![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hssa2)
В верхнее тематическое оглавление
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hr98e)
Тематическое оглавление (За жизнь)
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000htqf3)
предыдущее по теме…………………………………
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hx0r8)
следующее по теме
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hwps0)
предыдущее по другим темам……………
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hyygh)
следующее по другим темам
М.А. Пальцев, ректор ММА, вообще хорошо говорит, но последнее время он занимался изысканиями с историками от медицины, и они нарыли много забавного. Так как воспроизвожу все, в том числе цитаты, по памяти, то могу что-то немного переврать.
Итак, фактическое основание мед. факультета в МГУ произошло 250 лет назад с чтения лекции «О пользе химии во врачебном деле». Первоначально МГУ имел 3 факультета - философии, юриспруденции и медицины. Зачисление на медицинский факультет происходило только раз в три года и после годичного обучения на философском ф-те и происходило от 3 до 6 лет. Первоначально были большие проблемы с набором студентов, так как регулярного школьного образования в стране не было, и университет брал к себе семинаристов, из-за чего имел большие трения со Священным Синодом. Для подготовки будущих студентов МГУ основал в Казани гимназию, от которой и пошла система гимназий в России.
Выпускники медфака не имели клинической подготовки и по окончании получали квалификацию кандидата во врачи. Далее они год стажировались в военном госпитале и сдавали экзамен.
Потом появились университетские клиники, обучение стало регулярное, с приемом каждый год, а профессорские курсы преобразованы в систему кафедр.
До начала выпуска своих врачей в Москве работали два врача-иностранца. Один, с окладом в 600 рублей в год - для дворян, второй, с окладом в 500 рублей - для разночинцев.
В значительной степени развитие медицины и выпуск врачей был связан с военными нуждами. Хотя в царской России с людскими ресурсами на считались, но солдаты массово гибли и от всех ран, и от инфекционных болезней. Поэтому мед. факультет активно занимался военно-полевой медициной, а потом и медициной катастроф. Например, во время Крымской войны Пирогов произвел преобразование военно-медицинской службы. Были выделены специальные люди, занимавшиеся переноской раненых, сортировка раненых, то, что хирургическая помощь оказывалась не прямо на передовой, а в полевых госпиталях. Выпускники 1 меда занимали главные командные должности в военно-медицинской службе во время 2 мировой. В результате долю раненых, возвращавшихся в строй, удалось довести до 72% - такой цифры в других армиях не было.
В середине 19 века Москва выделила землю на Девичьем поле, и (в основном на деньги пожертвователей) была построена образцовая система из расположенных рядом клиник разного профиля. Строились они продуманно, под специализированную врачебную работу, по чертежам, подготовленными лучшими врачами-гигиенистами. Например, в них была система вентиляции, которая активизировалась от печного отопления, а истопник знал, какие (в зависимости от направления ветра) двери нужно открыть, а какие - закрыть. Балки были из лиственницы, пересыпанные нюхательным табаком. Они до сих пор - в хорошем состоянии. Персонал клиник был только в белых халатах, везде царила образцовая чистота, стены были покрашены в белый цвет. В результате в университетских клиниках не было проблем с инфекциями. Напомню, что середина 19 века - эпоха до Пастера, самое начало Асептики, и в Европе врачи спорили, нужно ли хирургам до операции мыть руки.
Была также внедрена система последовательного трехступенного клинического образования: пропедевтические, факультетские и госпитальные клиники.
Однако если с учебной и лечебной деятельностью дело обстояло прилично, то научная деятельность была в загоне. Профессора медицинского факультета занимались исследовательской работой или дома, на свои деньги и на своей базе, или на базе городских клиник, где они работали по совместительству. Однако в 19 веке были также построены передовые лаборатории, профессура МГУ стала выполнять передовые исследования, в частности, по физиологии; разработали схему проведения операции под эфирным наркозом.
В 19 веке организаторской деятельностью на мед. ф-те занимался Захарьин. Он, в частности, стал в лекциях указывать, что необходимо обратить внимание как на чувство собственного достоинства врача, так и больного. Он писал, что «врач сейчас - элемент обстановки. Он стоит у притолоки, не решаясь ни войти, ни присесть. Время и труд врача не ценятся совершенно». Как-то это не соответствует укоренившемуся штампу о том, что это сейчас врачей мало уважают, а вот в царские времена они были о-го-го!
Начиная с конца 19 века началась эпоха смуты в МГУ, студенческого недовольства, розни между профессурой левого толка и монархистами. Своего апогея это достигло перед революцией, когда в нарушение университетского самоуправления и академических свобод полиция начала аресты студентов в университете. В результате руководство университета подало в отставку ввиду невозможности исполнять свои обязанности в сложившейся обстановке. В результате разборок из 80 профессоров медфака 54 ушли в отставку. Однако, как показали дальнейшие события, срочно заменившие их приват-доценты оказались очень способными врачами, педагогами и учеными.
После революции до середины 1918 года мед. факультет существовал только номинально - было не до того. Потом новая власть повела себя ультралиберально и объявила, что студентом мед. фака может стать любой гражданин России, достигший 16 лет, вне зависимости от национальности, пола и пр. и без предоставления документов об образовании и сдачи экзаменов.
В результате на 1 курс было зачислено 5 тысяч студентов, из которых многие были неграмотны. Клиническое обучение для такой оравы пришлось отменить, а учить только в форме лекций, которые превращались во что-то вроде митингов.
В результате первокурсники стали заваливать экзамены, но пришло новое либеральное решение - экзамены по итогам первого семестра не проводить. Однако по итогам года все равно было отчислено до 90% студентов. Хотел, правда, запретить экзамены и отчисление студентов вообще, но тут Семашко стал против. Ему принадлежит крылатая фраза «хороших врачей страна прокормит, а плохие нам не нужны».
В 19 году пришло новое постановление - проводить занятия в вечернее время, чтобы пролетарии могли с утра работать на фабриках. Однако его отменил начавшийся энергетический кризис - освещения не стало.
Потом началась война, эпидемии и пр. И тут советская власть приняла гениальное решение - оно подчинило медицинский факультет наркому обороны, а студенты и студентки были объявлены мобилизованными. В результате прогулы занятий стали караться по законам военного времени (вот бы сейчас!).
В 20е годы начало выстраиваться профилактическое направление медицины, и врача стали готовить как общественного деятеля, организатора. Для обеспечения этого добавили 16 кафедр гигиенического и пр. профиля, из-за чего клиническое преподавание пришлось сильно ужать.
В 1930 году было принято решение об отделении медицинского факультета от МГУ и преобразовании его в 1ый мед. Это решение чуть не стало катастрофой - некем стало закрывать обучение физики-химии, клиники были отобраны и поступили в ведение московской системы здравоохранения. В результате было проведено разделение на 2 факультета - лечебный и санитарно-гигиенический, а срок обучения был сокращен до 4 и 3,5 лет.
Но тут на 17 съезде ВКПБ с программной речью выступил Сталин, который указал, что педагогическое и медицинское образование в стране в загоне. В частности, профессор мед. вуза получает зарплату в 4 раза меньше, чем шофер, который его возит (что-то мне это напоминает…). После этого в мед. образование пошли ресурсы, срок обучения увеличился до 5 лет (а после 1990 - и до 6, когда субординатуру ликвидировали и присоединили к обычному студенческому обучению). Основные битвы бушевали по линии медицинской науки, изгнание вейсманистов-морганистов, преподавание микробиологии с позиций мичуринства и пр., а потом и дело врачей-убийц, но это уже - другая история.