Фильм «Стиляги»

Dec 21, 2008 14:28


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Фильм «Стиляги» Валерий Тодоровский («Любовь» (1991), «Подмосковные вечера» (1994), «Страна глухих» (1998), «Любовник» (2002), «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004), «Тиски» (2007)) снимал 5 лет, музыку подбирал 3 года. Да, как время летит. Помню, как после фильма «Любовь» (1991) называли В.Тодоровского «подающим надежды», а сам он заявлял, что порвал с «папиным кино» и делает нечто новое. А вот и ему под 50 (родился в 1962). Фильмы, награды, должности. С мая 2000 года - главный продюсер по кинопроизводству телеканала "Россия", с августа 2003 года занимает должность советника генерального директора телеканала по кинотелепроектам. Солидный человек. Но папу все же не превзошел. Папа у нас снял «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Военно-полевой роман» (1983), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочку» (1989), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998), «Жизнь забавами полна» (2002), «Риориту» (2008), «В созвездии Быка» (2003). Если не считать 2-х последних фильмов, то остальные были лидерами проката, а «Интердевочка» по сборам останется непревзойденной. Мельчают все же люди. Да и кино его - все то же, что и папы, только больше заимствований из чужих фильмов, что считается не плагиатом, а постмодернизмом.

Но и в другом родство чувствуется: в умении колебаться вместе с линией партии. Посмотрите на папу: до Горбачева - безыдейный фильм просто про мужчину и женщину (Как там обыгран отсутствующий весь фильм механик Гаврилов! Какое узнавание у зрителя, когда в последние 2 минуты появляется Сергей Шакуров: да, это именно тот мужчина, которого ждала Гурченко!); пронзительный фильм о послевоенном времени, когда люди пытаются склеить свои жизни, потому что лучшее осталось на войне (Помните кадр, когда героиня узнает, что учитель-ухажер помнит ее еще по военному времени? Как преображается лицо Анрейченко, и пропадает ее грубость, вульгарность?), но уже в первый год перестройки наступает пора надежд и Борисов идет по улице навстречу новым временам вместе с молодежью, а там и время «Интердевочки» подошло. Именно Петру Тодоровскому удалось показать, что лучше быть проституткой, чем честно работать, потому что так есть деньги и шанс уехать за границу. Сколько девушек после этого фильма поменяли свое мировоззрение! Сутенеры давно должны были бы ему памятник поставить. Ну, а начиная с 1991 - это сплошной поток грязи на советское прошлое, хотя было отступление в «Ретро втроем» и фильм «Жизнь забавами полна» мне нравится, особенно, когда в конце читают стихотворение Г. Поженяна.

Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно, и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
толстых, худых, одиноких, недужных,
робких, больных - обязательно нужно,
нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Лось возвращенье весны протрубил,
ласточка крылья над ним распластала.
Этого мало, как этого мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Чистой воды морякам под килем,
чистого неба летающим в небе.
Думайте, люди, о боге, о хлебе,
но не забудьте, пока мы живем:
нет раздвоенья у супертурбин,
нет у земли ни конца, ни начала.
Мозг человеческий - как это мало.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.

Вот и сын снимал про антисемитов, вынудивших хорошую еврейскую девочку уехать в Израиль, оставив страдать хорошего русского мальчика, про бывшего «чеченца», рехнувшегося от крови и жестокости на неправедной войне, про торговцев наркотиками, но понял, что уже настала пора вспомнить советское прошлое.

Идея фильма не проста, а очень проста. Проклятому, темному, беспросветному, тоталитарному советскому противостояли отдельные яркие личности. Советский императив принуждал всех быть одинаковыми, но были люди, которые хотели быть разными. Они назывались стиляги. Они носили вызывающе яркую, клоунскую одежду, слушали джаз и танцевали рок-н-ролл. Время они проводили, тусуясь на улице Горького, которую звали Бродом, на хатах (квартирах) богатых приятелей, у которых уехали родители, в Коктейль-холле. Свой идеал свободы они нашли на Западе, который может, и неверно понимали, но это не важно. Они были гонимы, их не понимала и травила общественность, у многих сломалась судьба, но они проложили дорогу в нынешний разноцветный, разнообразный и прекрасный мир (который так хорошо показан В.Тодоровским в других его фильмах: тут тебе и мафия, и наркотики и сошедшие с ума молодые ветераны-убийцы).

Главный герой, Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) живет в немыслимо страшной коммуналке, населенной людьми-уродами, с папой и братом. Маму папа (С.Гармаш) выгнал за измену. Мэлс (Антон Шагин, молодой артист из МАТ) учится в МГУ, носит серую одежду, вместе с однокурсницей Катей и другими комсомольцами он участвует в облавах на стиляг. Комсомольцы, которых стиляги зовут жлобами, режут им ножницами одежду и волосы. Однажды он влюбляется в девушку из стиляжной компании - в правильную чувиху Полину-Полли-Пользу(Оксана Акиньшина). Она тусуется с компанией Фреда (Максим Матвеев, актер МХАТа, недавно снялся в комедии «Тарифновогодний»). Любовь заставляет Мэлса преобразиться: он покупает модный прикид, учится танцевать и внедряется в эту компанию. Там ему нравится, и он идет дальше в своем самосовершенствовании: покупает и осваивает саксофон, «Каму-сутру». Все это дается ему легко: ночью поразгружал вагоны - утром у фарцовщика Нолика купил все, что душе угодно. Польза становится его чувихой, но тут Мэлса (уже Мэла) выгоняют из МГУ. Это дело рук девочки Кати, которая тоже была в него влюблена, но он ее отверг. Но Мэл не грустит: он идет на завод, работает днем, а по вечерам играет на саксе в коктейль - холле. Денег у него теперь полно, и он становится главным в тусовке. Этому способствует то, что Фред с компанией порвал. Он остепенился, женился на дочке академика, потому что папа-дипломат (Янковский) выхлопотал ему стажировку в США. Тут Польза говорит любовнику, что беременна, но не от него. Мэл согласен представиться отцом ее ребенка, но он не знал, что родится негритенок. Но ничего не поделаешь. Мэл женится, живет у тещи-мегеры (И.Розонова). Польза стала совсем другая - склочная мать семейства. Тем временем из США возвращается Фред и рассказывает, что там стиляг нет, что если бы на Бродвее увидели кого-то в таком костюме, как у Мэла, то свезли бы в психушку. Мэл в шоке, но утешает себя тем, что здесь он герой, а не псих. Тут Мэл и Польза волшебным образом перемещаются в сегодняшний день. Они идут по Тверской в толпе хиппи, растаманов, панков и ничем не выделяются. Не зря они страдали: теперь каждый может носить, что хочет, и никто ему ничего не скажет, ну разве, что вы не скинхед, не нацбол - тогда, конечно, посадят, а так все хорошо, сплошная толерантность.

Понятно, что это - сказка. Но только зачем же показывать советских людей такими уродами? Сделать это очень просто, например, Розанову достаточно не накрасить и заставит кричать на дочь. Если уж эта красавица так преобразилась, то что же говорить о массовке, куда набрали толстых, старых и несимпатичных людей. А ведь семейство Тодоровских помнит то время хорошо, да и теща Валерия - В.Токарева тоже помнит, зачем же вводить людей в заблуждение? И одежда яркая была, и стиляг этих особо никто не трогал, хотя было несколько фельетонов в прессе. Например, у моей мамы, которая на год старше героя, не было в гардеробе ни одной серой или черной вещи, кроме, конечно, «маленького черного платья».

«Стиляги» все же мюзикл. Вот, кстати, со времени падения старого режима прошло 17 лет. Когда прошло столько же лет со времени падения царской власти, сняли «Веселых ребят» (1934). Почувствуйте разницу. В фильме использована не музыка 50-х-60-х, а рок 80-х: «Ноль», «Браво», «Наутилус», Цой, «Чайф» и другие. Те вещи, где они подражали джазу 50-х. Песни даны в обработке К.Меладзе, в некоторых слова переделаны («Скованные одной цепью», «Восьмиклассница»). Некоторые номера сделаны хорошо: Гармаш в семейных трусах поет «Человек и кошка»; Мэл в одежном магазине вместе с покупателями исполняет "Дай мне один шанс"; Фред на сцене выдает «Мою маленькую бейбу» Гарика Сукачева; в огромной аудитории МГУ студенты подхватывают припев «Скованные одной цепью» под аккомпанемент откидных крышек, безутешные девицы, провожая Фреда, исполняют «Ему не нужна американская жена» группы «Калибри». Олег Янковский, вспоминая, что он в молодости тоже был о-го-го, степует, танцуют акробатический рок-н-ролл в красивых юбках.

Но постоянно кажется, что где-то все это уже было: в «Стене» ("Скованные одной цепью в учебной аудитории), в "Волосах", в «Бриолине», в «Любви и сигаретах» ("Дай мне один шанс" в магазине), в «Чикаго» (танец Янковского).

Много народу на фильме не было. Молодежи не интересно про стиляг давно минувших дней, они пошли смотреть фантастику. Зато мама моя собирается сходить, вспомнить молодость. Интересно, как ей понравится?

Официальный сайт с видеофрагментами: http://www.stilyagifilm.ru/

Критика

Previous post Next post
Up