В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Кому в Израиле жить хорошо.
Часть 14. Кибуцы
Израильские колхозы
Обобществление детей
Лев Толстой как автор колхозного строя
Израильское сельское хозяйство - интереснейшая вещь. Начать с того, что в Европе и России евреи не занимались сельским хозяйством, за что им многие пеняли, говоря, что землю они пахать не хотят, а хотят только торговать да быть ростовщиками и кабатчиками. Конечно, не все евреи занимались выше указанными профессиями, не все они были и врачами, юристами и журналистами. Увы, большинство евреев были бедными людьми и имели профессии сапожников, портных и других мелких ремесленников. Но землю, действительно, не пахали. Вначале у них ее просто не было, они жили в местечках, в черте оседлости(не надо, кстати, думать, что это было какое-то особое зверство царизма. Это было условие, на котором им разрешили переселиться в Россию из Польши в 18 веке, как они сами просили. Им долго отказывали, потом согласились). Из черты оседлости было вскоре сделано одно исключение: евреям разрешили селиться на землях Новороссии, где они могли обрабатывать землю. В Новоросию-то они поехали, но поселились в городах, например, в Одессе. Однако отдельные евреи все-таки стали землевладельцами, например, отец Троцкого был крупнейшим собственником земли на юге. Но евреи-сионисты вовсе не были против сельского хозяйства, однако, они считали, что обрабатывать землю еврей может только в Палестине. И энтузиасты отправились на Землю Обетованную.
Интереснейшие это были люди: мало того, что они были сионистами, они еще были и социалистами. Еще интереснее то, что деньги на выкуп земель в Палестине давали отъявленные капиталисты, миллионеры типа Ротшильда. Переселенцы были образованными людьми, и многие из них были почитателями идей графа Л.Н.Толстого.
Photo 12
Толстой в это время как раз проповедовал опрощение, возвращение к истокам, к идеалам первых христиан, к физическому труду на природе, к жизни в общине и совместному воспитанию детей. Сам-то он не собирался жить общиной, а тем более, совместно воспитывать детей. Софья Андреевна бы ему показала! Но его поклонников это не смущало. На выкупленных землях организовывали кибуцы. Все вопросы решает общее собрание. У членов кибуца нет собственности на землю, орудия труда, жилье. Они совместно обрабатывают землю и выполняют общественные работы, необходимые для существования общины. При этом не было специализации: каждый должен был по очереди отработать на всех трудовых местах. Детей же воспитывали совместно: вначале в детском саду, потом в школе интернате. Практиковались совместные трапезы. Если человек решал уйти из кибуца, ему выплачивалось некоторое пособие, соответственно с годами, проведенными в общине. Пенсионеры оставались жить в кибуце, но работали меньше. Вопрос о принятии нового члена также решался на общем собрании, там же решали, кому и сколько выделить денежных средств на карманные расходы или необходимые покупки.
Но, разумеется, в Палестину уехали единицы, многие эмигрировали в США, а большинство остались в России, где вскоре произошла социалистическая революция. Известно, что мальчики и девочки из еврейских местечек приняли в ней самое широкое участие. Они же составили и большую часть первой советской бюрократии. Интересно, какую роль сыграла модель кибуца в решении организовать колхозы? Или их сходство было случайным? Мне об этом ничего не известно. Да, была идея, что русские люди просто созданы для общинной жизни, но была ли она верной? Община, действительно, существовала в России очень долго, ее разрушили только столыпинские реформы. Разрушение общины, приведшее к быстрому социальному расслоению огромного крестьянского населения, выталкиванию людей из деревни в город считается одной из причин революции. Почему же крестьяне тогда так сопротивлялись организации колхозов? Ведь они совсем недолго были собственниками своих участков земли в полном смысле этого слова, с 1917 по тридцатые годы. До этого земельными участками менялись, чтобы ни у кого не было преимущества из-за владения лучшей землей (а участки у нас были очень разные: где поле, а где и овраг с болотом, а площадь - одинаковая). Однако исторически русский крестьянин вовсе не был склонен жить общиной больше, чем народы Европы. Когда-то община была у всех народов, когда еще существовал род, потом распалась. У нас шел тот же процесс, но община сохранялась искусственно: вначале завоевателями, Казанским ханством, а потом своими собственными феодалами. Так было удобнее собирать дань, а потом оброк, вот и все. В общине существовала коллективная ответственность за налоги и прегрешения. (Примерно такую же форму ответственности нам хотят навязать сейчас, агитируя вступать в кондоминимумы или как там еще называются формы объединения жильцов. За свет, газ, воду и капремонт будет платить именно это объединение, а долги отдельных неплательщиков разложат на всех). Как бы то ни было, ко времени организации колхозов крестьяне уже не хотели общины, по крайне мере многие. А ведь в колхоз крестьянин вступал вместе со своим паем, земельным, а также с орудиями труда. Его изба оставалась его собственностью. Теоретически он имел право выхода из колхоза со своим паем, и, разумеется, не было никакого совместного воспитания детей. Но сопротивление было большим. Кто-то восставал, кто-то просто уезжал в город, как, например, моя бабка и ее сестры.
Кибуцы существуют до сих пор и дают примерно 70% продукции сельского хозяйства и 100 % рыбоводства. Колхозов нет, хотя в годы советской власти они, вместе с совхозами (в которые преобразовались некоторые колхозы) давали 100 % продукции сельского хозяйства. Что же стало с бывшими колхозниками, стали ли они собственниками своей земли, выделенной им из общественной? Нет, не стали, потому что землю им так и не отдали. Им отдали некие земельные паи, а межевание так и не проводилось. Говорят, это очень долго, говорят, сначала надо создать земельный кадастр и еще что-то. Крестьяне же, не рассчитывая прожить 100 лет, продали свои земельные паи за копейки, а может быть, с ними случилось то же, что и с нашим ваучерами. Мы (большинство населения) ведь их не продавали, а вложили в некие ваучерные фонды. И где они? Фонды, ваучеры? Зато новые собственники рассказывают, что приобрели все за ваучеры, которые мы им продали. Понять, что и как было приватизировано: за ваучеры, за что-то еще - невозможно. Специально была создана такая неразбериха и правовой вакуум, чтобы никто ничего не понял, а кому надо досталось все и даром. Может быть, и с паями было что-то вроде этого. Но в результате земля оказалась в собственности латифундистов, а бывшие колхозники работают за очень маленькую плату на новых феодалов. При этом сельское хозяйство наше в упадке, потому что продавать нефть и газ выгоднее, но в случае ухудшения конъюнктуры хозяева вспомнят о закупленных впрок землях. А работать на них наймут тех же таджиков, которых нанимают сегодня строить дома. Крестьяне же русские исчезнут вовсе.
Такая вот разная оказалась судьба у близких родственников: кибуца и колхоза. Мне, конечно, интересно, что за люди выходят из кибуцев в большую жизнь? Около 10 лет назад детям разрешили спать дома, а не в общей спальне. 50% молодежи после армии не возвращаются в кибуц. Легко ли вписаться в жизнь людям, воспитанным на коллективистских идеалах?
Вот у нас хотят распустить детские дома, потому что воспитанные там дети потом не могут социально адаптироваться: не знают цену деньгам, слишком доверяют людям и пр. Неужели кибуцники не сталкиваются с такими же проблемами? Если нет, то приходится только сказать одно: что еврею хорошо, то русскому - смерть.