В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
триллер, Россия, 2008, 90 мин.
Режиссёр: Александр Стриженов
В ролях: Дарья Балабанова, Марат Башаров, Оксана Лаврентьева, Ирина Купченко, Александра Дыхне, Анна Казючиц, Диана Шпак, Александр Стриженов, Хельга Филиппова, Сергей Греков, Владимир Макаров.
Александра Стриженова хвалят, говорят, что он хороший режиссер. Его фильмы нравятся людям, потому что он снимает кино коммерческое, кино для широкого зрителя и именно для российского зрителя. Не претендуя на фестивали, на авторское кино, на соревнование с Голливудом. Удивительно трезвая позиция.
Он экспериментирует с жанрами. Снял мелодраму из серии «богатые тоже плачут», про нечеловеческие страдания жены олигарха. Все рыдали. Снял комедии «Любовь-морковь» и «Любовь-морковь-2» на вечную тему переселения мужчины в тело женщины, а женщины в тело мужчины, а потом взрослых - в детские тела и наоборот. Все животики надорвали. И не важно, что таких фильмов Голливуд наснимал сотни: у нас-то не снимали. Подумаешь, Голливуд, а тут - свое, родное: Гоша Куценко, опять же, лысый такой, а колготках, шельмец, - обхохочешься (Хотя мне всегда казалось, что это для него самая подходящая одежда. Может, он и в жизни их не снимает.)
Теперь вот Стриженов замахнулся на триллер. Так, что еще осталось? Военное кино, экранизация классики, боевик… Он нас еще порадует!
Итак, это у нас был триллер, про детей, естественно. Помните ролик недавно был: «Дети - это страшно», да там и дальше в тему было… Приезжает, значит, без пяти минут доктор филологических наук (и диссертация у него такая интересная - про античную мифологию) из Москвы преподавать русский и литературу в ма-аленький такой городишко. Что, страшно? Мне очень. Собственно, это и был самый большой ужас фильма, что бы там потом не накрутили. Чтобы попасть в город, приходится ехать на пароме, а перевозит учителя Белова (Марат Башаров) и его гражданскую жену с дочерью мрачный тип в надвинутом на лице капюшоне - вылитый Харон. Из того, что Белов не женат официально, что девочка зовет его на «вы», ясно, что живут они вместе недавно. А из того, что они уехали из Москвы, бросив недописанную докторскую, очевидно, что был большой скандал. Наверное, Белов был женат и все такое. Но тема эта в дальнейшем не раскрывается. Вероятно, это нужно для того, чтобы стало понятно, что Белов - не самый морально стойкий мужчина и падок до худющих баб с «прицепом»: от того, кто бросил одну жену, всего можно ожидать, сами понимаете. Вот Стриженов от своей жены, как всем известно, гуляет, но ведь не разводится!
На этом с правдой жизни покончено. Начинается ужос. Город-то маленький. Но в нем элитная женская гимназия с пансионом и конным спортом. Девочки носят форму - короткие шотландки в красно-черную клетку, синие пиджачки - в точности, как японские школьницы (помните, одна такая в «Убить Билла» сражалась с Умой Турман, у нее еще был шар с колючками на цепи, которым она наровила размозжить оскароносную голову). Ну и что, что у нас не какая-нибудь Англия, где в маленьких городках находятся старинные частные школы? Что у нас никто бы не повез своих дочек в такую глушь - возят в английскую глушь? Зато соблюдена традиция настоящего триллера. Директрисой в гимназии трудится Ирина Купченко. И это хорошая комедийная роль хорошей актрисы, которая так редко снимается.
Белову дают учить пятиклассниц. Они уже совсем не маленькие. Глаза подведены, волосы распущены, смотрят в упор, не мигая - инфернальные такие. А главная у них - Юленька. У этой девочки не детские проблемы. Во-первых, она имеет преждевременное интеллектуальное развитие и чувствует себя взрослой женщиной в теле двенадцатилетней школьницы. Во-вторых, в силу того же преждевременного развития она знает, что не доживет до совершеннолетия. В-третьих, у нее умер отец. В - четвертых, ее мама - весьма странная и несамостоятельная женщина. Юля хочет провести свои последние годы в полной семье, с мамой и папой, а также ей не хочется, чтобы мама осталась одна. Юля сочетает в себе юношеский максимализм, детскую жестокость, целеустремленность и последовательность взрослого человека. Вот, кстати, такие дети характерны именно для нашего кино - безжалостные дети со взрослыми глазами. Вспомним Плюмбума, гимнастку из фильма «Куколка» (хотя последний фильм был, честно сказать, страшнее). От триллера у Юленьки экстрасенсорные способности: она может одним взглядом натравить бездомную собаку, сделать так, чтобы лошадь споткнулась, на расстоянии устроить автомобильную аварию.
(Кстати, во время первой переклички учениц, одну из девочек зовут "Любовь". Весь класс скандирует "Любовь-морковь". Очень грамотный ход: чтобы не забывали.)
Белов узнает, что в прошлом году одна девочка из его класса покончила с собой. Ему кажется, что дети что-то скрывают и чего-то боятся. Умершая девочка снится ему каждую ночь и хочет о чем- то предупредить. Однажды она показывает ему морг и тело утопленника в нем. От ужаса Белов просыпается и сучит толстенькими ножками. (Пол фильма Башаров ходит в семейных трусах, оказывается, он очень волосатый. Ужос разгорается). На следующий день Белов идет в больницу и действительно видит, как в морг везут такое тело. А в больницу он ходил к матери покойницы, которая сошла с ума и находится в психиатрическом отделении. Но больная не хочет с ним говорить, она буйная и успокоить ее может только Юленька - лучшая подруга ее дочери.
Юленька начинает дружить с падчерицей Белова. Ей удается добиться того, чтобы учитель часто виделся с ее мамой, однажды они становятся любовниками.Следует неизбежная любовная сцена. Ведь как получилось? Раньше все сексуальные сцены из фильмов вырезали, а теперь, наоборот, приклеивают, чтобы добро не пропадало. Жена и любовница очень похожи друг на друга. Обе очень тоненькие, как 12-летние, носят исключительно вечерние платья типа комбинашек с голой спиной. Добившись своего, Юленька начинает требовать, чтобы Белов, как честный человек, женился на ее маме, а ей стал вполне отцом. Он не хочет. У Юли есть теория, что человек сам виноват в своих несчастьях и должен отвечать за свои поступки. Например, зачем Кай сел в сани к Снежной королеве, если ему было так хорошо с бабушкой и Гердой? Зачем Орфей оглянулся? Зачем Белов переспал с ее матерью? Пусть теперь отвечает. У Белова начинаются неприятности: одна его ученица падает с лошади, - это та девочка, которая была готова ему что-то рассказать. Потом его приемную дочь кусает собака, она попадает в больницу. Его квартира горит. Юля заманивает его на переговоры и инсценирует сцену изнасилования, но Белова спасает от тюрьмы его друг-учитель. Тогда этот учитель разбивается на машине, а Белов видит на стене надпись «Завтра ты умрешь». Кто-то бьет его по голове. Очнулся он связанный, в лесу. Тут-то Юля ему все и рассказывает. Оказывается, он не первый отказался жениться на ее маме. Был еще один художник. Этому художнику она подмешала сильнодействующее лекарство, которое ее покойная подруга взяла у своей матери-хирурга. Юля утопила упрямца в реке, но подруга грозилась все рассказать. Пришлось и ее убить. Зато со свихнувшейся матерью подруги Юля установила хороший контакт: та ее слушается, потому что верит, что Юля может общаться с мертвой и передавать ее слова (ну, сумасшедшая, что с нее возьмешь?). «Знаете, где, по мнению древних греков, скрывается упрямство?» - спрашивает Юля. Белов не знает. «В позвоночнике. Вынь его, и скручивай человека, как хочешь» - говорит садистка. Сбежавшая из психушки хирургиня держит водной руке шприц и приближается к Белову. А потом показывают морг, где следователь (сам А. Стриженов), естественно ест яблоко. Вы когда-нибудь видели в кино, чтобы в морге не ели? Прозектор показывает ему труп с вырезанным позвоночником.
Но самого страшного не показали. Фамилия девочки-то была Тимошенко.