В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Необъективные записки о стране горных негров. ч. 26.
Часть 26. Записки о Монтенегро-2.
Это заключительный пост про Черногорию (Но не радуйтесь: остался еще пост про Дубровник). В нем я подведу итоги и немного повторюсь. Хотела назвать их «Объективные заметки о Черногории», но передумала. Во-первых, это все же элемент конфронтации с основным автором «Необъективных заметок» (а на фига мне это нужно?), во-вторых, я надеюсь, никто и не сомневается в моей полнейшей объективности.
То, что по-сербски «Черна Гора», по-русски «Черногория», по-тарабарски «Монтенегро». Увы, в этих названиях - вся сложная история здешнего народа. Первое звучит по-родственному, по-славянски», сразу вспоминаются слышанные в детстве стишки «Черногорцы? что такое?» Пушкина. Стихотворение было посвящено участию черногорцев в войне с Наполеоном на нашей стороне.
"Черногорцы? что такое? -
Бонапарте вопросил: -
Правда ль: это племя злое,
Не боится наших сил?
И так далее. Не самое удачное его стихотворение, если честно.
А в названии «Монтенегро» есть что-то иностранное, вспоминается какой-то «принц Монте-Негро», граф Монте-Кристо и прочие загадочные личности. К сожалению, сами они презентуют себя больше по латинскому названию, посмотрите хоть рекламу их туризма на «Евроньюз». Письменность их вроде бы, основана на кириллице, но параллельно используется и латиница, есть и газеты на латинице, и названия блюд в меню, не дублируемые на кириллице, а это говорит о том, что, скорее всего, они выходят из кириллической зоны.
Хотите видеть настоящего черногорца? Подойдите к зеркалу. Нет более похожих друг на друга народов.
У них те же черты лица, фигуры, моторика, мимика, голоса. И это очень странно. Так я всегда считала, что русский народ (его северная ветвь), возникла от смешения восточных славян и угро-финских народов. По крайне мере, именно влиянием угро-финского компонента объясняются отличия южной (украинцы, население Кубани, Ставрополья и др.) и северной (жители Среднерусской возвышенности) частей русской народности. Как известно, южные русские имеют темные волосы и глаза, северные - светлые. Северные - курносы, их лица шире. Южные - экспансивнее, северные - медлительнее, угрюмее. От себя могу добавить, что всегда легко отличаю на пляже украинку: у них тонкая талия, большая грудь и широкие бедра (что не обязательно красиво, особенно, если имеется целлюлит, а грудь потеряла форму). У наших женщин такую фигур увидишь реже. Очертания более сглажены, талия широкая, что называется, атлетический тип телосложения. Так вот, черногорки - точно такие же, как наши. А ведь никакого влияния угро-финов тут не было! Напротив, сама черногорская народность во многом искусственная. Она образовалась, когда в 15 веке Сербию захватили турки. Часть людей ушли через горы. Появился свой князь, своя автокефальная церковь. Так они и стали черногорцами. Вообще-то они сербы. Однако сербы как раз имеют характерную, отличную то нас наружность: они черноволосы, они южане по всем повадкам. Может быть, виноваты турки? Но турки добрались и сюда, правда, немного позже, в конце 15 века. Меньше здесь пробыли? Были менее активны? Не знаю, но факт остается факт. Отличить тех, кого на Украине зовут «москалями» и черногорцев невозможно, а всех других очень даже можно. Может быть, все же переселившиеся сюда сербы слились с ранее проживающим на этих землях славянским народом, уже в 7 веке имевшем собственное государство Дукля? И именно генотип этих дуклян сохраняется на современной территории? А уже эти люди в свою очередь когда-то отделились от единого племени восточных славян, давших начало и русскому народу? Может быть, я слишком много внимания этому уделяю, но, как правильно говорил Воланд, нет более запутанного вопроса, чем вопрос крови.
Зато нет никаких проблем с чужим менталитетом. Черногорцы не слишком живы и не слишком общительны, но доброжелательны. Они спокойные. С утра мрачные, к вечеру веселеют. Работают спустя рукава, но все, что надо, по минимуму делают. Поэтому хороший сервис тут будет тогда, когда на работу станут нанимать кого-то другого. Пока же они все делают сами: убирают, готовят, водят транспорт, строят дома.
Строят тут много.
Это отели и так называемые апартаменты - квартиры с отдельным входом в малоэтажном доме. Стоимость квадратного метра - от 2300 до 3000 евро. Русские покупают. Потом привозят детей на все лето, по очереди проводят здесь отпуск. Пока налог на недвижимость маленький, но, говорят, что скоро они вступят в Евросоюз, и налог сильно вырастет. Наши в панике: не знают, продавать или искать какие-то лазейки (хотя налог будет не больше 2 тысяч евро в год).
Экономика их основана на туриндустрии. До того, как придумали летом ездить к черту на рога, жили они трудно. Почему-то здесь все очень мелкое:
маслины, рыба, мидии. Может быть, природа такая, может быть (о маслинах) не очень стараются. На горах растет лес, террас, где росли бы, например, те же оливы, очень мало. Полей мало до того, что каждое поле, меньшее, чем у нас в колхозах, имеет собственное название и историю, например, Будванское поле. Это поле около городка Будва, ныне все застроенное домами. Раньше же здесь что-то выращивали. А по дороге в Тиват показывают еще одно поле, имеющее особое историческое значение и знаменитое почти так же, как Косово поле. Из уважения к былым заслугам его пока не застраивают, но и ничего не выращивают. Там растет бурьян. Животноводства тоже нет. Даже свиней черногорцы не разводят, а мясо для своего национального сырокопченого Негошского окорока импортируют. Экскурсовод нам сказал, что черногорцев всегда спасала коза, потому что она «сама себя выращивает». Коз я там тоже не видела, но самокритичностью черногорцы тоже похожи на русских. Про промышленность и говорить нечего. Нет ее. Зато воздух чистый. Чтобы как-то оправдать свое нежелание осваивать природу, черногорцы объявили большую часть своей территории национальными заповедниками. Их, кажется, пока пять, но будут еще. По соотношению всей территории к площади заповедников они первые в Европе.
Вступление в ЕЭС - главная здешняя мечта. Под нее чинят дороги и проводят воду. Не знаю, чего они ждут от этого вступления? Ведь вряд ли их зарплата сильно вырастет, а налог на недвижимость возрастет не только для русских, но и для них. Сейчас зарплаты у них низкие, например, водитель туристического автобуса получает 300 евро. А цены в магазинах даже немного больше, чем у нас. Например, персики - 90 рублей (а ведь сезон, и они их растят), булочка - 10, газета 20 рублей. Цены тут, кстати, в евро. Своей валюты нет.
Конечно, за такой короткий период, и, не зная языка, трудно что-то понять, но все же. Пьяных здесь мало, можно сказать, что совсем нет. Видела только один раз каких-то бомжеватых граждан в городе, которые радостно пели национальные песни (типа «шумел камыш»), явно ощущая, что ужасно хулиганят. При мне компания из 5-х мужиков больше часу не могла справиться с 5 кружками пива. При этом они все время чокались и произносили тосты. Закуски у них не было. Когда я, выпив и съев свое, ушла (а я практически не пью), они все еще сидели, не выпив и половины. Я же припомнила привычную картину из детства, как собравшиеся в пивной мужики, тащат к столику (стульев там не было) в каждой руке по 2 кружки, а потом еще доливают в них водку из чекушки. На газете же лежит одна или 2 вяленых рыбки. Это называлось «выпить по кружечке пива».
Правда, мне говорили, что они зато курят анашу или еще что. Мол, видели много обкуренных. Я со своей стороны могу отличить только пьяных. Их нет в толпе на набережной, кафе. Может быть, на танцах? После рассказов про обкуренных, я стала чувствовать на набережной соответствующий запах, но, возможно, это самовнушение. Обычные сигареты мало курят. И в основном женщины, и скорее всего, русские.
К детям относятся спокойно. Не часто ругают, но и не сильно над ними трясутся. Впрочем, за особое хулиганство могут и наказать. Интересно, что функцию наказания осуществляет мама, в то время как отцы в целом больше занимаются с детьми: тетешкаются, играют, купаются. Мне кажется, что глава семьи здесь все же отец (Поэтому и не наказывает: не хочет портить отношения, с одной стороны, а с другой стороны, для таких дел солидные люди всегда нанимали чужих).
У молодых семей может быть и 3 и 4 ребенка. Коляски у них самые простые, не то что у наших: в Москве некоторые возят детей уже в чем-то похожем на марсианскую тарелку. Есть интересная привычка одевать разновозрастных, но однополых детей одинаково: например папа ведет 10-летнего пацана и несет на руках годовалого сынишку, а одеты они в одинаковые шорты и маечки, только разного размера. Смотрится очень мило. А еще здесь почему-то очень много гомозиготных близнецов. За полчаса можно встретить до 3-х пар! Что-то тут не то с экологией, потому что частота таких близнецов должна быть меньше.
В кафе и ресторанах очень шумно. Степень веселья напрямую связана с мощностью усилителей. Музыка играет на полную громкость, однако, дети прекрасно спят в колясках. Может, они поэтому вырастают такие спокойные?
Видела тут общество пенсионеров. Они держат свое кафе, организуют поездки, концерты, дают льготные путевки. Но это не СОБЕС. Причем, видела не в одном городе. Жаль, что у нас такого нет.
На рекламных досках объявления о годовщине чьей-то смерти. Это самый частый вид объявления. С портретом, но без указания дат рождения.
Видимо, зовут на панихиду. Наверное, это связано с тем, что они сохранили понятие рода и клана, как у арабов или других южных народов. В газетах - те же объявления. Но есть и еще такие: «Сестры усопшей такой-то скорбят о ее кончине. Покойся с миром», что-то вроде надписи на венке. Даты смерти нет. Наверное, это знак уважения. Могилы без оградок, без холмиков, на плитах - каменные, железные и прочие цветочки, таблички, кресты, как на Западе, но есть и венки, как у нас. При могилах нет больших крестов или фигурных памятников - только плиты. Видела заранее купленную могилу, просторную, уже накрытую плитой, с фамилией, но без дат рождения и смерти: пока все живы.
Церковь работает по ночам. Службы там нет, но сидит человек и продает свечи, принимает записочки.
Интересно тут танцуют. Просто в ресторане не танцуют, хотя музыка есть. Даже и место для этого не предусмотрено. Ходят на специальные площадки, где тоже продают спиртное. Там ждут, когда набьется как можно больше народа, потягивая пиво. Музыка гремит так, что вибрируют внутренние органы. Для разогрева публики на возвышении танцует, а вернее извивается девочка в купальнике. При ней есть шест, и она изображает характерные для стриптиза движения, но не раздевается. Когда народу набьется столько, что нельзя повернуться, начинаются танцы, заключающиеся в том, что люди переступают с ноги на ногу на одном месте, то есть немного трясут икрой, двигают попой и чуть-чуть вертят руками, поднимая их вверх, при этом многие халтурят и не делают ничего.
Мужчины носят на шее толстенные золотые цепи, а женщины, в основном, обходятся без украшений.
Еще мужчины любят чесать себя в паху, совершенно этого не стесняясь. Они весьма своеобразно ухаживают. Наши девочки жалуются,
что им не дают проходу. Честно говоря, не заметила никакого особого флирта, но, девочкам, конечно, виднее. По-моему, черногорцы слишком прямолинейны в изъявлении своих намерений: «Вы привлекательны. Я чертовски привлекателен. Приходите вечером на сеновал» Это многих отпугивает. То ли дело турки и арабы! Они как-то умеют привлечь женщин. Так что черногорцам еще учиться и учиться.
В советское время о сексуальности сербов ходили легенды. Повторяю: я не вижу тут целующихся или парочек в кустах, но дыма без огня не бывает. Во всяком случае, их девушки прикрыты больше, чем наши. Видимо, не хотят провоцировать. Голый живот почти не встречается, зато наши женщины скоро снимут последнее. Я уже видела юбки, специально присборенные на лобке, так чтобы были видны трусы одного цвета с юбкой.
Черногорцы любят свою культуру. Так я заметила, что звучат, в основном, местные песни, причем в них слышны народные мотивы. Песню на иностранном языке можно услышать редко. Видела выступление народного ансамбля в косоворотках, его слушали с большим энтузиазмом: подпевали, приплясывали. Мелодии песен похожи на молдавские, а сами песни очень длинные.
К русским они относятся хорошо, но по всему заметно, что мы для них - уходящая натура.
В музее есть таблички на пяти языках, но только не на русском. Если в объявлении встречается русский язык, то он идет последним и самым мелким шрифтом. Понимают русский пожилые люди: видимо, их учили в школе, в институте, а молодые не знают языка совсем. Конечно, учитывая, что это - курорт, где 90% иностранцев - русские, есть меню на нашем языке, но далеко не везде. Продают 2 русские газеты: еженедельники «КП» и «АиФ», издающиеся специально для Черногории (на почте и в одном киоске, в отеле нет). Есть книги на русском (на других языках, кстати, нет). Это наши детективы, женские романы и пр. Ассортимент похож на ларек в аэропорту, но цены большие: от 15 до 20 евро.
В нашем отеле примерно половина русских. Здесь каждый день показывают новый фильм, но они все на английском с сербскими субтитрами. Почему не дать посмотреть кино нашим, я не понимаю.
В целом, глядя на жизнь и нравы черногорцев, можно представить, что бы было с русскими, не пойди они на север. Наверное, тоже были бы немногочисленным народом, живущим на малом клочке земли под жарким солнцем. От слякоти, от морозов, от вечно серенького неба, от неярких красок у нас испортился характер, но зато мы способны на подвиги и большие свершения. Каждому свое.
(на сем проект завершаем. Вполне возможно, что он кого-то из читателей утомил, однако представьте, насколько утомительно было все это искать, писать, подбирать и выкладывать. Зато, если вдруг будет актуально, известно, где искать. В процессе выбросили даже кое-что из готового. Например, подробный отчет об экскурсии на Складарское озеро сокращен до: «ездить не надо». Прим. ред.)
Для упрощения загрузки материал выкладывается небольшими кусками. Как обычно, переходить туда-сюда можно кнопками перехода по теме.