«К барьеру». Писатели. Сергей Минаев («Духless») и Захар Прилепин («Санькя»)

Nov 29, 2008 13:28


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

В четверг была передача «К барьеру», в которой сражались писатели. Сергей Минаев («Духless») и Захар Прилепин («Санькя»).

Предыстория такова: олигарх Авен прочел роман «Санькя» и поместил рассуждения о нем где-то в Интернете, а может быть, и в печатных СМИ. Ему решительно не понравилось, что в романе описана протестующая бедная молодежь. Он считает, что бедные сами виноваты в том, что они бедные. У них нет денег, потому что, они не работают. А сам Авен работает по 24 часа в сутки, откуда и его состояние.

Скажу, что его работа, как и ему подобных, заключается как раз в том, чтобы перекачивать как можно больше ресурсов страны в свой карман, и именно поэтому у большинства людей денег нет. Но с нашими богачами говорить на эти темы бесполезно. Из всей истории они лучше всего усвоили приписываемые (но не сказанные!) Антуанетте слова: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные». Вначале эти люди уничтожили в стране промышленность и науку, а теперь предлагают людям найти работу. Где эта работа? Во многих краях нашей страны нет никакой работы.

Прилепин ответил ему в «Огоньке». Он написал, что работает с 16 лет и сменил не одну профессию, но при этом даже когда он работал на трех работах, он не мог прокормить свою большую семью (у него несколько детей). Сегодня он известный писатель, у него вышли 6 книг, имеющие хорошие тиражи, переиздания, хорошо раскупающиеся, он лауреат премий, но он и думать не смеет о покупке квартиры в Москве. Прилепин считает, что когда в обществе такая ситуация, что работящий и успешный в своей профессии человек не может обеспечить себя жильем, а то и самым необходимым, не нормальна. Но теперь к нему прицепился писатель Сергей Минаев. Сам Минаев себя писателем не считает, а представляется как бизнесмен, видимо, это намного почетней. Он - винно-водочный торговец, белая кость, не то что эти писаки. Его первое произведение, «Духless», наделало шуму. Потом он пытался повторить успех, но все - мимо. Несколько его вещей вообще ужасны, а одна, которую все же можно читать («The телки»), похоже, что написана в соавторстве с тем, кто все же владеет пером. В социальных вопросах Минаев занимает примерно ту же позицию, что и Авен.

В секундантах у обоих были тоже писатели или люди, близкие к литературе. Минаев обвинил Прилепина, Шергунова и Ольшанского в том, что они бездельники, плохие писатели, пишут всякую чушь. Удивительно, но они ему ничего не сказали о качестве его произведений. Само по себе обвинение просто абсурдно. Ольшанский - главный редактор лучшего на сегодняшний день публицистического журнала «Русская жизнь». У Прилепина регулярно выходят новые книги, он сотрудничает с несколькими печатными и интернетскими изданиями, имеет свое издание. Шергунов тоже активно публикуется. Конечно, они не торгуют водкой, как Минаев. Наверное, только это занятие он считает настоящей работой. Второй раз вижу, как Минаев полемизирует. Он любит переходить на личности, а также хвалиться своим достатком и обвинять всех в зависти к его шикарному житью-бытью. Прилепин волновался, заикался, ему хотелось донести до зрителей свои мысли о том, что невозможно больше терпеть такое огромное социальное расслоение, что страна катится в пропасть. Но это не к Минаеву. Ведь у него-то все хорошо? А чем народу хуже, тем больше он выпьет водки, отчего Минаев процветет еще больше.

Но самое удивительным в этой передаче для меня, как всегда, были судьи. Как известно, простой народ голосует по телефону, а представители элиты - в студии. Уже само приглашение быть судьей в передаче к «К барьеру» означает принадлежность к касте «допущенных к столу». Там бывают очень разные люди: политики, бизнесмены, представители творческой интеллигенции, люди разных возрастов и взглядов. Но удивительно, насколько они всегда едины в оценках поединка! И насколько их оценка расходится с оценкой зрителей. Всегда можно еще до передачи точно сказать, как проголосуют эти судьи и как проголосуют зрители. Но ведь они же прекрасно знают, что люди назовут другого победителя. Зачем же они это делают? Чтобы показать, что они не такие, как все? Чтобы обозначить свою кастовость? Чтобы подать народу пример правильного выставления оценок? Вот и здесь сидела некая предпринимательница, чьего имени никто не знает. Молодая, полненькая, с распущенными по плечам русыми волосами и голубыми глазками, которые она пялила в камеру с таким милым наивным выражением личика. Уж чего она там напредпринимала, не знаю, но она сказала, что Прилепин - явный лузер, а когда он предложил, чтобы в органах власти были представители и от бедных слоев населения, заявила, что во власти нужны только богатые, потому что раз они сумели сами разбогатеть, то помогут и другим.

Эта редкостная по идиотизму мысль преследовала меня всю перестройку, когда эта гениальная личность еще писалась в пеленки. И вот, пожалуйста, опять я это слышу! Если кто-то вдруг резко разбогател, то, значит, многие резко обеднели - закон сохранения энергии еще действует. А уж чтобы богатые стали делиться с другим своими деньгами или секретами успешного воровства? Тогда они сразу станут обратно бедными. Другой судьей была поэтесса Т.Щербина, которая говорила, что не может быть за Прилепина, потому что ему нравится социальное устройство советской власти. А поэтессе советская власть всегда не нравилась. Эта дама уже в возрасте. В 90-х время она вела колонку годах в какой-то газете, возможно, в покойных «Московских новостях». Я помню ее стенания по поводу безденежья, чуть ли не голода, а также рассказы про любовников, которые ее жестоко обманывали и бросали. О последнем она писала как-то уж очень откровенно, неловко было даже читать. Уж неужели же советская власть навредила ей больше любовников? Но с тех пор ее дела, видимо, пошли в гору. Отъелась. Вот и в передачу пригласили. Как же теперь не полюбить всей душой богатых?

Ну и в этот раз, у элиты победил Минаев, а у народа с 4-х кратным перевесом - Прилепин.
Вот это разделение так сказать элиты и всех остальных меня очень тревожит. Не будет стоять дом, разделенный надвое.

А что касается легендарной любви писателей друг к другу - то об этом они сами во все времена говорили. Тот же Блок:

ПОЭТЫ

За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты,- и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.

Напрасно и день светозарный вставал
Над этим печальным болотом;
Его обитатель свой день посвящал
Вину и усердным работам.

Когда напивались, то в дружбе клялись,
Болтали цинично и прямо.
Под утро их рвало. Потом, запершись,
Работали тупо и рьяно.

Потом вылезали из будок, как псы,
Смотрели, как море горело.
И золотом каждой прохожей косы
Пленялись со знанием дела.

Разнежась, мечтали о веке златом,
Ругали издателей дружно.
И плакали горько над малым цветком,
Над маленькой тучкой жемчужной...

Так жили поэты. Читатель и друг!
Ты думаешь, может быть,- хуже
Твоих ежедневных бессильных потуг,
Твоей обывательской лужи?

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!..

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта - всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,-
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!

24 июля 1908

автоном - http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=160

Критика

Previous post Next post
Up