ММА - 250. «Давно я не лежал в колонном зале» - доклад ректора

Nov 19, 2008 09:36


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

М.А. Пальцев, ректор ММА, вообще хорошо говорит, но последнее время он занимался изысканиями с историками от медицины, и они нарыли много забавного. Так как воспроизвожу все, в том числе цитаты, по памяти, то могу что-то немного переврать.

Итак, фактическое основание мед. факультета в МГУ произошло 250 лет назад с чтения лекции «О пользе химии во врачебном деле». Первоначально МГУ имел 3 факультета - философии, юриспруденции и медицины. Зачисление на медицинский факультет происходило только раз в три года и после годичного обучения на философском ф-те и происходило от 3 до 6 лет. Первоначально были большие проблемы с набором студентов, так как регулярного школьного образования в стране не было, и университет брал к себе семинаристов, из-за чего имел большие трения со Священным Синодом. Для подготовки будущих студентов МГУ основал в Казани гимназию, от которой и пошла система гимназий в России.

Выпускники медфака не имели клинической подготовки и по окончании получали квалификацию кандидата во врачи. Далее они год стажировались в военном госпитале и сдавали экзамен.

Потом появились университетские клиники, обучение стало регулярное, с приемом каждый год, а профессорские курсы преобразованы в систему кафедр.

До начала выпуска своих врачей в Москве работали два врача-иностранца. Один, с окладом в 600 рублей в год - для дворян, второй, с окладом в 500 рублей - для разночинцев.

В значительной степени развитие медицины и выпуск врачей был связан с военными нуждами. Хотя в царской России с людскими ресурсами на считались, но солдаты массово гибли и от всех ран, и от инфекционных болезней. Поэтому мед. факультет активно занимался военно-полевой медициной, а потом и медициной катастроф. Например, во время Крымской войны Пирогов произвел преобразование военно-медицинской службы. Были выделены специальные люди, занимавшиеся переноской раненых, сортировка раненых, то, что хирургическая помощь оказывалась не прямо на передовой, а в полевых госпиталях. Выпускники 1 меда занимали главные командные должности в военно-медицинской службе во время 2 мировой. В результате долю раненых, возвращавшихся в строй, удалось довести до 72% - такой цифры в других армиях не было.

В середине 19 века Москва выделила землю на Девичьем поле, и (в основном на деньги пожертвователей) была построена образцовая система из расположенных рядом клиник разного профиля. Строились они продуманно, под специализированную врачебную работу, по чертежам, подготовленными лучшими врачами-гигиенистами. Например, в них была система вентиляции, которая активизировалась от печного отопления, а истопник знал, какие (в зависимости от направления ветра) двери нужно открыть, а какие - закрыть. Балки были из лиственницы, пересыпанные нюхательным табаком. Они до сих пор - в хорошем состоянии. Персонал клиник был только в белых халатах, везде царила образцовая чистота, стены были покрашены в белый цвет. В результате в университетских клиниках не было проблем с инфекциями. Напомню, что середина 19 века - эпоха до Пастера, самое начало Асептики, и в Европе врачи спорили, нужно ли хирургам до операции мыть руки.

Была также внедрена система последовательного трехступенного клинического образования: пропедевтические, факультетские и госпитальные клиники.

Однако если с учебной и лечебной деятельностью дело обстояло прилично, то научная деятельность была в загоне. Профессора медицинского факультета занимались исследовательской работой или дома, на свои деньги и на своей базе, или на базе городских клиник, где они работали по совместительству. Однако в 19 веке были также построены передовые лаборатории, профессура МГУ стала выполнять передовые исследования, в частности, по физиологии; разработали схему проведения операции под эфирным наркозом.

В 19 веке организаторской деятельностью на мед. ф-те занимался Захарьин. Он, в частности, стал в лекциях указывать, что необходимо обратить внимание как на чувство собственного достоинства врача, так и больного. Он писал, что «врач сейчас - элемент обстановки. Он стоит у притолоки, не решаясь ни войти, ни присесть. Время и труд врача не ценятся совершенно». Как-то это не соответствует укоренившемуся штампу о том, что это сейчас врачей мало уважают, а вот в царские времена они были о-го-го!

Начиная с конца 19 века началась эпоха смуты в МГУ, студенческого недовольства, розни между профессурой левого толка и монархистами. Своего апогея это достигло перед революцией, когда в нарушение университетского самоуправления и академических свобод полиция начала аресты студентов в университете. В результате руководство университета подало в отставку ввиду невозможности исполнять свои обязанности в сложившейся обстановке. В результате разборок из 80 профессоров медфака 54 ушли в отставку. Однако, как показали дальнейшие события, срочно заменившие их приват-доценты оказались очень способными врачами, педагогами и учеными.

После революции до середины 1918 года мед. факультет существовал только номинально - было не до того. Потом новая власть повела себя ультралиберально и объявила, что студентом мед. фака может стать любой гражданин России, достигший 16 лет, вне зависимости от национальности, пола и пр. и без предоставления документов об образовании и сдачи экзаменов.

В результате на 1 курс было зачислено 5 тысяч студентов, из которых многие были неграмотны. Клиническое обучение для такой оравы пришлось отменить, а учить только в форме лекций, которые превращались во что-то вроде митингов.

В результате первокурсники стали заваливать экзамены, но пришло новое либеральное решение - экзамены по итогам первого семестра не проводить. Однако по итогам года все равно было отчислено до 90% студентов. Хотел, правда, запретить экзамены и отчисление студентов вообще, но тут Семашко стал против. Ему принадлежит крылатая фраза «хороших врачей страна прокормит, а плохие нам не нужны».

В 19 году пришло новое постановление - проводить занятия в вечернее время, чтобы пролетарии могли с утра работать на фабриках. Однако его отменил начавшийся энергетический кризис - освещения не стало.

Потом началась война, эпидемии и пр. И тут советская власть приняла гениальное решение - оно подчинило медицинский факультет наркому обороны, а студенты и студентки были объявлены мобилизованными. В результате прогулы занятий стали караться по законам военного времени (вот бы сейчас!).

В 20е годы начало выстраиваться профилактическое направление медицины, и врача стали готовить как общественного деятеля, организатора. Для обеспечения этого добавили 16 кафедр гигиенического и пр. профиля, из-за чего клиническое преподавание пришлось сильно ужать.

В 1930 году было принято решение об отделении медицинского факультета от МГУ и преобразовании его в 1ый мед. Это решение чуть не стало катастрофой - некем стало закрывать обучение физики-химии, клиники были отобраны и поступили в ведение московской системы здравоохранения. В результате было проведено разделение на 2 факультета - лечебный и санитарно-гигиенический, а срок обучения был сокращен до 4 и 3,5 лет.

Но тут на 17 съезде ВКПБ с программной речью выступил Сталин, который указал, что педагогическое и медицинское образование в стране в загоне. В частности, профессор мед. вуза получает зарплату в 4 раза меньше, чем шофер, который его возит (что-то мне это напоминает…). После этого в мед. образование пошли ресурсы, срок обучения увеличился до 5 лет (а после 1990 - и до 6, когда субординатуру ликвидировали и присоединили к обычному студенческому обучению). Основные битвы бушевали по линии медицинской науки, изгнание вейсманистов-морганистов, преподавание микробиологии с позиций мичуринства и пр., а потом и дело врачей-убийц, но это уже - другая история.

За жизнь

Previous post Next post
Up