В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Вчера я поместила
http://uborshizzza.livejournal.com/367894.html три ролика на тему психической атаки, но из-за того, что в третьем ролике эпизоды из «Звездных войн», обсуждение пошло в сторону пародий на этот фильм, а мне бы хотелось, чтобы сравнили «Чапаева» и «Адмирала».
«Чапаев» - легенда советского кино, фильм, который вошел в психологический код участников Великой Отечественной. Многие вспоминают, как мальчишками смотрели этот фильм по 10 раз в надежде, что Чапаев выплывет. Конечно, это произошло потому, что было сделано умело. Вот знаменитейший эпизод психической атаке (один из рекордсменов по числу подражаний и пародий). В данном случае не важно, что никакой психической атаки не было в действительности. Да, не встречались каппелевцы с чапаевцами в бою, да и не идиоты были белые, чтобы идти строем на пулеметы. Данный эпизод надо рассматривать, как символический. На вчерашних крестьян, корявых мужичков и даже одну бабу, Анку-пулеметчицу, идут стройные ряды красивых, в черной форме, с военной выправкой офицеров. Они будто не замечают, что в них стреляют, они печатают шаг, тянут носок, они так презирают своих противников, настолько не считают их за людей, что даже не реагируют на то, что пули косят их ряды. Они демонстрируют вековое превосходство белой кости над черной, превосходства бессмертного духа над жалкой плотью. Камера крупным планом показывает растерянные лица чапаевцев, которые не понимают, что происходит, и идущие на них ряды каппелевцев. Им кажется, что это идут не люди, а автоматы, что убить их нельзя, а это страшно. И красные бегут. Но не все. Командир их останавливает, а Анка, опомнившись, косит из пулемета. Кончилось ваше время, господа. Больше не испугаете своим превосходством, сколько вы страху не нагоняйте, своей нечеловеческой стойкостью, а мы вас били и будем бить! Таков был посыл этого эпизода, и, может быть, воспоминания о нем позволило солдатам отечественной не бояться элитных частей Вермахта. Но обратите внимание: белые в этом эпизоде показаны с уважением, как достойные и мужественные противники.
А вот эпизод из «Адмирала». Андрей Кравчук замахнулся на Г.Н. и С.Д. Васильевых, на легенду. И правильно: кто такие эти Васильевы? Они разве получали призы в Германии? А Кравчук получал (за «Итальянца»)! И вот он показывает, как выглядела психическая атака (которой не было) с другой стороны. Теперь у нас зима, и атака проводится не для устрашения, а от безысходности: у бедняжек белых нет патронов. Они измученные, пораненные, обмороженные, но готовы в бой за веру, царя, отечество. Лиц не видно, камера фиксируется на ногах, месящих грязный снег. Это натурализм, до которого не додумались первобытные братья Васильевы. Пулемет сносит офицеров пачками. Какие стройные ряды, какая выправка? Еле ползут! Кравчук давит на жалость. (Красные - истинно, звери! Нет бы подобрать, чаем угостить, обогреть, а потом уже расстрелять?) Для усиления эффекта красные убивают женщину, медсестру, встающую впереди бойцов с белой тряпкой (Получилось похоже на Марианну с известной картины "Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа) «Ах, вы убили нашу женщину? Ну этого мы так не оставим!» Возмущенные белые берут позицию, красные бегут.
Вот скажите, зачем было добавлять эту убитую медсестру? Если уж хотел переснять знаменитый эпизод, показать, что на второй стороне были не демоны, а измученные, усталые люди, то чему такие дешевые эффекты? Да и все равно: лучше не снял. Смотреть эпизод скучно, в историю кино он не попадет. Получилась 1001 пародия, не более того. Как и весь фильм, впрочем.