Фильм "Золотой компас"

Jan 24, 2008 10:47


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Я посмотрела фильм «Золотой компас». Это первый из трех фильмов, которые составят эпопею «Темные начала» в стиле фэнтези. Наверное, постановщикам не дает покоя успех «Властелина колец». Еще не сняли все фильмы по «Хроникам Нарнии», не досняли «Гарри Поттеров», а уже запустили новый большой проект. Новый фильм, пожалуй, ближе к «Хроникам Нарнии», чем к «Властелину колец». Несмотря на большой бюджет и новые компьютерные эффекты, фильм в прокате провалился. Но речь идет об американском зрителе, у нас же он вызвал некоторый интерес.

(Смотрел случайно выхваченные куски одним глазом. В фильме действуют одетые в бронежилеты белые медведи, кочующие по снегам Арктики цыганские таборы, летающие ведьмы, духи-двойники людей в виде мелких животных и пр. Тяжелый бред, судя по консистенции, легкими наркотиками дело не ограничилось. Так как в фильме постоянно упоминается «волшебная пыль», то, скорее всего, кокаин. Далее идет результат героических усилий понять, обратившись к первоисточнику, о чем же этот фильм. Прим. редактора).

Фильм ориентирован на детскую аудиторию, так как главная героиня - девочка одиннадцати лет.

Чтобы понять, что в нем происходит, мне пришлось прочесть книгу Филиппа Пулмена, по которой он поставлен.

Действие происходит в неком мире, параллельном нашей Земле. Там у всех людей есть деймоны - часть души человека, существующая в виде полу-призрачного животного, находящегося всегда рядом, как тень, но все же имеющего некоторую свободу передвижения. Деймон имеет кличку, может общаться со своим хозяином, они связаны телепатически, разговаривают, но другие этот разговор не слышат, и никто не может говорить с чужим деймоном. Деймоны же разных людей могут взаимодействовать друг с другом, отражая нюансы взаимоотношений своих хозяев. Деймон выражает как бы эмоциональную жизнь человека. Обычно дэймон имеет пол, противоположный своему хозяину. Деймоны детей постоянно меняют свой вид, деймоны взрослых не меняются. После смерти человека деймон бесследно исчезает. В Африке дикари умеют отделять деймона от человека, превращая людей в зомби, они работают, выполняют все приказы, но, действуют подобно роботам.

У животных деймонов нет.

Кроме того, в этом мире живут летающие ведьмы, вечно молодые, живущие до тысячи лет. Они живут племенами. Они умеют летать. Их деймоны имеют ту особенность, что могут далеко улетать от своей хозяйки. Ведьмы вступают в связи с обычными мужчинами, рожают от них детей. Девочки становятся ведьмами, мальчики остаются людьми.

Еще есть бронированные белые медведи, живущие на севере. Медведи умеют говорить и обрабатывать металлы, потому что строение руки у них такое же, как у человека. Они носят бронированные латы, которые сами выковывают из метеоритного железа. Броня заменяет им душу. Медведи нанимаются на службу к людям, выполняют договоры. У них есть король.

Король есть также у цыган, которые во всем похожи на наших цыган, но живут на воде и плавают на лодках.

Самолетов в этом мире нет, но есть большие дирижабли. Лампы и телефоны немного не такие, они похожи по дизайну на вещи начала 20 века, но действуют лучше.
Политическое устройство мира тоже не такое, как на Земле. Нет США, есть отдельные государства, например, Техас. Нет России, есть Московия. Север и восток Евразии контролируют дикие тартары, воины, имеющие странные обычаи, например, они делают дырки в черепе, чтобы разговаривать с богами. Англия же существует в неизменном виде, есть Лондон и Оксфорд. Цивилизованный мир - христианский. Есть папа, но он не живет в Риме. Все контролирует некий Магистериум. Это около религиозная организация, тесно связанная с церковью, но являющаяся чисто чиновничьим органом.

На севере есть Северное сияние, называемое Авророй, в нем виден призрачный город. Через Аврору на землю поступает пыль - поток элементарных частиц, неведомой природы. Ученый из Московии обнаружил, что частицы пыли притягиваются к людям, но не касаются детей, не достигших полового созревания. Из этого христианские ученые сделали вывод, что с частицами пыли в людей входит грех, и пыль есть первобытный грех. По приказу Магистериума ведутся эксперименты по ликвидации влияния пыли на людей. Церковь считает, что возможно будет избежать первобытного греха, а следовательно, и смерти. Для этого ученые похищают детей из бедных семей, в том числе у цыган, увозят их на Север, где для этого построена специальная лаборатория и отделяют от детей их деймонов. Они считают, что таким образом им удастся избежать взросления детей и сопутствующего ему влияния пыли. Возглавляет эти эксперименты миссис Колтер, очень честолюбивая и жестокая женщина. А отверженный и преследуемый Магистериумом, ученый, лорд Азриэл, решил пойти дальше, он хочет проникнуть в призрачный город в Авроре и уничтожить сам источник пыли.

Когда-то Ариэл и Колтер были любовниками, у них есть дочь, Лира, которая воспитывается в Оксфорде в теологическом колледже. (Туда ее поместил Азриэл, мать же от нее отказалась). Она не знает, кто ее родители и считает Азриэла своим дядей, а с Колтер знакомится только в 11 лет. Ее деймона зовут Пантейлемон. Девочка живет среди ученых мужей, они ее балуют, не мешают бегать по улицам, играть с цыганскими детьми, особенно не напрягают с учебой. Цыгане и ведьмы знают, что она не простая девочка, а ребенок из пророчеств, который изменит всю их жизнь.

Лира отправляется с цыганами на Север спасать похищенных детей, потому что украли и ее друга, кухонного мальчика Роджера. Ее воспитатель, магистр, дает ей загадочный прибор, похожий на золотой компас, альтиометр. С помощью него можно получать ответы на все вопросы, если правильно расшифровывать знаки, на которые указывает стрелка, если задать интересующий вопрос. Лира - избранная, поэтому у нее это получается, другим же приходится смотреть в толстенные толкователи.

По дороге с девочкой происходит множество приключений. Она подружилась с бронированными медведями, вернула медведю-изгнаннику корону, познакомилась с летающей ведьмой, спасла детей, сражалась с тартарами, охраняющими лабораторию, узнала, кто ее родители.

Все это время она убегала от своей матери, которая при ближайшем знакомстве ей не понравилась (та хотела ее остановить, отобрать альтиометр, попытаться воспитать по своему подобию) и стремилась к своему отцу, который тоже проводил эксперименте на Севере. Однако, выяснилось, что отец ничуть не лучше матери: так же одержим стремлением к власти, хочет уничтожить пыль, хотя и по другим причинам, чем церковники и готов ради своей цели убивать. Именно он разъединяет спасенного Лирой Роджера с его демьеном, потому что при этой операции происходит громадный выброс энергии, необходимый ученому для заключительного этапа своего эксперимента. В результате он сумел построить мост до призрачного города, на который Лира и вступает в конце первой книги. Она решает, что раз ее родители считают пыль плохой, самим злом, то пыль, скорее всего, напротив, хорошая, необходимый элемент их мира и ее надо спасти от родителей.

Скажите, бред? Очень похоже. Вначале я думала, что все это сочинил молодой наркоман, но Пулман родился в 1946 году. Книги его известны во всем мире, церковь ими не довольна. Написано суховато, не хватает тепла. Хотя автор пытается передать детскую психологию, получается это у него плохо. Ясно, что приключения девочки упакованы теологические размышления. Но на кого ориентирована книга? Если на детей, то при чем тут теология? Если на взрослых, не забывших своего детства, то многовато бронированных медведей. Сделать окончательный вывод можно будет после прочтения всей трилогии.

В фильме же много спецэффектов. Хороши демьены, особенно у Лиры. Пантейлемон превращается то в хорька, то в кота, то в птицу. А неплохо было бы иметь при себе такое существо: близкий друг навсегда, кроме того, сразу видно, кто есть кто. Так демьен противной карьеристки Колмен является хитрой мартышкой. Саму Колмен, как всегда прекрасно, играет Николь Кидман. Белые бронированные медведи взяты, явно, с реклама Коки-Колы. Они замечательно дерутся между собой.

Не понравилось мне то, что тартары говорили по-русски. В книге они, по крайне мере, отличны от московитов. Но ведь и под орками, честно говоря, Толкин подразумевал русских. Присмотритесь к ним поближе: они живут на востоке, они - орда, они служат злу. «Властелин колец» ведь написан в сороковые. Вот так всегда и будет: мы для них тартары, чистое зло или, в лучшем случае, дикари. Ведь наша территория на европейских картах так и называлась - Тартария, а это слово идет от Тартара, страшной обители мертвых и демонов у древних греков. Слово «татары» - это видоизмененное «тартары» и только мы его относим к современным жителям Казани, а для Запада - татары - все мы.

Критика

Previous post Next post
Up