ч. при развитии лекарственных реакций и ослож-нений медикаментозной терапии;

6.10. создать общегосударственные и региональные стандарты оказания первичной медико-санитарной помощи;

7. Организация стационарной медицинской помощи

7.1. осуществление поэтапного сокращения стационарного коечного фонда пропорционально расширению оказываемой медицинской помощи в амбула-торно-поликлинических учреждениях и внедрению в них современных медицин-ских технологий;

7.2. развитие высокотехнологичных видов специализированной стационар-ной медицинской помощи с сокращением продолжительности времени госпита-лизации пациентов и передачей их на заключительный этап долечивания и реабилитации на амбулаторно-поликлиническое звено;

7.3. проведение полной инвентаризации базы и оснащенности стационар-ных лечебно-профилактических учреждений государственного сектора здраво-охранения на предмет определения соответствия среднеевропейскому уровню с составлением протоколов и ведомостей, с перечнем потребностей в ремонт-но-реконструктивных строительных работах, недостающего оснащения и ле-чебно-диагностического медицинского оборудования:

7.4. поэтапное приведение базы и оснащения стационарных ЛПУ в соответ-ствие со среднеевропейским, а федеральных и ведущих центров субъектов Федерации - с передовым мировым уровнем оснащенности;

7.5. для эффективного использования производительного высокотехноло-гичного оборудования и кадров перевод вспомогательных подразделений (кли-нических, биохимических, иммунологических и бактериологических лаборато-рий, подразделений функциональной и лучевой диагностики и др.) на двух - и трехсменный (круглосуточный) режим работы;

7.6. безусловное полное лекарственное обеспечение госпитализированных больных;

7.7. внедрение системы сверхкраткосрочной госпитализации больных (от нескольких часов до нескольких суток) в стационарах для проведения сложных и сопряженных с риском методов обследования и лечения амбулаторных кон-тингентов больных (эндоскопических, лапароскопических, ангиографических, рентгенконтрастных исследований, пункций, инфузий, внутриполостного введе-ния лекарственных средств и др.), а также для продолжительного и суточного мониторинга;

7.8. расширение внедрения дневных полустационаров без увеличения чис-ленности коек с организацией палат для отдыха пациентов;

7.9. развитие системы «стационаров на дому» для пациентов в периоде ре-конвалесценции, нуждающихся в специализированной помощи до перевода на этап амбулаторного долечивания с обеспечением их специальным транспортом и средствами связи (устройствами для передачи электрокардиограмм по теле-фону, для проведения перевязок, снятия швов, промывания дренажей и полос-тей и т.д.);

7.10. организация при специализированных стационарах вечерних школ усовершенствования врачей первичного звена без отрыва от производства по вопросам диагностики и этапного лечения заболеваний с оплатой труда препо-давателей-практиков;

7.11. привлечение к работе в стационарах по уходу за больными и поддер-жанию надлежащего санитарного состояния волонтеров (верующих, отбываю-щих наказания за неуголовные правонарушения, исполняющих альтернативную службу вместо воинской, добровольцев из числа школьников старших классов, готовящихся к профессиональной медицинской деятельности и т.д.).

8. Ресурсное обеспечение системы и учреждений здравоохранения

8.1. Финансовое и кадровое обеспечение системы здравоохранения в соответ-ствии с п.п. 4, 14, 15, 18.

8.2. Создание системы централизованных закупок материально-технических ресурсов (строительных материалов, конструкций, автотранспорта, медицин-ского диагностического и лечебного оборудования стоимостью более 100 000 рублей за единицу и др. ресурсов) на конкурсной основе с «прозрачной» систе-мой тендеров и конкурсов для снижения закупочных цен, исключения коррупции и ликвидации практики «откатов».

8.3. Создание системы государственного поощрения потребителей и произво-дителей материально-технических ресурсов отечественного производства для здравоохранения, лоббирование принятия законодательных и подзаконных ак-тов по установлению системы льготных принципов налогообложения и государ-ственного кредитования.

8.4. Побуждение органов исполнительной власти к принятию решений по уста-новлению специальных сниженных тарифов на энергетические ресурсы для системы (учреждений) государственного сектора здравоохранения.

8.5. Оснащение всех лечебно-профилактических учреждений (организаций) государственного сектора здравоохранения альтернативными (автономными) системами электро-, тепло-, водоснабжения на период кризисных ситуаций и техногенных катастроф.

8.6. Создание единой компьютерной информационной сети системы здраво-охранения Российской Федерации и общегосударственных банков и баз данных о состоянии здоровья населения, лекарственного обеспечения и осуществле-ния дистанционных форм консультативной медицинской помощи и непрерывно-го последипломного медицинского образования врачей и медицинских сестер.

8.7. Создание государственных обязательных и бесплатных для врачей и ме-дицинских сестер средств профессиональной информации (газет, журналов, справочников, руководств, инструктивно-методических изданий).

8.8. Поэтапный возврат к системе бесплатного высшего и среднего специально-го медицинского образования по перспективно-прогнозным государственным заказам с размещением их в ВУЗах и средних специальных образовательных учреждениях на конкурсной основе.

8.9. Разработка системы государственного кредитования высшего и среднего специального базового и дополнительного образования с установлением системы распределения и обязательных сроков отработки (возврата) государст-венных кредитов.

концепция здравоохранения России

Previous post Next post
Up