Я прежде писала о фильмах Звягинцева.
http://uborshizzza.livejournal.com/172659.htmlВ своем первом фильме режиссер осваивал библейскую тематику. Главной идеей «Возвращения» было то, что Бог-Отец пропал. Мальчики росли без отца и были похожи на девчонок. Отец вернулся из небытия, взял их с собой в поход, преподал несколько уроков мужественности и подчинения авторитету, а потом будто бы погиб, спасая младшего сына-бунтаря. В итоге мальчики превратились в мужчин, но был ли отец на самом деле? Возвращался ли он? В данном случае это уже не так важно, потому что он навеки поселился в сознании своих сыновей.
В «Изгнании» Звягинцев восстанавливал миф о жизни Адама и Евы после изгнания из рая. Они разучились понимать друг друга. Женщина устала рожать детей, которые когда-нибудь все равно умрут. Зачем их тогда вынашивать и рожать? В чем смысл? Да и дети эти они не ее и не мужа - они принадлежат Богу. Для чего ей жить? Женщина кончает жизнь самоубийством, а мужчина остается растить своих детей.
Как видите, Звягинцев видит в женщинах какую-то темную и противостоящую мужчине сущность. Если добавить к этому героиню «Елены», то картина складывается нелицеприятная для лучшей половины человечества.
В обоих фильмах главным был вопрос о том, любит ли Бог человека. Ответом на этот вопрос должен был стать фильм на сюжет книги Иова. Но четвертым фильмом стала социальная мелодрама «Елена». Зато следующий фильм уже про Иова. Конечно, это очень вольное изложение библейского сюжета.
Современный Иов - автослесарь Коля (актер Алексей Серебряков) живет на берегу холодного северного моря. Здесь жил его дед, его отец, а Николай сумел построить себе неплохой дом, где самое лучшее - это комната с панорамными стеклами, через которые открывается шикарный вид на море и скалы. Коля - добрый и мирный человек. У него красивая жена, сын, любимое дело.
Но в счастливое время мы его не застаем, потому что место, где Николай поставил дом, приглянулось здешнему мэру, который через полностью подчиненные ему суды произвел землеотвод, а компенсацию за дом и мастерскую собирается выплатить в 600 тыс. руб., тогда как независимые оценщики дали заключение, что это стоит 3.5 млн.
Николай пытался сопротивляться, подавал апелляции - везде отказали. Но зато этим своим трепыханием он страшно разозлил мэра (актер Роман Мадянов). Казалось бы, какое тому дело до телодвижений какого-то автослесаря? А вот неправда, что власть совсем оторвалась от народа: мэр близко принимает к сердцу все происходящее.
Фильм ни разу не реалистический
(хотя в одном из поселков, где его снимали, предприниматель застрелил мэра, из-за действий которого он потерял 4 млн. руб., а в другом поселке недавно суд принял решение, что чей-то 2-хэтажный дом снесли незаконно).
Концы с концами здесь не всегда вяжутся. Если поселок такой маленький, что мэр лично занимается каждым землеотводом, то они с Колей должны знать друг друга, как облупленных. Но они первый раз встречаются нос к носу, когда после последнего суда ночью сильно нетрезвый мэр приезжает ругаться к пьяненькому Коле. Зачем он это делает?
До поездки к дому слесаря мэр посещал местного архиерея. Опять неувязочка: мэр небольшого поселка слишком мелкая сошка, чтобы накоротке общаться с владыкой. Но мы видим сцену, где священник увещевает мэра, который в чем-то сомневается. Он говорит ему, что всякая власть от Бога и поэтому мэр во всем прав перед Богом (пока он власть). А мэр у нас - очень богомольный. В лихие 90-е он убил много народу и хочет замолить грехи. Собственно, он и землю отбирает не для себя, а чтобы церковь там поставить. Зачем в таком месте нужна церковь - загадка. Во-первых, в поселке есть разрушенная церковь, во-вторых, логичнее было бы строить церковь в центре, но, может быть, мэр (или владыка: неизвестно кому из них пришла в голову мысль строить церковь именно там) прав - в этом месте физически чувствуется присутствие Бога. Не зря три поколения семьи Николая хотели жить именно там.
Итак, мэр уверился, что он не менее, как представитель Бога в этом поселке, а тут какой-то слесарь смеет ему противоречить. Вот что его гнетет: букашка, а хочет жить по-своему! Именно для того, чтобы выразить свое презрение и возмущение и приезжает мэр к дому, который днями пойдет под снос.
Николай живет не один: у него есть жена Лиля (актриса Елена Лядова), сын Ромка, школьные друзья - Анжела (актриса Анна Уколова) и ее муж Павел Поливанов, ДПСник, Дмитрий - друг-адвокат из Москвы (актер Владимир Вдовиченко).
Адвокат пытается ему помочь получить достойную компенсацию за дом. Он нарыл какой-то компромат на мэра и хочет шантажировать последнего - подергать за «фаберже», как они шутят с Колей. Этот поступок стал роковым для обоих бывших армейских дружков.
Мэр вначале пугается, а потом едет за поддержкой к архиерею. Тот вновь его увещевает: «Ты - власть. Любая власть - от Бога. Ты не должен быть слабым». Науськанный таким образом мэр вспоминает молодые годы. Когда-то он был самым настоящим бандитом, и руки у него по локоть в крови. Ранее прочитавший папочку с компроматом Коля возмущался: «Если в Москве все о нем знают, то зачем держат?!». Адвокат отвечал, что, наверное, там, наверху, именно такие запятнанные и нужны - ими легче управлять. Запомним это соображение.
Мэр вывозит адвоката за город, телохранители его избивают, а мэр делает вид, что собирается его застрелить: «Дочке своей что-нибудь передать хочешь? А, не хочешь! Ну, ладно» и стреляет в сторону. В тот же день адвокат вихрем срывается в Москву, а на звонки друга Коли больше не отвечает. Испугался, видимо, истинно верующего человека. Мэр же теперь не на шутку разозлился на слесаря и велит засадить его в тюрьму любой ценой: «Ах, не за что? Ах, кристальный? А ты найди!» - велит он кому-то по телефону.
Но кроме неудачной попытки вернуть деньги за сносимое имущество, адвокат умудрился еще натворить дел: он сошелся с женой друга, да так нехорошо, что все об этом узнали.
Здесь мы имеем дело с образом женщины, которая, как уже ясно, понимается Звягинцевым, как неуправляемая и враждебная мужчине стихия. Это вторая жена Николая. Первая супруга - его одноклассница - умерла, когда их сын был совсем маленький. Вторая жена молодая, красивая, но сын-подросток ее ненавидит. Женщина недовольна своей семейной ситуацией: мужа она явно не любит, пасынок сидит у нее в печенках, работа на рыбном заводе на конвейере утомляет и отупляет, а тут еще дома лишилась. Жить им теперь придется в однокомнатной убитой хрущевке, и, хотя друзья обещают помочь сделать ремонт, радости мало. Как жить втроем с подростком, да еще с таким, который ее ненавидит, в одной комнате? Муж пьет, а как выпьет, так жалуется на жизнь, вспоминает, как мечтал дед мечтал, как отец мечтал, как он с детства мечтал о доме, как построил, и как у него дом отняли - надоело все это слушать. Конечно, у него золотые руки, работу он найдет, но это будет уже не то. И своих детей у нее нет. Уйти от мужа? Но он ее так сильно любит - она не решается.
А тут подвернулся красивый мужчина (Кстати, на съемках фильма у Лядовой и Вдовиченко завязался роман, окончившийся счастливым браком). Вероятно, она его видит не впервые: ведь история с судами тянется давно. Жена сама пришла к нему в гостиницу, а он не смог отказаться. Второй раз они сошлись на пикнике в честь дня рождения одного ДПСного начальника. Начальник этот, пользуясь тем, что у него работает школьный приятель Коли, вроде бы по дружбе все время бесплатно чинит у Коли свою машину. Но ему неудобно совсем уж халявничать, и он пригласил Колю с семьей и москвича на пикник. Программа там была предусмотрена самая заманчивая: вначале ехать за 100 км, потом пить и есть шашлык, потом стрелять по мишеням, потом возвращаться.
Женщины - Лиля и ее подруга Анжела - готовят мясо, дети бегают по окрестностям, а мужчины стреляют по пустым бутылкам. Для прикола именинник привез портреты прежних вождей: Брежнева, Хрущева и т.д. «А где нынешние?» - «Их время еще не пришло». Правда, как стреляли по портретам не показали - может быть, не подошли по размеру для мишеней.
Все не очень трезвые, но вот Лиля пошла куда-то в кусты, а адвокат - за ней. Тут мелкий ребенок прибежал: «Мама, там дядя душит тетю, а Ромка плачет!». Все сорвались, побежали. В итоге Коля разбил другу лицо, Лиля отвезла его в гостиницу, он позвал ее с собой в Москву. А она его ни с того, ни с сего спрашивает: «А ты в Бога веришь?». Адвокат ответил, что верит в факты. Ранее подобный неуместный вопрос ему уже задавал мэр. «Что вы все ко мне с этим вопросом пристаете?». Но Лиля ушла, а мэр с утра устроил адвокату инсценировку расстрела. Может, надо было верить в Бога, а не в факты?
Коля жену простил, а пасынок - нет. Увидев целующихся отца с мачехой, он психанул, убежал на берег моря, где сел рядом с огромным скелетом кита. Такого кита в Библии называют Левиафаном.
Скелет - не настоящий, а бутафорский. Его делали специально для Звягинцева и должен он что-то символизировать - то ли наше государство, обглоданное властными ворами, то ли что-то еще.
Отец пошел искать подростка, тот вернулся, но высказал мачехе все, что о ней думал. Почему-то ее это очень расстроило. Похоже, что сама себя она тоже осудила. Рано утром на заре Лиля вышла на берег моря, подошла к обрыву. В море она увидела китовый плавник.
Водятся ли в Мурманской области киты? Кто их знает. Они и в Средиземное море заплывают - иначе откуда взялась история об Ионе?
Больше Лилю живой не видели. Хватились ее только к вечеру, когда она не приехала с работы. Подруга думала, что она осталась дома, Коля считал, что она на работе, потом решили, что она уехала с любовником в Москву. Но выловили из воды ее тело.
Потеряв любимую, Коля запил. Пьет он водку бутылками и из горла. У магазина дважды вдовец встречает местного священника и спрашивает его: «Где же твой Бог?» - «Мой со мной, а где твой, не знаю. Ты не постишься, не ходишь к исповеди» - «А если бы ходил, моя жена бы воскресла?» - «Не знаю». Священник рассказывает Коле про Иова: как тот потерял все, что имел, покрылся коростой и стал ругать Бога, а Бог с неба к нему обратился: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь».
И Иов устыдился, что усомнился в милости Бога, и снова у него все появилось, и дожил он четвертого поколения своих новых детей. «Это сказка такая?» - спросил Коля. Священник махнул рукой и пошел домой.
Дом у священника бедный, но попадья держит свиней, которых кормит хлебом. Минуты две нам показывают чавкающих свиней. К чему это? Хлеб все еще сакрален для наших людей и скармливать его свиньям - грех. Что-то эта метафора означает, но каждый поймет по-своему. Может быть, так осуждают священника? А может быть, свиньи - это те, кто ест хлеб культуры, не понимая в этом ничего?
Слесаря обвиняют в убийстве жены. Говорят, что ее вначале ударили по затылку молотком, а потом уже утопили. Молоток этот у Коли в доме нашли. Услышав это, он, бедный, плачет, как ребенок.
Так Лилю убили, или она покончила с собой? Экспертизу подделали, или кто-то подкараулил женщину у обрыва? Зрители точно знают, что это не Николай, а вот его школьные друзья сомневаются. Анжела вспоминает, что он тогда, на пикнике, грозился жену бить и приходит к выводу, что мог бы.
Зато друзья берут к себе оставшегося одного подростка. Дом сносят, а Коле дают 15 лет. Мэр доволен: «Будет знать, на кого залупаться».
В конце фильма мы видим новую церковь. Архиерей произносит проповедь, в которой мы узнаем отголоски дела «Пусси Риот». «Не в силе Бог, а в правде», - говорит владыка. И еще много правильного говорит.
Слушают его внимательно. В первых рядах стоит мэр с семьей. Вид у него самый просветленный. Да и у всех других лица хорошие. И видно, что архиерей верит тому, что говорит.
Так есть ли Бог? И с кем Бог? С властью? Почему пострадал добрый, но слабый человек Коля, а процветает мерзавец мэр? Он угоден Богу потому, что верит, потому что церковь в красивом месте поставил? Кто из нас не задавал себе подобных вопросов, видя несправедливость жизни?
Или нам не дано понять того, кто создал Левиафана, кто может управлять им? Мы не знаем всего замысла. Если следовать книге Иова, то Иов, признав могущество Бога, создавшего Левиафана, признает и его право посылать страдания.
А Бог есть. Это видно по последним кадрам фильма, когда на экране только море и скалы.
Очень по-разному можно этот фильм понимать. Например, что власть в России (и в мире) несправедливая, но она от Бога. А ослабнут властители, Бог от них отвернется, тогда хоть по их портретам стрелять можно, хоть по ним самим. Но это ведь ужасно! А вы можете поймать левиафана на удочку? Нет, не кита, не бегемота и не крокодила, как иногда трактуют библейский текст, а огромное чудовище? Вы можете побороть государство? Тогда положитесь на Бога - только ОН знает для чего все наши страдания и чем все закончится.
А кое-кто говорит, что русофобия. Пусть уже смотрят мультики с маркировкой до 6-ти лет.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)