Фильм «Мой муж - гений». У Гордона про Ландау

Nov 15, 2008 12:39


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Вчера я посмотрела фильм «Мой муж - гений», показанный по 1 каналу в рамках программы А.Гордона «Закрытый показ». Не посмотреть ее было просто невозможно, потому что примерно месяц писали о фильме, как о скандальном, физики-академики требовали его запретить, либералы говорили о невозможности цензуры. Фильм создан по мотивам книги Коры Дробанцевой «Как мы жили».

Сам по себе фильм, конечно, доброго слова не стоит. Очень-очень средний, если бы он был не о Льве Ландау, то никто бы его и не смотрел. Но все же сначала скажу об актерских работах. Впервые за много лет (может, это мне так не везло), я вижу новую работу Людмилы Чурсиной, и работа эта - хорошая, как и все, что она делала. Ей удалось сделать из маленькой роли полноценный образ. Перед нами стареющая, но все еще красивая и очень гордая женщина, полная горьких воспоминаний о прожитой жизни. Видно, что ее душа испепелена, причем не столько смертью любимого человека, сколько унижениями, перенесенными ею за время супружества. Такое жизни впечатление, что любовь ее была ложкой меда в бочке дегтя (того самого, которым мазали ворота в деревнях нестойким на моральной стезе). Но все же любовь была. Она 20 лет прожила без мужа, и теперь пытается задним числом оправдать свою жизнь, понять, стоило ли все прощать гению, стоило ли приносить свое человеческое достоинство на алтарь его величия и его науки.

К сожалению, психотип, изображенный Чурсиной, совершенно не согласуется с характером молодой Коры, сыгранной Ксенией Громовой. Ее Кора - вздорная женщина-ребенок, со странностями, истеричная, которую никто не воспринимает всерьез. Достоинство, гордость? Это не про нее. Кроме того, она совсем не так красива, как Чурсина и как сама Кора. Она милая, хорошенькая, но не более. Поэтому, когда говорят: «Вы, Кора, красавица», это выглядит, как грубая лесть. И невозможно представить себе, чтобы героиня Чурсиной вела себя, как идиотка, пряталась в шкафу, расхаживала среди гостей в комбинашке. Она бы просто убила всех: и мужа, и себя и любовниц, да и муж бы поостерегся так себя вести при такой женщине. Но героиня Громовой мне кажется ближе к прототипу, несмотря на очень хорошую игру Чурсиной. Это просто другая женщина. А Кора, скорее, всего и была такой инфантильной и истеричной, как в фильме, и к старости она не могла так перемениться. Это довольно распространенный тип женщин, зная их по опыту, скажу, что они очень любят приврать, а вернее, фантазировать, поэтому все, что написано в мемуарах Коры, надо делить на 10.

Что хотел изобразить актер Д. Спиваковский, играющий самого Ландау, я не поняла. Получился, как всегда, образ несколько застенчивого, обаятельного неформала с придурью. Большую часть времени он играет пожилого Ландау, на нем жуткий сивый парик с всклокоченными волосами. Может, надо было взять более подходящего по возрасту и внешности актера? Но роль получилась такая: шутил, шутил и дошутился. Понять, за что его любили и ценили друзья, коллеги и женщины - невозможно.

Наконец, в фильме, разумеется, отображена зловещая роль КГБ, который следит за физиком, не смыкая глаз. Изображению этого процесса посвящена примерно четверть фильма. Все это не несет никакой смысловой нагрузки и нужно только для того, чтобы зритель не забывал об ужасах советской власти. При этом там есть действительно исторически подтвержденный эпизод, когда Ландау был в 30-х годах посажен за антисоветскую агитацию, и его выпустили по ходатайству Капицы. Но это показалось авторам недостаточным зверством (Агитация была? Была. Выпустили? Выпустили), надо было добавить что-нибудь пострашнее, вот и ходит актер со зверской мордой, натужно изображая КГБешника, да еще все время пялится на грудь своей машинистки, чуть ли не засовывая голову ей в вырез блузки, чтобы подчеркнуть, что вот какие похотливые и аморальные люди следили за гением!

Мемуары Коры я в свое время читала, но помню их плохо. Но из того, что я помню, и из фильма, где они использованы, у меня сложилось впечатление, что автор была сильно не в себе. Странно и то, что она взялась рассказывать о вещах, о которых не говорят никому, кроме самых близких людей, и те подробности, что она сообщала. Кое-что отдает явным бредом и паранойей: корыстность соавтора Ландау Е.Лифшица, то, что врачи чуть ли не уморили больного, вся эта слежка КГБ. Я верю людям, которые совершенно по-другому отзывались о Лифшице, а также помню книгу о том, как Ландау спасали. По тем временам это считалось настоящим чудом. Кстати, одна наша знакомая больше года занималась с ним лечебной физкультурой. Вот она была настоящей красавицей. Она рассказывала о нем, как об очень вежливом, интеллигентном человеке. Он мог пошутить, отпустить комплимент, но ничего непристойного в его словах и действиях не было.

Если беспристрастно смотреть на жизнь этой семьи, то складывается такая картина. Жена-ребенок, которую муж очень баловал, но не обращался с ней, как с взрослым и равноправным человеком. Потом он ее разлюбил, но не бросил, потому что чувствовал ответственность. У него были другие женщины, с которыми он ходил в гости, и люди это спокойно принимали. Они знали, что жизнь его с женой нелегка, что она может в любой момент выкинуть все, что угодно. Конечно, и муж был не без странностей. В ранней юности он решил, что не будет пить, курить и знать женщин и держался этих пунктов всю жизнь, а в отношении женщин до 27 лет, пока не встретил свою будущую жену. Он так решил, потому что думал, что только соблюдая аскезу сможет сделать великие открытия. Но потом он переменил свои убеждения и решил, что общение с женщинами, напротив, способствует плодотворной работе. Теории его в этой области очень общеприняты, и совсем не выдают в нем гения. Но личностная оригинальность не позволила ему отнестись к этому вопросу, как в обычные мужчины. Он любил все раскладывать по полочкам, формализировать. Было придумано что-то вроде брачного контракта, пакт о супружеском ненападении, где оговаривались права и обязанности супругов, расписывались даже штрафы и премии за соблюдение или не соблюдение пунктов контракта. Муж исходил из того, что главное в браке - абсолютная честность. Он не понимал, что ранит жену своей откровенностью. По-видимому, он просто не был способен чувствовать страдания других людей, такая у него была особенность.

Возможны ли такие отношения супругов без ущерба для их взаимоотношений? Нет, конечно. Кстати, гений, обычно, бывает талантлив во всем. У Ландау это выразилось и в умении подбирать учеников, друзей, любовниц, а, главное, жену. Ведь он выбрал такую, которая ему не изменяла. Вот если бы она вела себя совершенно аналогично ему, то их брак бы не продержался так долго. Все это была игра в одни ворота.

Зачем Кора терпела такой брак? Во-первых, она не была совсем здорова, а во-вторых, это было ей выгодно: ведь академик получал очень неплохую зарплату, имел привилегии, и условия его жизни разительно отличались от условий жизни большинства людей. Кстати, и больной Ландау продолжал все это получать, и Кора вместе с ним.
И наконец, многое в поведении Ландау было вынужденным, будь у него другая жена, ему, бы, возможно, не понадобились все эти любовницы. Не зря Капица сказал, что в жизни Ландау было 2 катастрофы: первая - женитьба на Коре. Косвенно судить об их жизни можно опять-таки по этим мемуарам. Будь у него другая жена, мы бы ничего не узнали о его личной жизни. Мало ли известных людей имели любовниц? И кто это знает? Так, ходили какие-то смутные слухи, потом забылись. Это она сделала из его жизни какой-то непристойный скетч.

Разумеется, Ландау был каким-то особым человеком, иначе столько людей не принимали бы участие в его судьбе. Когда физики рассказывают, о том, как они его спасали, то понимаешь, что дело тут не только в его научных открытиях, но и в личности. Что ты там не открой, а если ты сволочь, или зануда то не будут люди сутки на пролет около тебя дежурить и доставать луну с неба.

Возможно, тогда был такой период, когда был нужен такой человек. Кумир от науки. У них - Эйнштейн, у нас Ландау. Золотые времена, когда ученый значил так много!
После просмотра фильма было обсуждение. Приоритет был отдан съемочной группе, которая всерьез считает свой фильм вполне себе гениальным и затыкает рот сыну академика и людям, которые проработали с ним не один год. Они лучше знают, какой он был. Актер Спиваковский даже посоветовал академику Йоффе еще раз пересмотреть фильм. Не понял старикашка величия замысла - надо дать ему еще один шанс. Еще один актер сказал с обидой и возмущением, что вот, когда смотрели фильм о Ленине, где играл великий Каюров, то не думали, о том, как Ленин спит с Крупской при наличии еще и Арманд, а это было не правильно. То есть главное в Ленине, как он спал с Крупской? Вот, кстати, Ленин все же лучше подобрал себе жену, чем Ландау. Она не написала о нем ничего скандального, а об Арманд высказывалась с уважением, называя е другом семьи. И у нас нет оснований считать, что это было не так. А, вообще, я не понимаю, почему глядя на каких-то людей, известных, или не известных, знакомых или не знакомых, на своих друзей и родных я должна думать, как они с кем спят? Я что, маньяк? Да не интересно мне это.

Муссировался еще и вопрос о том, все ли можно гению. Если сын Ландау считал, что гений может быть особенным в отношение своей области деятельности, а в обычной жизни к нему должны предъявляться такие же требования, как к другим, то Гордон считал, что гению можно все, и что его нестандартность проявляется во всем, помогает ему в работе и это надо только поощрять. Кроме того, Гордон высказал ту мысль, что простые люди ориентируются на гениев в обычной жизни, и что Первый канал не случайно продюссировал и показал этот фильм. Вот уж не знаю, на что он намекал? Что скоро все будут жить со всеми, а Первый канал это станет пропагандировать? Зачем? Может, лучше бы физику пропагандировали? Глядишь, новые ученые появятся.

Критика

Previous post Next post
Up