В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Посмотрела по телевизору «Закрытый показ» Гордона, где обсуждали фильм Звягенцева «Изгнание». Фильм я этот прежде тоже не видела. Фильм - очень красивый, и, конечно, его надо было смотреть на большом экране. У кого есть возможность - так и поступите. Многие ругают его за нудность и за то, что он длинный: идет 2,5 часа. Но тех, кто спокойно смотрел в свое время Антониони, Бергмана, а также Тарковского с Сокуровым, это не остановит. Скажу, что фильм Звягинцева идет те же 2,5 часа, а отдельный кадр длится меньше, чем у вышеуказанных режиссеров. На обсуждении много говорили о вторичности Звягинцева, о постмодернизме, о цитировании им всех и всего, о том, что этот киноязык был хорош во времена Бергмана и Тарковского, но сегодня устарел. Все это отчасти верно: Звягинцев является продолжателем старого авторского кино, но, возможно, это кино еще рано хоронить, ведь не хоронят же развлекательное. В кино вообще мало что можно сделать абсолютно нового, и почти все, что используют сегодня, было придумано еще в начале 20 века. То, что делает Звягинцев - авторское кино в виде притчи - вполне возможно, что будет существовать до естественной кончины этого вида искусства. Делает же он свои фильмы профессионально, и отсутствие новизны он вполне искупает старательностью: хороший актерский ансамбль, прекрасная операторская работа.
Этот фильм - о взаимоотношениях людей, в частности, мужчины и женщины, о непонимании друг друга.
Живет семья, состоящая из мужа, жены и двух детей, мальчика и девочки. Отец, в исполнении Лавроненко (любимого актера Звягенцева, который играл отца в «Возвращении»), - жесткий, брутальный, само воплощение принципа мужского начала. Алекс по-своему любит жену, детей, брата, зарабатывает на жизнь, сам принимает все решения. Жена его очень любит, но ей не хватает в их отношения теплоты и понимания. Ее обижает то, что он мало с ней разговаривает, что относится к ней и к детям, как к собственности. Ей кажется, что любовь ушла из их отношений, что такая жизнь ее каждый день убивает, что и все вокруг нее, в том числе, дети не живут, а медленно умирают. Ее пугает, что сын растет похожим на своего жесткого отца, а также то, что они оба похожи на деверя, который еще жестче и мужественнее своего брата. Брата мужа, как ясно из описания, играет, разумеется, Балуев. Когда-то у него была семья, но жена ему изменила, он от них ушел (или убил жену), полностью отказался от детей, вычеркнув их из своей жизни. Теперь Марк - бандит, одинокий волк, участвует в каких-то разборках, играет в карты, у него много подозрительных друзей и он совсем не хочет общаться ни с кем из бывших соседей и родственников, поддерживая отношения только с младшим братом.
Ситуацию усугубляет то, что в жену влюблен друг мужа - человек совсем другого плана. Он мягкий, нежный, он готов выслушивать эту женщину с символическим именем Вера, сочувствовать ей. Конечно, он не говорит ей о своих чувствах, но и так все понятно. Конфликт в душе женщины доходит до предела, когда она узнает, что беременна. Она не хочет больше так жить, она не хочет больше рожать детей, похожих на мужа, которые тоже будут умирать с самого рожденья. Она, вообще, одержима идеей смерти. Ей кажется, что только любовь может спасти от нее. Она хотела бы, чтобы муж любил ее и детей просто так, без условий, а не как свою собственность. Но она не верит, что это возможно, а новый ребенок, как ей кажется, еще больше укрепит сложившуюся и невыносимую для нее ситуацию. Вера предпринимает попытку самоубийства с помощью снотворного, пишет мужу предсмертную записку с объяснением, но в последний момент звонит другу мужу, который ее откачивает. Все свои проблемы она объясняет ему. В это время ее детей и мужа нет дома. Алекс уехал на заработки, дети были у подруги. Но первое, что сказал ее десятилетний сын, увидев в доме чужого мужчину, которого он знает, как коллегу своего отца, так это: «Что он здесь делает?», что лишний раз убеждает Веру в том, что сын весь пошел в отца.
Возвращается из поездки муж, и все уезжают пожить в деревню, где на фоне буколических пейзажей и развертывается трагедия. Жена решает дать мужу последний шанс проявить свою любовь. Она говорит ему, что беременна, но ребенок - не его. Этим она хочет сказать, что ребенок - не его собственность, но муж понимает так, что ребенок от любовника. К тому же сын рассказал ему о внеурочном посещении друга. Он перестает с ней разговаривать, бьет ее, потом едет советоваться к брату. Марк ему советует или убить жену, и говорит, где в доме лежит пистолет, или простить ее. «Как ты поступишь, так и будет правильно», - говорит брат. Но муж выбирает третий вариант. Он решает, чтобы жена сделала аборт. Она соглашается. Детей отправляют к соседям. Аборт делается ей на дому знакомыми брата, после чего Вера умирает. В случившемся муж винит брата, а тому в руки попадает старая предсмертная записка, а также он узнает, что умерла Вера не от аборта, а потому что опять напилась снотворного. Но эту информацию он решает от брата скрыть, считая, что тому лучше считать все несчастным случаем и винить в смерти жены брата, приславшего плохих врачей. Посетив скромные похороны Веры, на которых детей не пустили, брат умирает, потому что он, оказывается, был смертельно болен. Муж же, будучи по-прежнему на него в обиде, оставляет похороны на его друга-врача, а сам отправляется убивать своего друга. Друг ему все рассказывает, кроме того, он находит записку жены, и решает, видимо, начать новую жизнь. Фильм заканчивается тем, что Алекс едет забирать детей.
Для усиления эффекта Звягинцев использует разные приемы. Так, действие разворачивается в неизвестной стране в неизвестное время, чтобы была понятна общечеловеческая природа конфликта. Страна все же не Россия. Городок, где живут герои, - среднеевропейский, деревня - тоже. Может, это Италия? Некоторые сцены отсылают а Евангелию. Так, когда Вере делают аборт, ее дети разбирают на пазлы мозаику «Благовещение», а на ночь маленькая девочка читает оттуда кусочек про любовь (что любящий должен все простить и все понять). Мало того, чтение происходит на фоне картины «Изгнание из Рая». Эти библейские аналогии дают еще один возможный поворот сюжета. А что, если Вера ожидала рождения нового Мессии, т.е. ее зачатие было непорочным? А нежелание мужа принять какую-либо другую истину, кроме самой житейской, уничтожило эту возможность. Название же «Изгнание», по видимому, означает, что с тех пор, как люди изгнаны из Рая, им не понять друг друга, особенно, мужчинам и женщинам.
Кроме того, многие кадры фильма повторяют известные картины, например, сидящая спиной к зрителю на фоне предметов ее утреннего туалета: зеркала, кувшина с водой, или поющие жницы в конце фильма, пасущиеся стада овец, похожие на перекатывающиеся пенные волны.Конечно, кое-что сделано слишком прямолинейно, например, возрождение высохшего ручья, происходящее одновременно с духовным возрождением героя.
Ну что? Да, конечно, не Тарковский. Конечно, его первый фильм был лучше. Но он же старается. Снимает на общечеловеческие темы, это второй фильм о роли мужчины и отца в жизни. А критики - очень жестокие люди. Видели бы вы, как по-детски радовался А.Звягинцев, когда его фильм хвалили, и как мрачнел, когда ругали. У него все написано на лице. Вот это было по-настоящему трогательное зрелище.