В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Книги Устиновой достались мне на отдыхе в порядке обмена. Когда-то я ее читала, но потом перестала из-за однотипности сюжетов. Это были истории про Золушку: некрасивая, и немолодая (но до 30 лет) девушка, живущая в «хрущебе» и работающая библиотекаршей, т.е., находящаяся, по мнению автора, в плачевном положении (самое дно жизни), вляпывается, вдобавок ко всем своим бедам, еще и в какую-то криминальную историю. Однако то, что казалось кошмаром, неожиданно (для героини, но не для читателя, прочетшего уже не одну книгу Устиновой) превращается в счастливый шанс, потому что в процессе распутывания дела, появляется богатый и симпатичный холостяк (!). Он влюбляется в невзрачную героиню, разглядев ее скрытые от читателя достоинства, и женится на ней.
За время, прошедшее с моего последнего общения с ее книгами, Устинова очень преуспела в жизни.
Она стала медийной персоной, часто появляется в разных передачах и каждый день в «Часе суда», где адвокат, а теперь уже и писатель П.Астахов притворяется судьей, вынося решения по выдуманным делам, разыгранным начинающими и самодеятельными актерами. Устинова же, по окончании разбора дела, произносит какую-нибудь сентенцию. Она сидит в другой студии, на столе перед ней все возрастающая стопка ее книг. Жизнь удалась. Газеты теперь о ней часто пишут, она развелась с мужем и купила то ли дом, то ли квартиру. А, может, и яхту. Современные писательницы умеют жить в отличие от всяких там пушкиных и достоевских,
которые вечно не могли свести концы с концами. Внешне она не изменилась: полная, в брюках и очках, с короткой стрижкой. Имидж - «свой парень», но хорошая хозяйка. О своем творчестве говорит, что пишет для денег, и что все, кто хотел бы заработать, могли бы хоть писать детективы, а не жаловались бы на жизнь.
Читала, что теперь в ее книгах нет места золушкам, а пишет она про успешных и богатых. Но из двух ее новых книг у меня такое впечатление не сложилось.
В детективе «От первого до последнего слова» действуют, действительно, люди состоятельные, но всего добившиеся своим трудом: он - преуспевающей хирург, она - ведущая с 1 канала телевиденья. Собственно детективная линия, как всегда, тонет в море не относящихся к сюжету подробностей. Так мы узнаем, что у героини - хороший загородный дом и преданная прислуга, что она очень любит своего сына. Много внимания уделено ее отношениям со спутником жизни. Последний толст, ленив, мало зарабатывает, да еще и все время обижается на телеведущую за невнимание, когда она изо всех сил занята зарабатыванием денег. А это очень непросто. Надо видеться с людьми, знаете ли. Мелькают имена всяких известных людей, называемые в самой краткой форме - Сашами да Машами. Наконец, героиня изгоняет придурка, не умеющего делать деньги, да еще и капризного, и начинает новую жизнь. Но что интересно - не с главным героем, а с побочным персонажем.
Все же хирурги, работающие в городских больницах, у нас пока не ровня телеведущим. Роман у нее с пластическим хирургом, имеющим собственную клинику. А главный герой - альтруист, каких поискать: сам денег с больных не требует, лечит даже бедных, даже оказывает помощь на улице! Но денежки у него все же завелись, потому что постепенно слава о том, что у него золотые руки дошла до верхов, и богатые клиенты хорошо его благодарят. Награда нашла героя. Работайте, станьте лучшим - и богатство придет к вам - это основа нашего общества (А вы не заметили? Странно. Вот и писательница говорит. Она же разбогатела, потому что лучшая, верно? Значит, все правильно). Очень много внимания уделено работе врача, видимо, Устинова старательно изучала материал.
Сам же детективный сюжет не интересен. Нехороший человек, бывший КГБешник,
ставший писателем, внезапно умер в больнице у главного героя. Ну, уж такой он был мерзавец, что пробы ставить некуда, тем более, что хорошие люди у гениальных врачей вот так просто не умирают - только из подлости. Было много версий, даже такая, что он кого-то разоблачил в своей книге (Просто смешно: кто это будет читать, когда есть Устинова?), но оказалось, что мотив был корыстным, потому что супостат успел-таки немало наворовать.
Заметно, что в книге многое связано с жизнью автора: развод с мужем-неудачником, новая обеспеченная жизнь, знакомства с известными людьми, возможно, она сделала или думает делать пластическую операцию. Все хорошие мужчины лысые (к чему бы это?).
В этом плане книга отличается от обычных творений Устиновой. Как я уже говорила, ее героиня - Золушка. Здесь она тоже есть - тихая, жертвенная, но проходит вторым планом, как подруга честного хирурга. Но главная героиня - не такова. Она красивая, самостоятельная. Возможно, это отражает изменение самооценки автора: она больше не считает себя дурнушкой, которой внезапно сильно повезло, а думает, что она - интересная, талантливая и трудолюбивая женщина, всего добившаяся своим трудом. Хотя не похоже, что она когда-либо думала о себе по-другому. Наверное, Устинова приходит к выводу, что время неудачников прошло, и пора писать о победителях, тем более что у них тоже столько проблем! Один мелкий жемчуг чего стоит!
Зато в «Колодце забытых желаний» - все по-старому. Есть Золушка. Она мать-одиночка, ей 40 лет, имеет лишний вес, живет в «хрущебе» и работает в Пушкинском музее, искусствоведом. Все без обмана - самое дно жизни. Герой - бывший искусствовед, занявшийся консалтингом (как звучит!) и ставший неимоверно богатым. Погодите, жулики: ужо все искусствоведы займутся бизнесом - тут вам и конец придет. Не все еще просто перестроились. На почве общей профессии и общего образования (оба окончили историко-архивный) герои сближаются. Миллиардер вдруг понимает, что все эти длинноногие 20-летние девушки ему не нужны, а нужна именно эта невзрачная женщина (Как когда-то писал О.Генри о мотивации заведующего отделом в дорогом магазине, принявшего на работу худую брюнетку вместо пышной блондинки: «Обилие сладкого ведет к пресыщению»). Следует эротическая сцена, в которой толстуха превращается в пантеру, чем окончательно покоряет героя. Глядя на ее голую грудь, герой признает, что это - самое красивое, что он видел в жизни. (Вот так-то, худые воображалы!) Очень смешно.
Однако одной Золушки Устиновой показалось маловато, и она ее сдублировала. У героини есть сын, студент РГГУ, такой типичный Раскольников, готовый на все, чтобы разбогатеть и доказать, что он не тварь дрожащая, а право имеет. Именно он и впутывается в криминал с кражей антиквариата из музея. Представьте, что в него влюбляется дочь богатых родителей, помогает ему и даже выходит замуж, тем более, что он становится пасынком миллиардера (Помните анекдот про челночную дипломатию: как выдать дочь Рокфеллера за крепкого сибирского мужичка?).
Мало того у этих последних нищих, героини и ее сына, когда-то был муж и отец, тоже, по случайности богач. Но он от них отказался. Деньги затмили его разум. Вот так, дорогие читатели, не все богачи еще приличные люди, не все понимают, насколько полные 40-летние искусствоведши лучше молодых худышек: они гораздо страстнее, ну просто пантеры, и абсолютно бескорыстны, а главное, полны духовного содержания.
В обеих книгах совсем ненавязчиво рекламируют лекарства «Климактерин», «Мастодион» и Павла Астахова. Странный набор, ну да ладно.
Наверное, такое чтение очень утешает и успокаивает: все к лучшему в этом лучшем из миров. На всякую простушку найдется свой миллиардер, ну в крайнем случае, миллионер, награда найдет героя, а Устинова себе еще чего-нибудь прикупит.