В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
А.Звягинцев - режиссер, который пытается ставить фильмы на «вечные» темы, не избегая при этом и вопросов современности. Для того чтобы понять его второй фильм, надо вспомнить первый - «Возвращение».
Там была та же мысль, что по-другому обыгрывается и в "Изгнании": противоположные роли отца и матери, мужчины и женщины. Тот отец был и просто отец двух мальчиков, и отец в фрейдовском понимании, т.е. наше "сверх-я", чувство долга, ответственности, которое есть в человеке, и отец в библейском смысле, как Бог Отец. Звягинцев в том фильме указывал на существенную черту современного мира - на исчезновение Бога, на исчезновение ответственности, гражданственности, на преобладание женских установок: сбережение своей жизни и жизни своих детей. Дети живут комфортно с мамой, они инфантильны, они не взрослеют, потому что отец их исчез. Помните, когда он появляется, женщина его боится? Такое впечатление, что она в чем-то виновата. Отец детей тоже любит, но он от них требует соблюдения правил, а им это непривычно, они бунтуют. (Заметьте, что Бог Ветхого завета требует от своего избранного народа именно соблюдения правил, заповедей. А евреи все время пытаются эти правила обходить, бунтуют). В результате отец погибает (исчезает), а дети становятся взрослыми, мужчинами, теперь они сами могут быть отцами. Т.е., с одной стороны воспроизведена схема взросления с поглощением отцовской роли во внутрь себя, а с другой стороны - история взаимоотношений человека с Богом, история Ветхого Завета (договора).
В новом фильме Звягинцев попытался продолжить этот разговор, т.е. начать с того места, где женщина встречает отца и боится его. Почему женщина его боится? Почему они не живут вместе? Здесь показан уже не детский взгляд на отца, как на фактор взросления, а женский. Не случайно в обоих фильмах роль отца исполняет один и тот же актер. Женщине обидно рожать обреченных на смерть созданий. Женщина считает, что только наличие безусловной любви (когда любовь не оговаривается условиями) противостоит смерти. "Что толку от чувства долга и от взросления, если все равно умрешь?" - вот что хочет сказать жена из "Изгнания". Зачем рождать смертных детей? Если человек соблюдает правила, то почему он умирает?
Жену не зря зовут Вера. Вера в Христа, главное в которой безграничная любовь к Богу, к другим людям, в первую очередь как к Божьим созданиям есть залог нашего воскрешения и бессмертия. Ведь Христос умер за людей, и с тех пор заключен Новый завет. Люди должны любить Бога и друг друга так, как Бог любит их. Другое дело, что не все понимают, что Бог их любит. В данном случае ведь роль мужа и отца опять двоится. Что если он и есть воплощение Бога Отца на человеческом уровне? Вера не верит, что он ее любит, она не хочет рожать нового смертного, даже будь он Мессией. Вера умирает. Это, как и исчезновение Бога отца, отказ соблюдать вековые правила - диагноз современного общества. Но зададимся вопросом: любил ли ее муж и отец ее детей? Из фильма это не ясно. Он прогневался на нее, когда думал, что она нарушила правило, но была ли любовь?
Значит, мы имеем дело не с дилогией на библейскую тему, а по крайне мере, с трилогией. Как доказать, что Бог любит человека? Помните книгу «Иова»? Основным аргументом Бога, убеждавшем разуверившегося в его любви Иова был, тот, что он создал этот мир, что Творец не может не любить своего творения, что все в мире было устроено для человека. Другим аргументом является смерть и воскрешение Христа.
Хотелось бы, чтобы следующий фильм Звягинцева был об этом.
Конечно, можно сказать, что с его стороны самонадеянно поднимать такие темы, как исчезновение Бога и придумывать, что может быть, когда он вернется, а также каково людям существовать на Земле после изгнания из Рая, и можно ли как-то противостоять смерти. Но ведь кто-то же должен говорить на эти темы? Важнее их все равно ничего нет. И кстати, оба этих фильма ответ на вопрос, в чем «русскость» режиссера, который часто задают. А вот именно в этом: в смелости задавания вопросов, в зависании над бездной, в попытке понять то, что понять нельзя.