В Топе есть пост про музей-квартиру Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, где она жила после замужества с 1914г по 1922г.
https://bellezza-storia.livejournal.com/550106.htmlЭту квартиру молодые супруги снимали. «Вот что писала Марина Цветаева о своем доме в «Повести о Сонечке»: "…Я должна немножко объяснить дом. Дом был двухэтажный, и квартира была на втором этаже, но в ней самой было три этажа. Как и почему - объяснить не могу, но это было так: низ с темной прихожей, двумя темными коридорами, темной столовой. моей комнатой и Алиной огромной детской, верх с той самой кухней, и еще другими, и из кухни ход на чердак, даже два чердака, сначала один, потом другой, и один другого - выше, так что, выходит - было четыре этажа. Все было огромное, просторное, запущенное, пустынное, на простор и пустоту помноженное, и тон всему задавал чердак, спускавшийся на второй чердак и оттуда распространявшийся на все помещение вплоть до самых отдаленных и как будто бы сохранных его углов.."
Цветаева писала стихи, ее муж учился. На что жили супруги? На деньги от наследства, которые Марине и Анастасии Цветаевы причиталось после смерти их матери. Мать умерла давно, но вступить в наследство они смогли только став взрослыми.
Вот детская.
«Детская - это «большой зеленый солнечный веселый рай для детей» (Анастасия Цветаева). Самая большая комната квартиры. В этом детском царстве нашлось место не только для черного пуделя Джека, дымчатого кота Кусаки, но и для трех белок, живших в клетках на окнах… Детская мебель, игрушки, а главное - книги трех поколений семьи в высоком бабушкином шкафу орехового дерева».
Как все это умилительно!
«Вдоль стены стояла детская кроватка».
«Рядом - большой сундук, служивший постелью няне».
Минуточку! А как это - спать на сундуке? Он по размеру такой же, как детская кроватка. Свернуться калачиком можно, а вот ноги вытянуть уже некуда - свисать будут. А покатая крышка? Удобно? Да, я в курсе, что крестьяне спокойно спали на сундуках, и что это считалось нормальной постелью. Так было в деревнях, так было и в городских домах для прислуги.
Но ведь Цветаева - человек 20 века, она бывала в Европе и пр. - почему же она считала нормальным, чтобы взрослые женщины спали на сундуке? Почему в такой большой комнате было не поставить кровать нормального размера для няни?
И ее дочь, чуткая Ариадна, даже несмотря на годы проведенные в лагерях и в ссылке, где она могла сблизиться с простым народом, тоже считала, что для няни спать на сундуке - самое то.
И автор поста про музей тоже так считает.
А мне вот странно. И это ведь образованные, продвинутые люди. Что же тогда творилось в домах каких-нибудь ретроградов? Как там относились к прислуге, в том числе, к няням?
Мне попадались люди, которых вырастили няни. Няни - бывшие деревенские девушки, которые где-то в конце 30-х или сразу после войны приехали в Москву и поступили в няни. Они вырастили по 2 поколения хозяйских детей, состарились. Они были прописаны в квартирах хозяев. Они получали пенсию от государства. Выросшие дети звали их тетями да бабушками, но они все равно оставались прислугой. Они привыкли служить, а эти дети привыкли, что им прислуживают. И был заметен большой контраст в отношении к родной бабушке и к няне. Все мои знакомые были очень разные по всем параметрам, но отношение к няням у них было одинаковое - потребительское.
Все тот же сундук, о который спотыкаешься, когда знакомишься с самыми прогрессивными и духовными людьми с хорошими лицами.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)