В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Миллионер из трущоб (Slumdog Millionaire)
мелодрама, Великобритания, США, 2008, 116 мин.
Режиссёр: Дэнни Бойл
В ролях: Дев Пател, Анил Капур, Фрейда Пинто, Саурабх Шукла, Фероз Аббаз Кхан, Азхаруддин Мохаммед Исмаил, Аюш Махеш Кхедекар
Этот фильм номинирован на «Оскара» в 10 номинациях. В понедельник мы узнаем, сколько призов он получит. Дэнни Бойл снимал такие фильмы, как «На игле» и «Пляж». Оба фильма в свое время произвели на меня большое впечатление, хотя и были несколько более поучительными, чем хотелось бы. Про опасность и ужас наркомании и так все ясно, но вот то, как Бойл расправился с идеологией свободного общества, дорогого стоит. Прекрасная природа, красивые, молодые люди, полная свобода, никаких обязанностей, возможность делать все, что угодно, легкие наркотики, свободная любовь, но одно маленькое ограничение: никого не грузить своими проблемами, никого не смущать своим страданиями, никому не обламывать кайф. И вот рай оборачивается адом, стоит человеку попасть в беду. Ему никто не поможет, его только отнесут подальше, чтобы он не смущал покой своими воплями. После этого фильма стало окончательно ясно, что поколение, стремящееся к свободе, на самом деле стремилось к свободе от любых человеческих обязательств. Это был приговор обществу детей-цветов.
Новый фильм тоже снят в экзотической для Запада стране - в Индии. Но ничего прекрасного, как в Таиланде, камера не запечатлевает. Индия в этом фильме - это огромная помойка, на которой копошатся мириады грязных, тощих людей. Это трущобы Мубая (Бомбея). Но люди там живут и хотят быть счастливыми. Они верят в свою судьбу, в то, что все в жизни предопределено. И что вы думаете? Все так и есть!
Братья Джамал и Селим живут вместе с мамой в трущобах рядом со взлетным полем. Характер у братьев разный: Селим - хитрый, агрессивный, жестокий, любит деньги, а Джамал - мечтатель, добрый, доверчивый. Селим - старший. Во время межрелигиозного конфликта мать братьев убили. Судя по именам и по тому, что Селим совершает иногда намаз, они мусульмане. Значит, громили и поджигали их поселок индуисты (Обычно, показывают наоборот). Осиротевшие братья поселяются на помойке. К ним присоединяется девочка Латика, в которую Джамал влюбляется сразу и на всю жизнь. Но детям пока лет 7-9 и о любви говорить рано. Потом дети попадают в лапы мафиози, который заставляет их побираться. Но сделать из детей нищих ему недостаточно, он еще и ослепляет некоторых из них, чтобы им больше подавали. Селима главарь берет в подручные, в этом мальчике он видит родственную душу. Однажды он предлагает ему привести для экзекуции брата:
он хочет, чтобы Селим сделал выбор. Тот экзамен проваливает - спасает брата, они убегают. Но Латика остается у негодяя. Некоторое время дети живут в другом месте. Они морочат голову иностранцам, устраивая им фальшивые экскурсии по Тадж-Махалу и окрестностям. Потом Джамал настаивает на возвращении в Мубаи, чтобы найти девочку. Они ее находят, причем Селиму приходится убить своего бывшего хозяина. За эти годы Селим стал совсем взрослым и обзавелся револьвером. Но счастливого исхода не получается. Селим устраивается на работу к другому мафиози и отбирает у брата девушку. Потом он скрывается, и они несколько лет не видятся. Джамал устраивается работать разносчиком чая в телефонную компанию. Он находит телефон брата и встречается с ним. Через брата он находит и Латику. Она - любовница мафиози, живет в его доме, но несчастлива. Джамал предлагает ей бежать, но из побега ничего не выходит. Он теряет ее. И вот тогда он, используя возможности телефонной компании, прорывается на игру «Кто хочет стать миллионером». Он надеется, что Латика увидит эту передачу. Он отвечает на первый вопрос, на второй просит помощь зала, отвечает на третий. Тут он понимает, что знает ответы на все вопросы, потому что они связаны с его жизнью. Он понимает, что это - его судьба. Каждое несчастье, произошедшее с ним, возместится ему ответом на вопрос. Так первый вопрос был связан с его любимым артистом. Он чудом добыл его автограф, а брат его продал. Третий вопрос связан со смертью матери. Когда они убегали от преследователей, ему врезалась в память фигурка Шивы, и он навсегда запомнил, что тот держит в правой руке (лук со стрелами). Ответ на другой вопрос он знал потому, что надо было указать автора именно той песни, которую их заставлял учить мафиози-изувер: они должны были петь ее, чтобы им больше подавали. Увидев, что парень вот-вот выиграет 10 млн. рупий, ведущий занервничал. В перерыве на рекламу он попытался подсказать Джамалу неверный ответ, но тот разгадал его игру, и взяв подсказку «50на50», назвал правильный. Тогда ведущий сдал его полиции, где его били, пытаясь добиться ответа, как он мог знать ответы. Тут он им все и рассказал. Полицейские тоже индусы и, следовательно, верят в судьбу. Они его отпустили. И вот последний вопрос. Но тут Джамаль ответа не знал, а просто угадал, доверившись судьбе. Его нехороший брат раскаялся, помог девушке бежать, убил хозяина, но и сам погиб. Влюбленные же встретились.
Вот и все. Парень из трущоб может стать миллионером в одночасье и вернуть свою любовь, потому что, кому везет, у того и петух снесет. Хорошие люди будут вознаграждены, а плохие наказаны.
Критики хвалят фильм за сочетание авторского и массового, индийского и европейского кино. К индийскому и массовому, видимо, относится сам сюжет, а к авторскому то, как это все показано: грязь, жестокость. Нет ни одного порядочного или доброго человека, кроме Джамаля и его девушки. Складывается впечатление, что в Индии живут звери, а не люди. Видимо, это и есть элементы европейского кино. Играют в фильме индийские артисты - взрослые и дети. Дети - чудо, как хороши.
В целом же фильму не хватает драйва, серьезности, все это снято как бы отстраненно, как бы не всерьез и поэтому он не вызывает у зрителей тех эмоций, которые вызвал бы настоящий индийский фильм на эту тему, хотя там бы обошлись без большей части натуралистических моментов, присутствующих в картине.